Мила Ершова для многих связана с героинями из «Трудных подростков» и ролью Василисы из сказки «По щучьему велению». Она ассоциирует себя совсем с другими работами. Недавно на онлайн-платформе Okko вышел сериал «АУТСОРС», где, по ее признанию, сбылась главная мечта — сыграть героиню в жестких жизненных обстоятельствах. Сериал на фестивале «Новый сезон» был назван «Самым ожидаемым проектом года». О том, как важно ждать свои роли и быть избирательной, принимать себя и не поддаваться соблазнам, — в интервью ОK!.

Фото: Александр КалининНа Миле: плащ Moschino (Boscovesna), кольца и серьги — Panacea Jewelry Lab.
Посмотрела первые серии «Аутсорса». Скажу честно, жестковато. Но интересно, чем все закончится. Как тебе самим нравятся проекты с драматическим началом, где сразу понятно, что ничего хорошего не будет? Для актрисы это тоже вызов.
В первую очередь это счастье для меня, потому что можно сказать, именно этот проект ждала. В семнадцать лет представляла, что буду сниматься только в таких работах, потому что сама смотрела драмы и видимо, зарядилась как программа: Балабанова, Быкова, Звягинцева, Мещанинова, Германа-старшего… При этом обожаю советские фильмы. Мой самый любимый — «Еще раз про любовь», сколько раз пересмотрела уже не скажу. Просто обожаю. Видимо, у меня две грани: люблю либо тяжелые работы, либо трогательные и тонкие. Любопытно, что в индустрию пришла для зрителя через «По щучьему велению» и «Трудных подростков» — проекты, от которых раньше отказывалась. Долго думала, идти ли на пробы «Щучьего».
Слишком сказочно для тебя?
Важность имела не суть материала, а сам опыт работы в данном жанре. Меня снова и снова приглашали на роль Щуки из-за увиденного потенциала, однако я совершенно не ощущала стиль и правила игры, утяжеляя и обыгрывая сцены. Причина заключалась в моём опыте в драме и полном непонимании сказки и комедии. Я часто отказываюсь от комедий, даже если они хорошо написаны. Недавно согласилась на одну из них, так как поняла, что слегка подустала. Не знаю с чем это связано, надеюсь, что не выгоранием, но я хочу попробовать сняться в легкой истории.

Мила одета в платье от Edem и кольца от Panacea Jewelry Lab.
Иногда сложные работы тянут за собой трудности в жизни актера. Что тебя утомляет?
Нет, работа никак не влияла на мою жизнь, я не брала её с собой домой. На площадке «Аутсорса» царила дружеская и лёгкая атмосфера, мы общались, смеялись, говорили о всякой мелочевки. Единственное, что было для меня морально трудным — сцена повешения. Она была физически тяжёлой из-за специального корсета, который держал тело, когда я была в петле. Он был мне мал, и каждый шаг сдавливал ребра. Дублей было много. Помню, после съемок, вернувшись в Москву, приходилось обращаться к остеопату несколько раз.
Так себе опыт.
Да, но глобально меня интересовало всё это. Все эти сцены, написанные жестоко, уже на этапе сценария звучали как вызов. Для меня это было больше исследованием, страха погрузиться в страдания не было совсем. Сцены в квартире снимали пять дней подряд. Эльдар Калимулин, мой партнер по проекту, был в первый день, а когда приехал на четвертый, то сказал: «Мила, наверное, ты без сил, ты тут столько дней в каждой сцене!», — а я поймала себя на мысли, что мне настолько хорошо, что я даже не заметила. Обычно устаешь, когда съемки идут каждый день на протяжении недели, а у меня было ощущение счастья от того, какие темы поднимаются в сериале, от понравившегося сценария, режиссуры, оператора — вообще всей творческой команды. Я была в восторге от того, что сбывается моя мечта, и не замечала сложности этого процесса.
Во время фотосъемки обратила внимание, что ты не носишь украшений на шее, потому что им некомфортно. Понимаю, такое бывает – например, мне водолазки нравятся не очень, давят. Если ты никогда не носила ни одного украшения на шее, сложно представить, как тебе удалось преодолеть сцену с повешением.
Я, наоборот, подтягивала петлю, чтобы она сильнее душила. Если бы она просто облегла, играть было бы труднее. В то время я об этом не задумывалась.

Мила: корсет Choux, кольца Panacea Jewelry Lab.
Не смотрела мультфильм «Леди Баг…»? Хорошо показано, как человека легко подсадить на внутреннюю злобу и ненависть в ситуации несправедливости. Будет ли твоя героиня озлоблена и дальше двигаться из ненависти? Тебе интересно, во что вырастает твой персонаж?
В ее истории травмирующим оказался не сам факт насилия, а отсутствие поддержки: ни мать, ни муж, ни подруги не заметили побоев. Дальше обстоятельства все больше давят на нее. Она никогда не принимает самостоятельных решений, консультируется с мужем и мамой, которые диктуют ей действия, приводящие к негативным последствиям. В итоге героиня осознает необходимость взять свою жизнь в свои руки и бороться за свой выбор. У нее сильная потребность в любви и одобрении, что проявляется в стремлении угодить всем. Но потом она понимает: пора действовать сама и принимать решения. Можно ли считать, что она озлобится? Я не думаю. Важный момент – действие происходит в 90-е годы. Это время существует как отдельный персонаж, контекст, определяющий поступки героев. Этот контекст влияет на их поведение и принятие решений. Что касается меня, то у каждого есть темная сторона.
По большому счету она есть у всех.
Сначала не хотела признавать, но поняла: иногда из меня идёт тяжёлая энергия. Не устраиваю скандалов, не истерику, не капризничаю, но молчу. И могу молчать так, что у людей сразу портится настроение — будто черное облако от меня исходит.
Важно не только то, что исходит от тебя, но и твои чувства во время этого.
Это не доставляет мне удовольствия. Не знаю, что с этим делать. Просто стараюсь замечать такие моменты. Когда подобное случается, начинаю разбираться, пытаясь понять урок, который я из этого должна извлечь. С одной стороны, не хочется никому ничего говорить, а с другой — всё накапливать в себе тоже нельзя. В моменте очень тяжело отслеживать эмоции, но после проговаривать то, что чувствуешь, даже если это злость, очень важно.

Мила: блуза Choux, платье-рубашка MM6 от Boscovesna, кольца и серьги — все от Panacea Jewelry Lab.

Мила: блузка Choux, серьги от Panacea Jewelry Lab.
Между девчатами достаточно бывает и просто поговорить.
После ретритов чувствовала себя прекрасно. В Индии вернулась полностью обновленной. СмеетсяЧувство благополучия было таким сильным, что негатив отскакивал от меня. Ни сплетен, ни агрессии, ни осуждения других людей — просто ходишь и получаешь силы. Прекрасное ощущение. Но подобное состояние имеет свои последствия. В какой-то момент я задумалась: а правильно ли так реагирую на всё? Где нужна граница? Во всём необходима мера, даже в просветлении. смеется) оставаться разумной — самое верное.
Ты говорила, что твоей героине не оказали поддержки, а тебе самому нужно её получить?
Мне да, очень.
Какие жизненные обстоятельства больше всего требовали поддержки, и как она вам помогала?
Выбор профессии мне сильно облегчил тот факт, что родители ни о чем не говорили, ничего не советовали и не пытались меня направлять. Я сама меняла институты, с учебой у меня была довольно нестабильная история. Надо учесть, что за меня платили родители, потому что в Щепке я училась на платном отделении. И тут я перепоступаю во МХАТ. Меня никто не упрекал, никто не предлагал поискать стабильную профессию. В этом смысле это была безумная поддержка: не мешали, поддерживали и не давали ненужных советов. Это было круто.
В некоторых важных моментах мы сами выбираем и не консультируемся с кем-либо.
Иногда мы задаем вопросы, когда уже знаем ответы, ожидая лишь подтверждения. Недавно я начала прислушиваться к себе и собственным желаниям.
С горьким опытом пришло?
Когда слушаюсь чужое мнение и делаю по-другому, всё получается плохо.

На Миле: платье от Edem, кольца от Panacea Jewelry Lab.
Кроме «Аутсорса» твои фильмы «Улица Шекспира», «Дорогая, я больше не перезвоню» уже появились на Okko. Всегда ли ты задумываешься над тем, что останется в твоей filmografiи?
Возможно, отказываюсь от многих проектов именно по этой причине. Не хочу, чтобы моё имя связывали с любым произвольным содержимым.
Поэтому и проходных фильмов почти нет.
Недавно мне сказали, что на сайте Кино-Театр, где все обычно ругают, про меня почти нет негативных комментариев. Мне стало любопытно, и я тоже решила взглянуть. Там кто-то написал: «Везёт ей с проектами». А я подумала: «Везёт тому, кто везёт». УлыбаетсяПотребуется определённая сила воли, чтобы отказаться от некоторых историй. В каких-то случаях, даже при проблемах и неудобствах, человек чувствует себя счастливым, потому что делает что-то важное и значимое. Для меня это важнее. Важны люди, с которыми провожу время. Наш инструмент — душа, тело. Если так разбрасываться на всё, можно очень потратиться, и это никому не понадобится, ради денег, которые потом потратятся на ерунду. Деньги съедятся, а позор останется.
Удивительно, что тебе ещё мало лет, а ты будто всё время это знала.
Часто выбор очень сложен, это соблазн или, бывает, просто отсутствие предложений. У всех везуха разная. Актерам не всегда предлагают много проектов, а уж стоящих тем более. Могут пригласить на пробы в один хороший проект из ста, но даже утверждают не всегда. Иногда интересные фильмы и сериалы остаются незамеченными. Смотришь какой-то запуск и думаешь: «Почему я даже не была на пробах?»
В таком случае не услышат фразу: «Опять она».
Данный упрек меня не волнует, считаю его странным и несправедливым. Мы — артисты, зачем отказываться от хорошей роли? Это наша работа. Не нравится — не смотрите. Я всегда читаю сценарии целиком, даже если они мне кажутся непривлекательными, чтобы быть уверенным в своем выборе. Иногда сериалы и фильмы начинаются незаряжающе, но потом сюжет начинает развиваться интересно, понимаешь, что стоит пойти на пробы, поговорить с режиссером: если он планирует переписать сценарий, значит у проекта есть потенциал.


Ты готова на что-то влиять?
Я всегда стремлюсь воздействовать на что-то. Важен мне контекст, важен посыл. Даже если предложат хорошую роль в сценарии, который мне не нравится, участия не приму.
Важно мне, как упакован проект целиком, о чем он, какие смыслы несет. Очень мало сейчас хороших сценариев, очень мало. Драм не много скидывают, к сожалению. Про авторское кино я вообще молчу.
Слишком много пустых слов, как время и так сложное.
Поскольку люди питаются тем, что ты им предоставляешь, думать о них как о глупых — мне не по душе. Если демонстрировать ценное, то результат будет достойным. Полагаю, смысл искусства именно в этом: оно уравнивает людей. Представим: человек, которого можно назвать «глупым и злым», идёт на прекрасное, тонкое, заставляющее задуматься кино — выйдет он уже чуточку добрее и более задумчивым. Так мне видится, и я в это верю.
Если говорить о премии «Оскар», интересно было бы знать, хотели бы вы ее получить?
Наверное, у меня до сих пор нет ни одной личной профессиональной награды.
А номинации?
Номинация на «Золотой орел» за фильмы «По щучьему велению» и «Плейлист волонтера», возможно, в длинном списке.
Хотелось бы?
Было бы здорово. Приятно осознавать, что двигаешься в нужном направлении.

Мила одета в боди MM6, юбку Moschino (все — Boscovesna), мюли Ekonika. Украшения: браслеты, серьги, кольца — все от Panacea Jewelry Lab.
«Аутсорс» отметили на «Новом сезоне»…
Да, это было очень приятно. Тогда все впервые увидели проект, после просмотра подходили, благодарили, хвалили. Сейчас, на светской премьере в Москве, уже были плашки «Самый ожидаемый сериал года», у зрителей было завышенное ожидание, и у меня сильное волнение. А тогда на «Новом сезоне» было круто из-за интересной темы, яблоку негде было упасть. Может, на это повлияла фигура нашего режиссера Душана Глигорова. Режиссер сериала «Трасса», удостоенного премии «Золотой орёл – 2024» в категории «Лучший сериал онлайн-платформ». ).
Как ты ощущаешь себя на премьерах при первом совместном просмотре с публикой?
Переживаю и волнуюсь сильно, даже трясусь. Несмотря на то что видела уже «Аутсорс» на «Новом сезоне», меня колбасило в «Октябре» на премьере. Зал был полностью занят, не было ни одного свободного места. Съемочная группа прошла на второй этаж, сидели на балконе. Меня трясло не знаю почему. Было страшно. А перед премьерой вообще не волнуюсь, на дорожках тоже абсолютно спокойна, но когда гаснет свет, то всё. С «Аутсорсом» так было ещё потому что очень трепетно к нему отношусь. Возможно, заранее готовлю душу к тому, какой будет результат. Ты понимаешь, что помимо тебя есть ещё и другие актеры, графика, монтаж, смотришь и не знаешь, как всё сложится в итоге. От сценария до финального результата большая дорога, на выходе это вообще разные вещи чаще всего. Когда смотрю, сижу максимально зажатая, иногда даже прячу лицо.
Мила, в индустрии часто встречаются семейные пары, которые работают вместе – отцы с детьми, супруги. Ты также замужем за артистом Святославом Рогожаном. Вам удобно, когда снимаетесь сообща?
Сейчас снимаюсь со Святом в сериале «Встать на ноги» для Okko, а последний раз мы с ним снимались в «Трудных подростках». Нам комфортно и спокойно вместе. Мы еще однокурсники, столько этюдов переиграли, дипломные спектакли у нас были общие, в «Подростках» вместе заняты — такие сработанные партнеры. Нам очень легко, поддерживаем друг друга. В удовольствие вместе сниматься. Рада, что утвердили, совпало так.

Мила в костюме от Giampaolo, галстуке Luigi Borrelli и сорочке Luigi Borrelli (все – Boscovesna). Серьги от Panacea Jewelry Lab.
И всё равно напишут, что это классный пиар-ход.
Мы не пара, он любит меня без взаимности, а мне нравится Кузьма Котрелев. Герой Свята — просто друг. СмеетсяВ этом проекте мне досталась актерски непростая роль — играю девушку на инвалидной коляске. Это сложная задача. Моего отца играет Гоша Куценко — главная мужская роль. Поэтому сомневаюсь, что будет пиар вокруг нашей пары со Святославом. Святослав прекрасный актер, я его обожаю. Если бы не была актрисой, то стала бы его агентом. Думаю, никто так не продаст его, как я. Смеется.)
А совместить?
Нет, общение с продюсерами мне не подходит. Лучше, чтобы этим занимались специалисты.
Почему?
В споре о ставке рассоримся, и это станет причиной перекладывания проблем на меня как на актрису. СмеетсяЕсли фантазировать, то мне очень нравится актер Святослав Рогожан: и внешне, и профессионально меня впечатляет его необычная внешность, этот взгляд. Думаю, я легко пристроила бы его в проекты и убедила, что лучшего актера для этих ролей не найти. Улыбается.)
Недавно беседовали с Мариной Александровой о любви. Я говорила, что для меня важно в отношениях не утратить восхищение, а она — что ей важно сохранить доверие. Что бы ты сказала?
Доверие в нашей профессии особенно важно. У нас с Святославом никогда не возникало вопросов доверия, видимо, правильно подошли к нему в начале отношений. Мы доверяем друг другу безусловно. Нет необходимости быть постоянно вместе, как «шерочка с машерочкой». Мне очень это нравится. Да и поводов для ревности у нас нет. Улыбается.) Всё идет гладко.

На Миле: блуза Choux, платье-рубашка MM6 (Boscovesna), кольца и серьги — все от Panacea Jewelry Lab.
Ты отказалась обедать в кафе, хоть здесь вкусно и я настоятельно рекомендовала. Но… Свят «сварил суп». И ты говоришь, что у тебя непростой характер. Видимо, он ярче звучит на площадке. Так?
Возможно, из-за профессионального неудовлетворения проявляю характер более ярко. К себе придирчива, да и Райкина Мастерская (Константин Аркадьевич вообще не понимает слова «полумеры») наложила отпечаток. Если выбираю роль, то ей отдаюсь полностью: разбираю, подготавливаюсь. И когда встречаю формальный подход в работе цеха грима и костюма, начинаю докапываться. Кажусь будто слишком вовлеченной, потому что другие померили и уехали, а я даю комментарии, хотя это тоже моя работа. Есть важные вещи, которые отстаиваю. На гриме та же история: придумали референс, а мое лицо ему не идет. Смотрю на себя в зеркало – не нравится. Можно найти альтернативу, я не требую принципиально другого…
В любых отношениях важно общаться. Некоторые путают естественные требования с «звездочкой».
Мне не нравится формальность. Не могу с ней. В этот момент, видимо, и начинается моя перемена характера: когда я понимаю, что люди действуют по шаблону. Меня начинает раздражать, но всё равно не показываю этого, просто меняется атмосфера, энергия.
Мне очень понравились две твои работы в Театре Наций: в спектаклях «Последнее лето» и «Тартюф». Есть ли у тебя ощущение, что театр актерам нужен как некая опора, база, как «праздник, который всегда с тобой»?
Наш педагог из театрального института сказал очень умную вещь: в кино актерское искусство не развивается, а используется.
В современном кино это особенно заметно. Когда ты привык существовать на крупном плане, энергия не уходит, не растрачивается. Самая лучшая актерская форма наступает во время выпуска спектакля, когда репетируешь с утра до ночи. Эмоциональная амплитуда так сильно раскачивается, что приход на пробы в кино – всё делается с первого дубля, с пол-оборота. Поэтому любой артист подтвердит, что в театре постоянный тренинг: привыкаешь к долгим дистанциям, сам себя выводишь на эмоции. И ты в постоянном контакте со зрителем, играешь не в пустоту. Конечно, это зависит от театра и спектаклей – значение огромно.

На Миле: корсет Choux, серьги и кольца от Panacea Jewelry Lab.
Бывало ли тебе неудовольствием работа в театре?
У меня не было, вот тут мне везет. (УлыбаетсяИзначально я не стремилась к репертуарному театру, туда и не попала. В Театр Наций меня пригласили, там тебе не «назначают» роль, а именно «предлагают». Это прекрасно. Там всегда происходит взаимодействие с режиссером, вы общаетесь, понимаете, насколько подходите друг другу, притираетесь. График репетиций согласовывается, даты спектаклей — тоже. Мне это очень подходит. Иногда слушаешь рассказы друзей про спектакли, где им приходилось играть, и начинаешь думать, что лучше вообще без театра.
Роль мечты у тебя есть?
Было бы мне очень интересно воплотить на сцене Настасью Филипповну. Но всё должно сложиться: кто возьмёт Достоевского, какой режиссёр, как он будет работать с артистами. В театре могут быть люди как талантливые, так и те, кто разрушит всё. Я стараюсь не смотреть то, что может испортить мой вкус. Очень важно, какие фильмы смотрю, какую музыку слушаю, потому что всё это отпечатывается, и когда нужно сыграть что-то необычное, в памяти всплывает то, что не нужно…
По мнению нейропсихологов, всё, что мы едим и пьем, сохраняется у нас бессрочно.
В экспедиции я уставала настолько, что приходя в номер отеля, включала телевизор и смотрела сериалы подряд. Сначала это казалось просто развлечением, но потом начиналось подсознательное запоминание сюжетов и актерских решений. В итоге эти проекты всплывали во время поиска вдохновения для новой роли, словно флешбэк, и я удивлялась, откуда в мне столько «мусора»! Сейчас больше так не поступаю, потому что это может быть опасно.

Текст – Евгения Белецкая. Фото – Александр Калинин. Стиль – Ирина Свистушкина.
Макияж и причёски — от Рокси Бальбоа. Производство — Дария Вавакина.