
В настоящее время как дети, так и взрослые посещают курсы ментальной арифметики. Но необходима ли такая подготовка каждому? aif.ru узнал у экспертов. Доктор психологических наук, профессор Вера Никишина возглавляет Институт клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России.
Юлия Тутина, aif.ru: Вера БорКак ментальная арифметика воздействует на развитие мозга ребёнка?
Вера Никишина: Ментальная арифметика – это навык, который воздействует на развитие мозга, как и любой другой навык.
Я полностью убеждена, что влияние может быть позитивным в определённые моменты, однако следует принять во внимание некоторые аспекты перед тем, как обучать ребёнка чрезмерно большому количеству навыков.
Для обучения арифметическим навыкам необходим подход, подобный обучению ребенка кататься на велосипеде. Начальным этапом является освоение трехколесного велосипеда, затем следует переход к двухколесному. Аналогично, в образовании детей начального возраста акцент делается на развитии арифметических навыков, но важно помнить, что это лишь часть общего процесса развития. Односторонний подход может привести к деформации развития ребенка.
Переводя активность этого навыка в подростковый возраст, у меня возникает больше сомнений. Арифметические навыки необходимо заменить абстрактно-логическими операциями, которые характерны для подросткового возраста. Загружая подростка этими навыками, мы фактически блокируем его зону актуального развития.
— В каком возрасте целесообразно этим заняться?
Если речь идет о навыках, заложенных в системе развивающего обучения, то период их формирования — от старшего дошкольного возраста до младших классов школы.
Необходимо учесть траекторию развития. Мы постоянно говорим о нормативном развитии, но у нас есть и нарушенное, дисгармоничное развитие. Для ряда нарушений развития нужно уменьшить активность формирования навыка, учитывая этот вариант развития. Просто запустить образовательный трек без подготовки будет неосмотрительно.
В конкретных группах людей, при определенных условиях и с использованием других методов эта методика может быть уместна. При учете противопоказаний, например, для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, я бы рекомендовала ее применение, так как существуют морфофункциональные ограничения для использования данной информации. Здесь нужно подробно рассмотреть либо симптоматику этого вида нарушения, либо его проявления.
Развитие мыслительных функций происходит поэтапно. Наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное к началу школьного возраста, а затем – в абстрактно-логическое во время подросткового периода. Если первые два типа мышления способствуют развитию друг друга, то переход к абстрактно-логическому может стать трудным. Для этого требуется более сложная и специфическая система формирования.
Методика формирует навыки, которые становятся устойчивыми и точными. Переход от закреплённых навыков к другим абстрактным действиям будет затруднительным.
— Эта история о том, что ментальная арифметика основана на строгих алгоритмах, без понимания структуры чисел. Люди запоминают формулы, но не знают их механизма работы.
Это действие над числом, не объясняющее цели, состава и возможности его использования в более сложных задачах.
— Какие советы можно дать родителям, раздумывающим о ментальной aritметике для детей? Что им рекомендовать, на что обратить внимание при выборе этого занятия? Ведь сейчас часто принимают решение бездумно, следуя моде: «Ой, все начали заниматься ментальной арифметикой, и нам тоже!».
— Думаю, первый вопрос для родителя, принимающего решение, — зачем вы это делаете? Если у вас есть ясный ответ, а лучше к нему добавится мнение специалиста, например, нейропсихолога или психолога-педагога, поддержавшего ваш выбор или выразившего сомнения, то хотя бы эта позиция уже часть вашей ответственности.
Отсутствие ответа на вопрос – результат подражания. Если цель – тренировать у ребёнка подобные действия, то возможно.
— Некоторые считают, что занятия ментальной арифметикой полезны для пожилых людей в качестве профилактики когнитивных расстройств.
Здесь есть основа для такого предположения. Есть определенное сходство в особенностях психической деятельности детей на ранних этапах развития и людей на поздних. Соответственно, здесь, по моему мнению, та же история. Когда говорим о том, что арифметические действия могут являться профилактикой нейрогенеративных расстройств или нарушений, то важно понимать — каких именно расстройств, на какой стадии, в каком состоянии предлагать эту методику? Поэтому я думаю, что для одних это будет показано, а для других рекомендовала бы с большой осторожностью.
— Как ментальная арифметика воздействует на развитие мелкой моторики, усидчивости и координации работы полушарий головного мозга?
Мы можем с положительной стороны взглянуть на любой навык при таком подходе. Что касается межполушарного взаимодействия и арифметических навыков, я не могу вам ничего сказать. Читала исследования о том, что переход от шести-семизначных цифр запускает определённый ресурс. У меня к сожалению нет таких же основательных аргументов.
Применение любой образовательной методики берут на себя родители. Их мотив должен быть ясен им самим, понимать: что хотят для ребенка наилучшего. Часто звучит такая формулировка, но смысл остается непонятным. Возможно, именно ребенку это «наилучшее» будет противопоказано. Если родитель разбирается в деталях, отталкивается от особенностей развития своего ребенка и не ставит свой смысл на первое место, то скорее окажется ближе к истине.