Будущие мамы обычно представляют, что их ждет период естественных сложностей и существенные перемены в жизни. Как минимум, так кажется в теории. Однако, на практике необходимо готовиться не только к трудностям, но и к настоящему подвигу материнства. Подвигу, который не требуется ни матери, ни ребенку, но, тем не менее, представляется необходимым для общества, в котором они живут.

Следует учитывать, что за совершенный поступок вас не будут награждать и хвалить. Вместо этого вы обязаны перед всеми, и если не будете должным образом исполнять свои обязанности, общество применит к вам санкции. Суть проблемы заключается в том, что этот воображаемый долг попросту невозможно возместить, поскольку предъявляемые обществом требования совершенно нереальны. Современное материнство представляет собой цугцванг – ситуацию, подобную расположению фигур на шахматной доске, когда любой сделанный ход приводит к ухудшению вашей позиции.

Счастье, от которого нельзя отказаться

К будущему материнству женщин готовят с раннего детства, но нельзя сказать, что это как-то им помогает. Потому что «счастье материнства» представляется обязательной опцией: женщина, женщина, не реализовавшаяся в материнстве, часто воспринимается как неполноценная. Подготовка к будущему материнству сводится, по большей части, к постоянным угрозам и ограничениям. «Почему ты плачешь, тебе больно? А как ты будешь рожать?» Или: «Не смей поднимать тяжести — тебе еще рожать!» Или: «Посиди с ребенком, чтобы потренироваться, ведь ты – будущая мать». Поскольку маленькой девочке совершенно неясно, зачем нужно себя ограничивать, прибегают к запугиваниям: бездетная женщина — это своего рода личная история ужасов для девочек. Она испытывает глубокую печаль, её жизнь лишена смысла и радости, никакие успехи не приносят ей удовлетворения и, что еще хуже, не имеют никакой ценности, поскольку она не реализовала свое главное предназначение. Послание «Быть мамой — счастье» на самом деле отсутствует. Вместо него девочка слышит: «Не быть мамой — самое большое несчастье». Именно с этого и начинается все.

«Часики-то тикают!» vs «Чем ты думала?»

Женщин, не имеющих детей и достигших 25 лет, часто подвергают критике со стороны окружающих, вне зависимости от того, планируют ли они стать матерями в обозримом будущем. Ей настоятельно рекомендуют завести ребенка как можно скорее, поскольку в противном случае может быть уже поздно. Все ее успехи, цели и стремления теряют значимость, если они не связаны с материнством. Ни о каком уважении ее личного пространства говорить не приходится: каждый полагает, что имеет право обращаться с ней как с потенциальным носителем ребенка.

Что же происходит, когда женщина беременеет (независимо от того, было это осознанное решение или результат социального давления)? Сначала наступает период всеобщего одобрения: поздравления и добрые пожелания в связи с предстоящим материнством. Но затем начинается этап вопросов: «Как ты поступила?».

Общество, которое ранее активно подталкивало женщин к материнству, теперь не только отказывается оказывать им поддержку, но и подвергает их осуждению за этот выбор. Один из самых распространенных вопросов, которые поступают в онлайн-юридические консультации, звучит так: «Что предпринять, если работодатель оказывает давление с целью заставить меня уволиться из-за беременности?». Формально беременные женщины находятся под защитой закона, однако фактически применяются методы, позволяющие добиться их добровольного увольнения. При этом им могут задавать вопросы, ставящие под сомнение их решение: «К чему ты клонишь? Кому нужны твои больничные, декретный отпуск и твоя дальнейшая работа после него, когда ты вернешься с ребенком?». Женщина осознает, что увольнение недопустимо ни при каких обстоятельствах, даже если на рабочем месте созданы невыносимые условия, поскольку поиск новой работы с маленьким ребенком будет чрезвычайно затруднительным.

Это наименьшая из существующих проблем. Ранее мы уже отмечали существование карательной гинекологии, главными пострадавшими в которой становятся беременные женщины и роженицы. Беременной женщине следует быть готовой к грубости, переходящей в моральное насилие, которое может сопровождать ее на протяжении всей беременности. Те, кому удастся избежать прямых издевательств, должны осознавать, что с момента наступления беременности им придется отказаться от ощущения собственной индивидуальности. Беременная женщина перестает быть Леной, Машей или Олей, она «мамочка». Именно так к ней будут обращаться медицинские работники с первой консультации и до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно обращаться к врачам. Возможно, это покажется незначительной деталью, однако на самом деле подобное обращение является отражением отношения к женщине: она больше не рассматривается как личность, а лишь как функция. Не субъект, а объект. И выполнение этой роли объекта в рамках концепции «идеального материнства» попросту невозможно. То есть женщина по сути своей признается неисправной функцией. Дефектной. Просто потому, что система не предусматривает единственно верного и правильного пути. Путей существует всегда два, и оба они ошибочны.

Естественные роды vs кесарево сечение

Первое ощущение, которое транслирует общество, – это чувство вины перед будущим ребенком, зачастую даже до его появления на свет. Считается, что недостаточно просто родить ребенка, необходимо сделать это идеально. И каким бы способом он ни появился на свет, всегда найдется, что исправить. Женщины, пережившие негативный опыт лечения в гинекологических учреждениях, рискуют своим здоровьем и здоровьем ребенка, выбирая домашние роды – лишь бы избежать ощущения беспомощности и ущемленных прав. Если же во время родов возникают осложнения, ответственность за произошедшее возлагается исключительно на них. Женщин, которым противопоказаны естественные роды, упрекают в недостаточной любви к ребенку. В интернете можно обнаружить множество публикаций, утверждающих, что дети, рожденные путем кесарева сечения, отличаются от других (и, как правило, в негативном ключе). Научных доказательств этому, разумеется, не существует, но критически оценивать информацию становится сложно, когда оказывают давление на самые чувствительные струны души: «плохая, плохая мать!». Даже если женщина рожает естественным путем в роддоме, это тоже становится источником травмы. Ведь ей могут сказать: «Что ты кричишь, глупышка? Всем здесь больно!». А когда она делится опытом родов с окружающими в поисках поддержки, ей говорят, что «роды были недостаточно гармоничными, поскольку ты недостаточно хорошо к ним подготовилась».

Грудное вскармливание или требование прикрыть грудь!»

Следующий этап — кормление младенца, вызывающий наибольшие споры в интернете. Сторонники грудного вскармливания убеждают женщину, что она подвергает своего ребенка опасности, используя детские смеси. Грудное вскармливание приобрело характер почти религиозного культа, и его приверженцы отличаются воинственностью. Женщину, выбравшую кормление смесью, обвиняют в отсутствии любви к ребенку. Ту, которой не удалось вскормить ребенка грудью из-за различных факторов, включая медицинские, упрекают в недостаточных усилиях, поскольку утверждается, что это свидетельствует о нелюбви к ребенку. Женщину, решившую продолжать грудное вскармливание до определенного возраста, а не до момента «самоотлучения», также считают плохой матерью. Грудное вскармливание стало обязательным условием идеального материнства: без него, как утверждают, невозможны полноценные взаимоотношения с ребенком, и проявить свою любовь к младенцу иными способами невозможно. Противостоять давлению приверженцев грудного вскармливания практически нереально – новоиспеченная мать находится в уязвимом положении, а они проявляют излишнюю агрессивность.

При этом кормить ребенка грудью, как ни парадоксально, тоже нежелательно. Вернее, грудное вскармливание общество принимает только в одном случае: когда оно происходит дома, в уединении. Иными словами, женщине предлагают изолировать себя от внешнего мира как минимум на год, поскольку кормление ребенка на публике недопустимо. Этот процесс сравнивают с публичным дефекацией. Вид кормящей матери вызывает отвращение у «нормальных людей». Мать голодного младенца называют эксгибиционисткой, подразумевая, что она обнажила грудь исключительно для того, чтобы шокировать окружающих. При том, что современная одежда для кормления сконструирована таким образом, чтобы обнаженную грудь можно было увидеть, только приглядываясь, от женщин требуют кормить детей в специальных помещениях. А при отсутствии таковых – в туалетах. Вообще необходимо планировать свой день так, чтобы избегать кормления вне дома. Неважно, что это нереально, поскольку грудное молоко не дают по часам, как искусственную смесь. Но это не волнует общество, которое продолжает утверждать, что дети — это счастье. Счастье – это хорошо, но кормить на людях не следует. У общества шок от вида женской груди. Которая, правда, и не видна, но точно известно, что: 1) она обвисла, и это настолько отвратительно, что сама мысль вызывает тошноту; 2) вы просто провоцируете общество, а не кормите своего голодного младенца; 3) родила – значит, должна отправиться на добровольное заключение. Ребенку вредно посещать многолюдные места, а тем более там питаться.

Овуляшки и яжематери

Когда женщина выражает недовольство сложностями, связанными с материнством, ее часто подвергают критике: ведь наши мамы как-то справились с воспитанием без современных удобств, а бабушки и вовсе рожали детей в поле, и ничего! Однако настоящая трудность заключается не в физической стороне ухода за младенцем. Суть проблемы в том, что молодая мать оказывается в ситуации, напоминающей «день сурка». Не зря труд материнства сравнивают с уборкой снега в период сильного снегопада: это непрерывная работа, доступная круглосуточно, которая редко приносит долгосрочные и заметные результаты, это постоянный цикл повторяющихся задач. К тому же, общество часто принижает ценность этого труда: ведь ты, по сути, ничего не делаешь, просто находишься дома!

Второй важный аспект – социальная изоляция: женщина с младенцем сталкивается с неприятием в различных местах, даже если она не прибегает к грудному вскармливанию и не ведет себя вызывающе. Однако сам ребенок часто становится источником проблем: его плач может вызывать сильное раздражение у окружающих. Посещение ресторанов с младенцем не приветствуется, а появление в общественном транспорте, особенно в самолетах, крайне нежелательно, хотя и невозможно выдворить мать, пытаясь вызвать у нее чувство вины перед другими пассажирами. Посещение торговых центров также не рекомендуется, поскольку утверждается, что это может быть вредно для ребенка (что делает мать виноватой!), а посещение мест с очередями – считается недопустимым. В результате свобода передвижения женщины сужается до нескольких мест: собственная квартира, парк, детская площадка и детская поликлиника. Женщину, которая отклоняется от этих неофициальных норм, общественно осуждают, называя ее «Яжемать!» и обвиняют в истощении ресурсов окружающих, поскольку ей якобы «должны» оказывать всестороннюю поддержку. И это еще не все: оставлять младенца дома, чтобы отдохнуть, также не одобряется, поскольку возникает вопрос: «Зачем ты тогда родила ребенка, если собираешься перепоручать его уходу няням и бабушкам?»

Интернет – единственный доступный способ преодолеть социальную изоляцию. Хотя онлайн-общение не может восполнить потерю свободы, оно может существенно упростить жизнь молодой мамы. Именно поэтому она обращается в Сеть, чтобы вновь ощутить свою принадлежность к обществу, но сталкивается с насмешками.

Материнство – это сложный и деликатный биологический процесс, направленный на обеспечение выживания потомства. В связи с этим, мать длительное время ощущает глубокую связь с ребенком, что позволяет ей инстинктивно проявлять заботу. Такое слияние с младенцем закономерно влияет на поведение и речь женщины: фразы вроде «мы поели, мы испражнились» вполне допустимы. Тревога матери, побуждающая ее часами обсуждать на онлайн-площадках особенности стула ребенка, также является нормой. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов и «материнский» жаргон с его упоминаниями о животиках и годовалых детях – тоже нормальное явление: гормональный фон оказывает воздействие на мыслительные процессы, а мышление, в свою очередь, влияет на речь. Гормональный фон молодой матери претерпел изменения, и, следовательно, ее речь также меняется.

Для общества это превращается в возможность вновь высмеять и оскорбить женщину: предлагаю обсудить тему овуляций, ведь это кажется столь забавным!

Клуша vs Кукушка

Неудивительно, что к моменту, когда ребенок переходит из младенчества в более старший возраст, большинство матерей ощущают сильную усталость от материнства, граничащую с психологическим истощением. Ей сейчас больше всего хочется вновь ощутить себя полноценным человеком, взрослой личностью, которая имеет право удовлетворять собственные потребности, а не только заботиться о ребенке. Однако это невозможно: ребенок требует постоянного внимания. Ей по-прежнему предстоит ежедневно совершать героические поступки материнства, руководствуясь неясными мотивами. Она должна включиться в ежедневную борьбу за недостижимую цель, и при этом сталкивается с давлением со стороны окружающих: «А ваш сын уже приучен к туалету? Нет? Это необычно, ведь мой уже сидел на горшочке в год». «Вы еще не заучиваете стихи с дочерью? Пора бы, пора, иначе после трех лет будет слишком поздно! У нас… «Раннее развитие против естественного родительства. Официальная медицина против убеждений противников вакцинации. Методика Монтессори против системы Домана. Независимо от выбора, результат будет негативным. В том числе и тот, что она сделает выбор, основанный не на интересах ребенка, а на собственных желаниях.

Если женщина выберет возвращение к активной социальной жизни (работу, общение с друзьями, путешествия и увлечения), её сразу начнут осуждать. Ей припишут роль нерадивой матери, которая родила ребенка с намерением отказаться от него. Предполагается, что психологическая травма, которую ребенок якобы неизбежно испытает, разрушит его будущее. Означает ли это, что необходимо оставаться в роли домохозяйки, полностью посвятив себя ребенку на протяжении длительного времени?

Это неверно, поскольку в таком случае она превратится в «маму-клушу» – женщину, которая наносит вред ребенку, чрезмерно опекая его и не давая возможности для самостоятельного развития и формирования личности. Такую мать никогда не будут уважать ее дети, ведь она остается лишь домохозяйкой и сиделкой, выполняющей неоплачиваемую работу.

Над тобой постоянно будет нависать угроза причинения психологической травмы. Идеальная мать – это та, кто не наносит ребенку травм. Возникла ситуация, когда детей стали воспринимать как людей, которых может травмировать практически все, причем с серьезными и необратимыми последствиями. Навсегда. И полную ответственность за это несете только ты, как мать. Это обязывает тебя прилагать еще большие усилия.

Это деяние выходит за рамки возможностей любой из нас, поскольку условия поставленной задачи не предусматривают возможности найти правильный ответ. Самое же тревожное — отказаться от этого подвига крайне сложно, ведь вами оперируют, используя самое сокровенное чувство: вашу любовь к своему ребенку. Единственный доступный выход — выбрать для себя иную задачу: быть вполне достойной матерью. Не идеальной, не образцовой, а просто достаточно хорошей. Ведь ребенку этого вполне достаточно. Ему не нужна безупречная мать. Ему нужна просто любящая мать, которой будет достаточно хорошо.

Это непростое решение, поскольку вам, вероятно, придется столкнуться с общественным давлением, которое навязывает идеал материнства. Поэтому, если вы еще не стали матерью, вы можете оказать поддержку другим женщинам, воспитывающим детей. Главное – не предъявляйте к ним завышенных требований, и тогда вам будет проще отстаивать свои собственные границы от тех, кто требует невозможного от вас.