
Весной в кинотеатрах мира главную премьеру представил «Микки 17» — футуристический фарс Пон Джун-хо. Поклонники режиссёра и сценариста ждали его шесть лет. Лента пока не выйдет в России, но стоит найти способ её увидеть.
2054 год. В будущем Микки (Роберт Паттинсон) вместе с Тимом (Стивен Ян) отправляется на далекую планету Нифльхейм, которая находится в четырехлетнем пути от Земли. Новую колонию возглавляет самоуверенный политик Кеннет Маршалл (Марк Руффало) со своей супругой Ильфой (Тони Коллетт). Микки — пешек в игре ученых. По контракту его жизнь и смерть повторяются благодаря сомнительной технологии печати людей. Ученые с интересом, а не беспокойством, наблюдают за тем, как он подвергается воздействию радиации, вирусов и смертельного газа. Трупы Микки падают в мусоросжигательный завод, а из принтера выезжает новый живой Микки, воссозданный из органических отходов и готовый к имплантации памяти.
«Иван Васильевич меняет все», 2023
Кадры из фильма «Микки 17»
Литературная сай-фай-основа
Захватывающий сюжет позаимствован из научно-фантастического романа Эдварда Эштона «Микки 7» (2022). Режиссёр, веселый максималист, добавил к названию ещё десять смертей. Семнадцатый Микки — персонаж, с которым зритель знакомится в начале фильма, он быстро приводит нас в курс дела. Чтобы избежать долгов на Земле, Микки присоединился к путешествию в качестве подопытного кролика, рассчитывая, что несколько обратимых смертей лучше одной необратимой.
Его ожидания не оправдались. Вместе с другими отчаявшимися соискателями Микки нашел убежище в условиях рыночной экономики, где жизнь, как и всё остальное, имеет свою цену — опасную, изнурительную работу, эквивалентную убийству свиней на скотобойне. Только вместо свиньи – это Микки. Во время одного задания его оставляют на съедение криперам — червям, похожим на броненосцев, населяющим Нифльхейм. Криперы благополучно возвращают героя на корабль, где он обнаруживает свою только что напечатанную восемнадцатую версию – более агрессивную. Это большая проблема.
Кадры из фильма «Микки 17»
Клонирование души — невозможная задача, что подчеркивает уникальность каждой жизни.
В центре сюжета философский вопрос парадокса телепортации: будет ли идеальный дубликат человека той же персоной или отдельной личностью? Эштон однажды говорил, что его роман «рассматривает философские вопросы о том, кто такие люди и что означает сознание». Писатель исследовал эту проблему в «Микки 7», а Джун-хо решил пойти еще дальше. Семнадцатый Микки, провалившийся в планетарную трещину, зовет на помощь приятеля Тимо, который летит неподалеку. Тимо не заинтересован в спасении друга — ведь тот одноразовый. Тимо интересует только то, каково это, умереть? Этот вопрос, которым пассажиры корабля уже успели наскучить Микки, добавляет фильму меланхолии. «Я очень не люблю умирать», — говорит герой, и его хриплый, но дружелюбный голос располагает к нему. Он обречен на существование в чистилище, где лишен радостей жизни и даже смерти. Каждый раз, когда Микки выезжает из копировальной машины, его личность немного меняется. Концепция «печати людей», экзистенциализм, этика и идентичность — самые сильные темы этой комедийной картины. Режиссер смягчает мрачные моменты: например, дарит Микки роман с Нашей (Наоми Аки), агентом службы безопасности, которая становится его защитницей. Эта линия подогревает сюжет. Наша адекватная, справедливая и честная, помогает очеловечить главного героя — точнее, двух.
Кадры из фильма «Микки 17»
Карикатурные политики-самодуры и культ личности
За исключением преданной Наши попутчики Микки оказываются неспособными людьми. В особенности — Кеннет Маршалл, руководитель экспедиции и будущий покоритель Нифльхейма. Марк Руффало предстает в образе настоящего фашиста (его амбиции — «чистая, белая планета, полная превосходных людей»), который выглядит как герой фильма «Маска» с манерами Дональда Трампа. Персонаж с раздутым эго весь состоит из ухмылок, насмешек и кричащих нарядов. Маршалл — неудавшийся политик, дважды проигравший выборы и командующий армией фанатичных сторонников в красных кепках. Он проповедует отвратительную межпланетную доктрину, полную воинственной риторики и безумных гимнов о «земле обетованной». Пон явно высмеивает Америку — но какую? Альтернативную, в которой Трамп не победил на выборах и где «Микки 17» мог бы вздохнуть с облегчением (съемки фильма завершились в январе 2023 года)? Или конституционную антиутопию, в которой сейчас оказалась страна и по сравнению с которой даже самые отвратительные злодеи на экране меркнут в своей незначительности? В любом случае Маршалл какое-то время на экране был уморительно веселым, но вскоре свернул в дебри грубоватой карикатуры. Руффало и Коллетт могут быть очень тонкими актерами, но, по-видимому, только в той солнечной системе, которую «Микки 17» оставляет далеко позади.
Кадры из фильма «Микки 17»
В творчестве Пон Джун-хо политическая сатира всегда присутствует.
Творчество Пона с 2006 года, начиная с фильма «Хозяин», насыщено политическими провокациями. Захватывающая история о монстрах жестко критикует экологический кризис и бездействие правительства. Самым известным фильмом стал «Паразиты» (2019), получивший «Оскар». Этот запутанный семейный драма о кражах переплетается с подтекстом о неравенстве в экономике. Постапокалиптический триллер «Сквозь снег» (2013) рассказывает о восстании классов, а «Окча» (2017) высмеивает жадность корпораций. Фильм «Микки 17» продолжает эту тему: персонажи оказываются в ловушке из льда, питаясь безвкусными пайками и желая запрещенного вещества. Тяга к наркотикам — постоянная тема в фильмах Пона. Как и в «Окче», генетический эксперимент, задуманный как благо для человечества, оказывается жестоким.
Неизбывность колонизаторства
Пон Джун-хо, уроженец Южной Кореи — страны, которая до конца Второй мировой войны находилась под японским владычеством, выдвигает мысль о том, что люди часто забывают, что на земле они гости. Завоеватели вновь и вновь появляются, невзирая на уроки прошлого. Маршалл, говоря об уничтожении криперов на их планете, копает в ране жестокого обращения с коренными народами по всему миру и их насильственного переселения. Он стремится очистить планету от ползучих существ, в то время как Ильфа разрабатывает способы использовать их для своих целей. В финальной сцене фильма Наша заявляет, что криперы не инопланетяне, а люди. Научный сотрудник Дороти (Пэтси Ферран) обнаруживает огромный интеллект существ и даже расшифровывает их язык. «Микки 17» прямо говорит зрителям, что такие явления, как авторитаризм, ксенофобия, угнетение и нетерпимость, — это плохо.
Кадры из фильма «Микки 17»
Паттинсон не только спасает фильм от банальной задумки, но и обогащает его. Микки смело бросает вызов своим представлениям о самом себе, пытаясь понять, какая из форм является настоящей. Даже если бы ДНК и воспоминания можно было воспроизводить, утверждает Пон, душа все равно останется вне научных закономерностей — она слишком уникальна, чтобы ее копировать. В этой идее и в трогательном, полном оптимизма финале фильма есть утешение. Микки получит то, что заслужил.
Кадры из фильма «Микки 17»