Миланская Esxence — одна из двух главных выставок нишевой парфюмерии наряду с флорентийской Pitti Fragranza. Выставку называют артистической, чтобы подчеркнуть её уникальность и отличить от массовой и коммерческой парфюмерии. В этом году выставку перенесли в выставочный комплекс Триеннале в парке Семпионе, где экспонируются дизайн и современное искусство. Но с уникальностью возникают проблемы: за последние пару лет количество нишевых марок возросло, и многие стали очень похожими друг на друга. Это усложняет работу даже экспертов, не говоря уже о потребителях. Тренды всё же работают очень жестко: уда сменили специи и зелень, а также любимые компоненты Бертрана Дюшафура — красная смородина. Возможно, так кажется потому что половину всех новинок выставки сделал именно он. Бертран сегодня безусловно король нишевой парфюмерии. Если считать её артистической, то артисты-звезды — сами парфюмеры — играют важную роль. Сейчас наблюдаем настоящий бум звезд нишевой парфюмерии. Без Дюшафура, кажется, не обходится ни один нишевый бренд; он делает чуть ли не дюжину ароматов в год, среди которых бывают настоящие удачи, аккуратные и профессиональные работы, но провалов практически нет. Если не Бертран Дюшафур создал это произведение, то авторство принадлежит Сесиль Зарокян. Осенью, после Pitti Fragranza, я писала о ней как о главной восходящей звезде. Теперь она уже вполне состоявшаяся звезда — беззаконная комета, ведь девушке всего 30 лет. Если Дюшафур — это стабильность и предсказуемость, то Зарокян — импульсивность и дерзкость. Для гарантированного качества обратитесь к Дюшафуру, а для сюрприза и «вау»-эффекта — к Сесиль. Половина сегодняшней десятки принадлежит именно этим двум авторам.

Tango, Masque Fragranze. Masque сейчас одна из моих любимых нишевых марок. Мне нравится всё, что делают эти миланские ребята, Алессандро Брюн и Рикардо Тедески. Три их предыдущих аромата были очень хороши, и Tango такой же. Они отлично умеют выбирать парфюмеров и работать с ними: Tango — настоящая удача Сесиль Зарокян. Аромат цвета крепкого чая — и это его натуральный цвет — пережил на моей коже вечерний и утренний душ, а на обычном картонном блоттере продержался 4 дня, пока я его не выбросила. Он сложный: бергамот, жасмин самбак и турецкая роза соединены с ванилью, не кондитерской, но теплой и горьковатой, и бобами тонка. Плюс специи — кардамон, черный перец — с деревом (кедр, сандал), кожей и мускусом. Богатый и благородный аромат, вполне воплощающий идеи страсти и танго. И к тому же рафинированный, как сама Сесиль.

Aqua Sextius, Jul et Mad. Еще один аромат от Сесиль Зарокян, совсем другой, чем предыдущий. Зеленый шипр с цитрусами (бергамотом, лаймом, лимоном, апельсином, грейпфрутом), зелеными листочками, эвкалиптом, фигами, белыми цветами и морем в основе. Полностью шипровая основа с лабданумом, дубовым мхом, амброй и мускусом. Марку составляют симпатичная пара: Жюльен и Мадалина — их имена, а ароматы — история их романа от встречи на террасе кафе на бульваре Сен-Жермен до Aqua Sextius, латинского названия Экс-ан-Прованса, где они поженились, живут и делают свои духи.

Graine de Joie, Eau d’Italie. Аромат должен иметь два подзаголовка: Dolce Vita и «Летнее утро в Позитано», что почти одно и то же. Там у создателей марки, Себастьяна Альвареса Мурены и Марины Серсале, свой исторический отель, Le Sirenuse. Представьте: утром выходите на балкон такого отеля — пахнут листья и цветы после ночной росы, фрукты за завтраком, например, гранат из названия аромата, конфитюр из малины и красной смородины на столе. Главные тут зелень (и терпкая вечнозеленая, и более свежая обычная) и красная смородина, ну, а также фрезия и пион. Через время остается именно терпкость вечнозеленых шпалер. Eau d’Italie много сотрудничали с Бертраном Дюшафуром, но этот аромат сделала Дафна Бюже, хотя получился он вполне в стиле Дюшафура.

Prima Rugiada, Profumi Del Forte. «Первая роса», одна из ключевых новинок Дюшафур на Esxence и ещё один аромат в стиле dolce vita, — только на этот раз итальянское утро не на Амальфийском побережье, а на тосканском, в Форте-. Марка Дей-Марми происходит из Италии. Утро Дюшафура — иллюстрация главного тренда: специи и зелень. Кумин, черный перец, орегано, мята, листья томата с цветами — сад-огород уравновешен альдегидами с острой свежестью выстиранного белья, затем оттенен бальзамической пихтой и мускусом. Такое фирменное специево-цветочно-зелено-бальзамическое сочетание Дюшафура, сложноустроенное и продуманное, как всегда у него.

Or du Serail, Naomi Goodsir. Еще один аромат Дюшафура. Что можно ожидать от аромата «Золото сераля»? Правильно — чего-то ориентального: Восток, нега, сладость, томность, благовония. Дюшафур не обманывает ожиданий, но и не следует им буквально, избегая штампов, кроме разве что своих собственных. Опять же его любимое сочетание гурманской, кондитерской сладости цукатов, чернослива, инжира и фиников с сухим табаком и горьким смолистым деревом. Ну, и амбра с мускусом — куда же без них в ориентальном аромате. Умение находить контрапункты и выстраивать баланс — одна из самых сильных сторон парфюмера Дюшафура. Баланс, баланс и еще раз баланс.

Junky, Jardins d’Ecrivains. Анаис Бигуан, создательница марки Jardins d’Ecrivains, сама разрабатывает ароматы. Ароматы посвящены писателям и их произведениям. Junky — «наркоман» — слово характерное для поколения битников, которые курили травку и употребляли разные вещества. Калифорния, «На дороге» Керуака, стихи Аллена Гинзберга, «Голый завтрак» Берроуза и подобная атмосфера. В аромате действительно использован запах каннабиса, но он не является главным аккордом — на первом месте острая зелень гальбанума, затем появляются ирис-фиалка-гардения, а в конце возникает мягкая, слегка сладковатая дымка (кедр, ветивер, опопонакс, мох) — именно она соответствует постоянному лёгкому мареву от «травки» и общей эстетике битников. В целом получился интересный аромат, передающий очарование американского андеграунда 50—60-х годов.


Ombre Indigo, Olfactive Studio. Главный хит выставки – результат замечательного хода Селин Верлер – соединения ароматов и визуальных образов. Фотография Густаво Пеллиззона послужила основой для парфюмера, что привело к появлению яркого открытого цвета в истории Olfactive Studio. Аромат получил цвет глубокого индиго, соответствующий названию.
Получился впечатляющий аромат: дымный, густой, древесный и смолистый с фруктами в начале и мускусом в конце. Слива и цветы горького апельсина дополнены шафраном и абсолютом туберозы. Именно тубероза создает характерный, сексуальный, физиологичный, но при этом определённо цветочный аккорд. В базе – горечь ветивера и ладана, бензоин, мускус и амбра.
И, конечно, кожа.
Получился очень современный аромат, где кожа, резина, горящее дерево смешаны с цветочными нотами. Молодая девушка Милен Алран создала его – без сомнения, восходящая звезда.

Rose Oud, Nicolai. Патрисия Николаи из семьи Герлен руководит версальской Осмотекой – хранилищем исторических ароматов. В Милане презентован ее новый сет Les Oud с двумя удовыми ароматами: Rose Oud и Amber Oud, именно Rose Oud получился удачным. Сочетание розы и уда не новое, но Николаи не из числа революционеров. Ее мастерство в обращении с французскими парфюмерными традициями видно сразу. Аромат изящный, тонко организованный. Мне, не любящей уд, он кажется одним из лучших розовых ароматов последних лет. Уд не подавляет другие ноты, а уравновешивает медовую сладость красной розы пряностью и дымностью. Пачули, атласский кедр, бобы тонка и кастореум в базе Rose Oud оставляют на коже легкую пудровую сладость.

Le Mat, Mendittorosa Odori d’Anima. Стефания Скуэлья создает ароматы под своей маркой, которые ей самим подходят — яркой, рыжеволосой и запоминающейся. Le Mat — это карта таро, а сама колода входит в драматическую презентацию аромата, которую Стефания любит придумывать. Аромат получился прежде всего выразительным, как все ее творения. В основе — пряная роза, если расшифровывать, то мускатный орех, черный перец, герань и роза. В финале — пачули и дерево. Пачули ведут себя аккуратно, не упрощая торжественный аромат.

Rose Cut, Ann Gerard. Анн Жерар уже 15 лет дружит с Бертраном Дюшафуром, создающим для неё все ароматы. В Милане представлен новый аромат от него, полностью соответствующий его текущему стилю. Rose — это как цветок розы, так и розовый цвет, который присутствует в цветах и фруктах. Из всех новых ароматов на Esxence эта шипровая композиция, пожалуй, самая минималистичная из работ Дюшафура. Острая перечная свежесть в начале затем немного приобретает гурманские ноты — сушеные красные фрукты, характерные для Дюшафура, а не варенье. Но важнее всего красные цветы: турецкая роза и пион с сухой сладостью пачули. Также присутствует колючая шипровая база из ванили, дубового мха и бензоина.