фотобанк
Я росла в то время, когда дети с утра отправлялись на улицу и целый день свободно передвигались по окрестностям на велосипедах, лазали на деревья и исследовали подвалы. В те годы у нас не было мобильных телефонов и умных часов, позволяющих родителям отслеживать наше местоположение, и главной заботой мамы было, чтобы я вернулась домой на ужин. Безусловно, многое изменилось, и вопрос безопасности вышел на первый план. Однако наряду с тотальным контролем передвижений появилось и нечто иное: родители все чаще вмешиваются и в другие аспекты жизни детей, стремясь полностью контролировать их.
Выражение «родитель-вертолет» впервые появилось в работе «Родители и подростки», автором которой является Хаим Гинотт. Оно возникло из слов подростков, которые описывали поведение своих родителей как чрезмерное внимание и контроль, сравнимый с нависающим вертолетом. Трудно представить, что спустя пятьдесят лет этот термин получит широкое распространение и в России.
фотобанк
Как правило, родители, проявляющие чрезмерную опеку, чаще всего встречаются у старшеклассников, поскольку в этом возрасте школьники уже способны самостоятельно принимать решения. Тем не менее, обеспокоенные матери продолжают звонить в школу из-за низких оценок и разрабатывают индивидуальные планы обучения для подростков, а затем с неодобрением относятся к идее проживания в общежитии института и арендуют для детей дорогостоящие квартиры, уборку в которых сами осуществляют по выходным. Однако на практике эта тенденция к полному контролю впервые начинает проявляться гораздо раньше.
Интересно, что мотивы, заставляющие родителей проявлять излишнюю строгость и контролировать практически все действия ребенка, представляются вполне обоснованными. Это может быть вызвано беспокойством и стремлением оградить ребенка от трудностей и потерь (считая, что он еще успеет столкнуться с ними), желанием восполнить чувство одиночества, пережитого в детстве, или влиянием других родителей, демонстрирующих достижения своих детей – в любом случае, итог часто один: чрезмерный контроль, избыточная защита и неоправданно высокие требования.
Но, как известно, благими намерениями…. Если родитель постоянно находится рядом, всегда контролирует и направляет, подсказывает и заставляет двигаться вперед, прилагая все усилия для избежания проблем – как ребенку освоить навыки самостоятельного решения задач? И как не столкнуться с тревогой и подавленностью, пока в нем «куют дух победителя», требуя соответствия внушительному перечню условий?
фотобанк
Разумеется, родители не желают совершить ошибок в воспитании детей, и самое страшное, что может случиться – это вырастить человека, которого они считают неудачником, вне зависимости от того, что они вкладывают в это понятие. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы обеспечить им счастливое будущее, поэтому первоклассники изучают английский, французский и немецкий языки, занимаются ментальной арифметикой, посещают кружок по шашкам, трижды в неделю посещают спортивные секции (и все это мы делаем вместе с ними) и, к сожалению, у них еще не распланировано воскресное утро!
Родители часто помогают первоклассникам одеваться в сапоги, куртки и шапки в раздевалках, объясняя это необходимостью поторопиться, поскольку они опаздывают на следующий кружок».
Не стоит помогать пятилетней девочке завязывать шнурки, если она способна сделать это самостоятельно, и не одевайте ее, если она уже умеет одеваться. Избегайте постоянных обсуждений с педагогами и воспитателями о том, как, что и почему. Не стремитесь быть ходячей энциклопедией, мгновенно отвечающей на все вопросы ребенка – это не способствует развитию его любознательности. Предоставьте ему возможность самостоятельно искать ответы и делать выводы о причинах».
Вопрос «А зачем зонт?» и ответ «Потому что там дождь» будут понятны лишь самым маленьким детям. Детям дошкольного возраста необходимо предоставить время для обдумывания и позволить им самостоятельно заметить погоду за окном.
фотобанк
Роль родителя – быть проводником, поддерживать стремление к открытиям и внимательно слушать о достигнутых результатах, а не выступать в роли руководителя, определяющего цели и контролирующего их выполнение. Ещё хуже, когда родитель берёт на себя выполнение задач вместо ребёнка.
Не стоит постоянно думать о своем ребенке с утра до вечера, представляя самые неблагоприятные исходы. Избавьтесь от мрачных предсказаний о будущем и прекратите задаваться вопросами: «Что, если она не достигнет успеха во взрослой жизни?», «Почему она такая стеснительная?». Как можно помочь ей стать более уверенной в себе? Просто не будьте слишком навязчивы.
Если ваши дети выросли, не воспринимайте на свой счет их выбор жизненного пути. В конечном счете, они должны проживать с нами относительно недолго – около 20 лет, и самое важное, что мы должны им предоставить – это возможность нести ответственность за собственные решения.