В начале девяностых он являлся символом достатка, а в 2000-х – признаком безвкусия. Рассказываем о судьбе малинового пиджака и его связи с нашей историей.

Кадр из фильма «Жмурки»

Одежда — способ рассказать о себе миру, не просто необходимость. Как сумка Hermes, которая говорит о удаче в жизни, или стильная новинка от Margaux от The Row, показывающая особый подход к моде.
Однако некоторые вещи прочно связаны с российской культурой, а во всем мире им нет значения. Яркий пример — малиновый пиджак.

Кадр из фильма «Жмурки»

В начале 90-х, в период расцвета преступного мира, малиновый пиджак носила только криминальная элита. Малиновая ткань являлась символом власти, высокого авторитета и стремления к стилю. «Пурпурный, костюмный, свой» стал новой ступенькой модной эволюции нуворишей, которая последовала за безликой кожаной курткой и мулетой тореадора, дразнящей быка. У вчерашних рэкетиров и спортсменов появились офисы, а деловой антураж невозможен без элементов офискора. Главным из них стал герой нашего материала.

Кадр из фильма «Бандитский Петербург»

Малиновый пиджак стал настолько тесно связанным с криминальным миром, что появился в сериалах и фильмах. В картине «Жмурки» Никита Михалков в образе главного героя носил малиновый пиджак с рубашками в принт, а в фильме «Брат» персонаж по прозвищу Круглый выбрал этот пиджак.

Кадр из фильма «Жмурки»

В пик популярности малиновый пиджак пользовался спросом в 1995-96 годах, но к концу десятилетия интерес к нему угас. Авторитеты больше не стремились ассоциироваться с преступностью. Они начали легализовывать свой бизнес и отказались от атрибутов прошлого. Вместе с малиновым пиджаком в Лету канули Mercedes 600 модели (в народе «кабан»), «котлы» (часы Rolex), «голды» (массивные золотые цепи, которые носили под черными сетчатыми футболками) и борсетки.

Малиновый пиджак тесно связан с нашей историей. Почти никто не знает, как это произошло.

Первая причина — демонстрация работ Джанни Версаче.

В 1992 году Версаче продемонстрировал осенне-зимнюю коллекцию на Неделе моды в Париже. Самым запоминающимся элементом показа стали пиджаки малинового цвета. Это было неожиданно, ведь вся коллекция состояла из вещей серых и черных оттенков.

В России в этот год произошли Гайдаровские реформы, и разрешили импорт товаров народного потребления. Из-за границы в страну хлынули джинсы, футболки, куртки и пиджаки. Трендовый малиновый предмет стоил 1200 долларов, столько секретарь в офисе могла получать за полгода непрерывной работы. Первую партию, привезенную в Москву, выкупили в первую неделю продаж. Среди покупателей были не только обладатели новых быстрых денег, но и известные люди. В пиджаке бордового цвета выступал Михаил Задорнов в 1992 году, а Сергей Мавроди — основатель МММ, с Новым Годом граждан поздравлял в 1993 году.

Вторая причина — игра «Что? Где? Когда?»

В суровые девяностые знатоки играли по жестким правилам. В интеллектуальном клубе действовало «правило смерти»: игрок после поражения выбывал из игры без возможности вернуться.

Некоторые игроки имели привилегию оставаться в команде при ошибках. Для этого игроку и команде необходимо было завоевать высшую награду — хрустальную сову.

Кадр из игры «Что? Где? Когда?»

Правоохранительные органы носили красные пиджаки и применяли правило бессмертия.

Третий по счету мотив — стремление быть заметным среди других.

В СССР ассортимент тканей и моделей одежды был ограничен. Чаще всего граждане носили похожие серые вещи. Чтобы выделяться, требовалось затратить большую сумму денег и много времени в очереди.

Представители криминального мира отдали предпочтение малиновым пиджакам: данная одежда считалась модной, выделяла из толпы и придавало статус избранности.

Популярность красного пиджака у молодых людей с новым достатком может быть объяснена просто: «малиной» называли тайные воровские заведения, о которых милиция ничего не знала. Если ты носил малиновый пиджак, то казался неприступным.

Четвёртый фактор — манерность представителей итальянской мафии.

Кадр из фильма «Лицо со шрамом»

Российские преступники создавали группировки, вдохновляясь итальянскими мафиозными кланами, которые были показаны в популярных фильмах.

Кадр из фильма «Крестный отец»

С него срисовывали как поведение, так и стиль. Стиль сицилийских бандитов – всегда что-то яркое, демонстративное, кричащее о богатстве. Тони Монтана в красных рубашках с широкими лацканами и одежде с гавайским принтом. Сантино Корлеоне с яркими галстуками и жилетами, Фредди Корлеоне, одевающийся в стиле Элвиса Пресли. Даже Вито Корлеоне со стилем лаконичным, но ярким цветком в кармане пиджака.

Вдохновившись неповторимой манерой облачения своих образцов, преступные группировки также разработали собственный узнаваемый стиль. Его главной особенностью стал широкопосанный малиновый пиджак.