Нина является создателем множества популярных моделей обуви от Loewe, The Row и Bottega Veneta, а также недавно была назначена на должность креативного директора обувного направления Dior. О дизайнере, чьи работы превращают обувь в значимые культурные символы – в нашем обзоре.
Нина Кристен
«Я стремлюсь постоянно двигаться вперед» — так говорит Нина Кристен, одна из ключевых фигур в обувной индустрии. От первых набросков, сделанных за школьной партой в парижском университете, до всемирно известных туфель Loewe с эффектом сдутого шарика, красных вьетнамок The Row и позиции главного дизайнера обуви в Dior – мы расскажем о том, как амбициозная швейцарка добилась успеха в мире моды.
Один билет из Берна в Париж
«Работа в коллективе невыносима», — заявляет сегодня Нина Кристен, предпочитающая работать самостоятельно, без соучастников. И сейчас, в 40 лет, в своей дизайн-студии в Париже, и в 10 лет, когда она находила на блошиных рынках и в секонд-хендах Берна необычные модели обуви и, используя плоскогубцы, ножницы и нитки, пыталась подарить им новую жизнь. Создание новой пары обуви всегда было для нее своего рода медитацией, и так продолжается до сих пор.
Нина Кристен
В 2008 году Кристен начала обучение в магистратуре Французского института моды по направлению «Дизайн одежды». Однако в процессе учебы Нина поняла, что, в отличие от ее однокурсников, стремящихся работать исключительно с одеждой, она обладает особым видением обуви. Кристен проводила много времени в поисках новых материалов на тканевых рынках и блошиных рынках, тщательно прорабатывала силуэт будущей пары, чтобы добиться завершенности, продуманности и целостности. Но основной целью Нины было создание обуви, удобной для ежедневной носки — и именно благодаря способности сочетать комфорт и новаторство в новых дизайнерских коллекциях она получила известность в мире моды.
По мнению Нины, вопрос о том, откуда успешные дизайнеры находят вдохновение, часто приводит к банальным ответам вроде «природа или путешествия». Она же неожиданно отвечает, что источником вдохновения являются нейроны.
«Самое интересное для меня — не визуальный облик, а лежащие в его основе идеи и творческие задумки. Чтение о нейронах или протонах вызывает у меня восхищение: я осознаю, что не все понимаю, но это невероятно вдохновляет. С самого детства я обращала внимание на Prada, даже не имея представления о моде. Я, пожалуй, настоящий эрудит в самых разных сферах»
Завидный старт
Сразу после окончания учебы, в 2011 году, Нина начала свою карьеру в Saint Laurent. Тогда креативным директором Дома был Стефано Пилати, который одобрил ее кандидатуру на позицию дизайнера обуви. В своей работе она занималась разработкой вечерних туфель с изящными ремешками, сапог-челси и лаконичных лодочек, отвечая на ключевую задачу всех известных модных брендов — приводить в соответствие классический стиль с предпочтениями молодого поколения.
Saint Laurent Fall 2011
Saint Laurent Fall 2011
Прошло шесть лет, и Кристен получила предложение, от которого невозможно было отказаться: Фиби Файло пригласила девушку на позицию дизайнера в Celine. После сотрудничества с Фиби она заняла руководящую должность в обувном направлении Dries Van Noten, а в 2019 году перешла в Bottega Veneta к Дэниелу Ли. В Bottega Veneta Кристен разработала стеганые мюли Lido с квадратным мысом — модель, которая впервые позволила бренду войти в топ Lyst Index 2019 года, — и знаменитые резиновые сапоги Puddle Boots. Их представили сразу в пяти цветах: от классического черного до заметных оттенков kiwi и насыщенного розового lollipop.
Ботинки Puddle от Bottega Veneta, осенняя коллекция 2020 года
Puddle Boots
Первоначально модель не была хорошо воспринята в мире моды, однако обувь нашла признание у эко-активистов благодаря материалу – полностью биоразлагаемому полимерному каучуку без синтетических добавок, который представлялся как более экологичная замена веганской коже. Особую оценку сапоги получили за комфорт, легкость и цельнолитую водонепроницаемую конструкцию – такое сочетание редко встречается среди дизайнерских резиновых ботинок, которые часто оказываются не удобными и не по-настоящему непромокаемыми. В течение нескольких лет Нина также консультировала французский бренд Aigle, специализирующийся на производстве каучуковой обуви.
Громкие проекты и собственный бренд
В 2022 году Нина добилась того, к чему стремилась на протяжении многих лет – она познакомилась с Джонатаном Андерсоном и заняла должность главного дизайнера обуви в Loewe. Джонатану всегда требовались новые и необычные, но при этом умеренные идеи, и он нашел в этом деле достойного партнера. Для коллекции весна-лето 2023 Кристен разработала несколько моделей, которые сразу же стали вирусными: босоножки с антуриумами, туфли, напоминающие обувь Минни-Маус, лодочки с шарами, нанизанными на каблук. При этом в коллекции присутствовало множество практичных вариантов: кожаные сапоги, будто соскользнувшие с щиколотки, роскошные ботильоны с текстурой змеиной кожи. Эта обувь вызвала широкий резонанс в модном мире, положив начало тренду, который сейчас называют гиммиками – когда виральность и эффектность модели превалируют над ее функциональностью.
«Я стремлюсь создавать обувь, отличную от привычной», – заявила Кристен. – Если в процессе работы я не могу понять, нравится мне результат или нет, это хороший признак».
Loewe весна-лето 2023
Loewe весна-лето 2023
Практически в то же время Нина начала сотрудничество с другим влиятельным брендом — The Row, где также возглавила дизайн обуви. Именно эти минималистичные вьетнамки с красной подошвой модели Dune стоимостью $890, которые выбирают от Дженнифер Лоуренс до Кендалл Дженнер, принадлежат перу Кристен. В 2025 году эта модель возглавила рейтинг Lyst, став одной из самых обсуждаемых обувных новинок года.
Дженнифер Лоуренс во вьетнамках The Row
Кендалл Дженнер во вьетнамках The Row
Джонатан Андерсон, создавая JW Anderson, по примеру Ива Сен-Лорана, основавшего собственный дом моды после работы в Dior, вдохновил Нину на запуск собственного производства. Инвестиции в ее бренд Christen были сделаны предпринимателем Полом Дюпюи, с которым она познакомилась во время разработки униформы для его компании Zoi. Первое время было непросто, однако сейчас обувь Christen производится в семейных мастерских Венето, что свидетельствует о высоком уровне ее качества. Нина вынуждена делить свое время между Францией и Италией. Она лично контролирует все этапы производства, так как на карту поставлено ее репутация. Репутация, способная превратить даже обычную обувь в культурный феномен.
Обувь Christen
Заметно, что после ряда экспериментальных коллекций Кристен вновь обратилась к своему подходу, сформировавшемуся в университете: создавать лаконичную и функциональную обувь, которую легко представить в повседневной обстановке. В новой линейке представлены сандалии с тонкими минималистичными ремешками, мюли на танкетке, получившие высокую оценку за удобство, высокие сапоги с закругленным носком и «дедушкины» слипоны с подкладкой из козьей шерсти. В настоящее время обувь Нины реализуется в универмагах Bergdorf Goodman, стоимость пары начинается от $1300, однако в 2026 году Кристен планирует открыть свой первый бутик в Париже.
Dior и новые горизонты
Кристен акцентирует внимание на том, что ее деятельность выходит за рамки моды и представляет собой мастерство, для развития которого необходимо постоянное взаимодействие с профессионалами. Она самостоятельно посещает фабрики в итальянском регионе Венето, чтобы обсуждать каждую деталь: начиная с выбора кожи и заканчивая особенностями конструкции обуви.
«Моя цель — создавать превосходные продукты, не идущие на компромиссы, без экономии на материалах и технических решениях. Именно это для меня первостепенно. Кроме того, я стремлюсь к инновациям, но не в радикальной форме; важнее устанавливать новые критерии технического совершенства и удобства»
Связь Андерсона и Кристен укрепилась после того, как дизайнер занял пост руководителя Dior. В индустрии циркулируют шутки о том, что Джонатан при переходе из Loewe забрал с собой всех сотрудников, включая даже уборщиц, и Нина, будучи одной из его протеже, также присоединилась к французскому Дому.
Для известного модного Дома, имеющего богатую историю и придерживающегося консервативных традиций, Мария Грация Кьюри стала источником новых идей в коллекциях, а Нина – получила шанс формировать мировые тенденции, сотрудничая с легендарным брендом. До появления обуви Dior, созданной Ниной, а также до дебюта Джонатана в женской линии, нам остается ждать до 1 октября 2025 года. Однако ее путь от девочки, собирающей редкие модели обуви, до руководителя обувного направления Dior, уже сейчас является подтверждением того, что целеустремленность и желание развиваться способны изменить индустрию.