Вам может казаться, что ваш ребенок просто запутался пальчиком, но вы не знаете, что происходит на самом деле. Недавно в лаборатории Корнелльского университета провели исследование, посвященное изучению поведения маленьких детей. Результаты показали, что родители, не осознавая этого, корректируют свою речь в ответ на слова ребенка. Это свидетельствует о способности детей влиять на формирование среды, способствующей их развитию.
Проводимое исследование
В рамках исследования была проанализирована группа, состоящая из 30 пар «мать-ребёнок», наблюдение за которыми осуществлялось в процессе игры. Продолжительность наблюдения составляла два дня, каждый день – по 30 минут. На детях были закреплены комбинезоны со встроенными беспроводными микрофонами, а также велась видеозапись с использованием трех камер во время проведения игр. Исследователи оценивали речевые ответы родителей, включая длину слов и предложений, а также словарный запас, при ответах на вопросы и реплики детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что родители использовали короткие предложения и слова, а также склонны к лаконичности в ответах на вопросы, задаваемые их детьми.
Взаимодействие с матерью
Подобные ситуации возникали не только в общении с детьми. К примеру, мать могла спросить: «Ты принес мне игрушку, верно?», когда ребенок передавал ей игрушку. Однако, если ребенок что-то говорит во время взаимодействия, реакция матери может быть такой: «Это же твой мишка». При этом исследование показало, что дети, чьи матери использовали короткие фразы и мало говорили в первый день исследования, нередко демонстрировали интерес к изучению новых звуков уже на следующий день.
Подражание голосу
По мнению исследователей, когда младенцы стремятся имитировать речь родителей, они, вероятно, совершенствуют и трансформируют свою способность к усвоению новых слов, фраз и звуков. «Младенцы по сути создают собственную обучающую среду, чтобы оптимизировать этот процесс», – отметил ведущий исследователь Стивен Элмлингер в беседе с корреспондентом Cornell Chronicle. «Они осознают, что речь родителей оказывает влияние на обучение детей, и что их потребности воздействуют на то, как они усваивают информацию. Однако, остается неизученной связь между тем, как младенцы могут влиять на родителей или как может измениться сам процесс обучения. Именно это они стремятся выяснить.»
Детский лепет и крики – это не просто проявление доброжелательности. Они выполняют существенную роль в развитии учебного потенциала ребенка. «Это имеет большое значение», – отметил Эрмлингер. «Речевая активность стимулирует социальное взаимодействие детей и позволяет им получать информацию от взрослых». Если говорить проще, то разговоры – это инструмент и метод, с помощью которого дети получают сведения от окружающих их взрослых. И хотя дети, возможно, не создают машины времени, как в мультсериале «Стью Гриффин», или не управляют тайными корпорациями, как в «Boss Baby», они, тем не менее, обладают большим интеллектом, более широким кругозором и большим контролем, чем может показаться взрослым. Хотя, это не всегда очевидно для взрослых.