Как перестать стремиться воспитать ребенка, ориентированного на угождение другим».
Каждый родитель желает, чтобы его активный ребенок стал похожим на Кая, сидящего у Снежной королевы, или на воспитанника Мэри Поппинс. Это подразумевает аккуратного и послушного ребенка, который не бегает, не ломает вещи и беспрекословно следует указаниям родителей. Однако, стремясь к идеальному образу, родители нередко упускают из виду, что за детской любознательностью и энергичностью кроется уникальный способ изучения мира и самопознания. Как отличить детские прихоти от проявления индивидуальности ребенка?
В дошкольном возрасте дети отличаются высокой активностью и любознательностью, стремясь изучать мир через непосредственный опыт – рассматривают, ощупывают, иногда ломают, и, конечно, капризничают. Подобное поведение часто вызывает у родителей дискомфорт, и они могут пытаться привить ребенку модель послушания, спокойствия и готовности подчиняться, стремясь адаптировать его к общепринятым нормам. Такой ребенок не проявляет несогласия, не отказывается делиться игрушками, не бегает по лужам, не пачкает одежду и так далее. Причина не в отсутствии желания, а в том, что родители не одобряют подобные действия и, напротив, поощряют поведение, соответствующее их представлениям о правильном.
В подобной ситуации личность становится подверженной потребности в подтверждении. Человеку будет неловко выступать вопреки мнению родителей, опасаясь вызвать их недовольство и потерю их любви. В конечном счете, он не сможет выработать собственную точку зрения, и даже простой вопрос, требующий объяснений, может сбить его с толку. Подобный способ взаимодействия в будущем может повлечь за собой трудности для человека, который на протяжении восемнадцати лет старался быть «идеальным» ребенком — в зрелом возрасте сложившиеся представления о мире рухнут, и он почувствует себя дезориентированным в собственной жизни.
Дети, чьи проявления индивидуальности не подавляются, демонстрируют совершенно иные качества: их больше всего волнует не страх критики, а поиск своего места в мире. Они проявляют любопытство ко всему, активно задают вопросы и стремятся к самостоятельным действиям, нередко приводящим к поломкам. Непринятие запретов и ограничений без четкого объяснения причин обусловлено желанием избежать самоограничений в процессе получения опыта, невзирая на чужие предпочтения. В возрасте трех-четырех лет дети начинают осознавать себя, и подобное поведение – их способ понять, что им интересно, какие у них увлечения и что они ценят.
Важно поддерживать детское любопытство и способность к самостоятельному принятию решений. Преодоление детских трудностей становится ценным опытом, необходимым для взрослой жизни, где не проявляют снисходительности к людям, не умеющим приобретать знания, защищать свои интересы и аргументировать свою точку зрения. Такой подход, при котором ребенок может получить опыт, избегая опасных ситуаций, и учится на собственном опыте, не полагаясь на указания родителей, упрощает процесс отделения для всех участников.
Где проходит черта, отделяющая самовыражение от бунтарства
Ребенок, который не соответствует общепринятым представлениям о поведении, в процессе активного познания окружающего мира закладывает основу для формирования уверенной и неординарной личности. Тем не менее, важно различать поиск собственной идентичности и деструктивное бунтарство.
- Разрешение конфликтов с другими детьми посредством применения физической силы.
- Проявление родителям своего недовольства или упрямства с помощью крика, а также причинение ущерба окружающим (например, бросание предметов в людей).
- Ребенок не принимает слова родителя, но продолжает безмолвно выполнять полученный аргументированный запрет.
- «Легко поддаться соблазну и считать, что ребенок не проявляет бунтарства, когда он уклоняется от объяснений и оправданий. Он просто подавляет свое недовольство, которое со временем может вылиться в более заметные и интенсивные формы протеста. Сложность заключается в том, что в подобной ситуации бывает затруднительно определить мотивы поступков ребенка, поскольку он хранит их при себе и не высказывает.
Необходимо разбирать любые проявления непокорности вместе с родителем, поскольку ребенок еще не выработал собственные убеждения и не осознает, какие действия допустимы, а какие – нет. Помочь в этом может вопрос, обращенный к ребенку: «Как ты понимаешь эту ситуацию?» Взрослый может попросить малыша оценить поступки персонажей из его любимого мультфильма или других детей на детской площадке.
Наблюдая за происходящим, ребенок начнет осознавать, какие действия и поведение вызывают дискомфорт у окружающих. На следующем этапе можно предложить ему разработать сценарий, как разрешить определенную ситуацию с позитивным результатом. Внимательно выслушивая ответы ребенка на вопросы и выясняя его отношение к различным вещам, удастся определить факторы, провоцирующие агрессию. Разговор гораздо продуктивнее для воспитания уважения к другим и корректировки поведения, чем навязывание собственной позиции посредством наказаний или принуждения.
Сохраняя в детях такую важную «неудобность», необходимо учитывать, что их любопытство и упрямство могут привести к далеко идущим последствиям. Поэтому родители должны уметь твердо говорить «нет», когда речь идет о поступках, нарушающих установленные правила, угрожающих здоровью ребенка или окружающих.
Лайфхаки для полезной «неудобности»
Чтобы не допустить проявления бунтарского поведения у ребенка, не следует подавлять его естественное любопытство. Гораздо эффективнее будет установить умеренные ограничения и создать общую атмосферу, способствующую познанию окружающего мира. Гибкая стратегия общения, основанная на взаимном уважении, разъяснении и готовности к компромиссам, поможет родителям в этом. Следует помнить, что дети обладают высокой познавательной активностью, но при этом у них пока недостаточно развит самоконтроль, и это необходимо учитывать в процессе воспитания. Важно обратить внимание на следующие аспекты.
Понимание поступков.
Иногда взрослым бывает непросто понять детскую мотивацию и поставить себя на место ребенка. К примеру, когда ребенок «колдует», используя все, что попадается под руку: моющее средство, крупы, варенье, масло и тому подобное. Он не стремится намеренно создать проблему или вызвать беспокойство у родителей своим «колдовством». Он проводит собственные исследования и получает опыт, узнавая, что масло не смешивается с водой, варенье придает воде красный оттенок, а моющее средство создает пену. Вместо того чтобы отчитывать ребенка, лучше объяснить ему, как взаимодействуют различные вещества, и провести с ним совместный эксперимент, рассказав о мерах предосторожности. Объясняя ребенку, как одно событие влечет за собой другое, мы учим его более обдуманно подходить к принятию решений и осознавать возможные последствия. А самое важное, понимая причины его поступков, мы можем помочь ребенку избежать серьезных ошибок.
Установка границ.
Дети воспринимают мир как безграничное пространство для открытий, поэтому они часто пересекают личные границы других людей, например, исследуя содержимое маминой косметички без разрешения. Предотвратить такие ситуации возможно, объяснив ребенку о существовании личных границ и необходимости их уважения. Так, малышу можно использовать собственные краски для рисования, но новая палетка теней мамы требует разрешения. Важно подчеркнуть, что это ограничение касается не только вещей родителей. Перед тем, как взять что-либо, принадлежащее другому человеку, необходимо спрашивать разрешение. Аналогичное правило должно действовать и в отношении вещей самого ребенка, чтобы он начал осознавать свои границы и принципы общения в будущем.
Объяснение запретов.
Любознательный ребенок не воспримет простое «нельзя». Он будет стремиться выяснить, почему существует это ограничение. Гораздо эффективнее сразу объяснить причины запрета, показав взаимосвязь между действием и его последствиями. Например, не стоит объяснять, что нельзя играть с ржавой железкой, утверждая, что «порежешься и у тебя руку отрежут». Лучше рассказать, что она грязная, острая, существует вероятность поранения, что приведет к слезам и риску занесения инфекции, вызывающей воспаление. Такая аргументация может показаться сложной, но в таком виде она имеет больше шансов закрепиться в памяти. А главное, что впоследствии ребенок также будет аргументированно объяснять свою позицию взрослым, а не выражать протест криками и капризами.
Поддержка самостоятельных решений.
Потребность в самостоятельности и независимости от родителей является естественной, однако она может проявляться слабо, если мнение ребенка никогда не учитывается. Необходимо внимательно прислушиваться к мнению ребенка, поскольку он лучше других знает свои истинные желания и то, что будет для него наиболее благоприятно. Небольшие решения, такие как выбор одежды для детского сада или выбор книги для чтения, вполне можно доверить малышу. Способность принимать решения и отвечать за свои поступки – важное качество в современном обществе.
Соблюдение этих несложных рекомендаций способствует установлению между родителем и ребенком эффективного общения, основанного на взаимном уважении и понимании мотивов каждого. В таком случае ребенок перестанет восприниматься как сложный, а будет рассматриваться как индивидуальность, обладающая собственным взглядом на мир и потребностями.