Вам может показаться, что ребенок просто зацепился ручкой за палец, но реальная ситуация может быть иной. Недавно в лаборатории Корнелльского университета провели исследование, посвященное изучению поведения маленьких детей. Анализ показал, что родители, не осознавая этого, адаптируют свою речь в ответ на слова ребенка. Это свидетельствует о способности детей влиять на формирование среды, способствующей их развитию.

Проводимое исследование

В рамках исследования была сформирована выборка, включающая 30 пар «мать-ребёнок», за которыми велось наблюдение в процессе игры. Наблюдение проводилось в течение двух последовательных дней, каждое наблюдение занимало 30 минут. На детях были закреплены комбинезоны со встроенными беспроводными микрофонами, а также осуществлялась видеозапись с использованием трех камер во время игр. Исследователи оценивали голосовые реакции родителей, длину слов и предложений, а также их словарный запас при ответах на вопросы и высказывания детей. Полученные данные свидетельствуют о том, что родители использовали короткие предложения и слова, и давали сдержанные ответы на вопросы своих детей.

Взаимодействие с матерью

Подобные ситуации возникали не только в общении с детьми. К примеру, мать могла спросить: «Ты принес мне игрушку?», когда ребенок передавал ей игрушку. Однако, если ребенок что-то говорил во время этого обмена, реакция матери могла быть такой: «Это же твой мишка». Более того, исследование показало, что дети, чьи матери использовали короткие фразы и говорили мало в первый день исследования, нередко демонстрировали интерес к изучению новых звуков уже на следующий день.

Подражание голосу

По всей видимости, когда младенцы стремятся имитировать речь родителей, они, по сути, совершенствуют и модифицируют свою способность к изучению и усвоению новых слов, фраз и звуков. «Младенцы, по сути, создают собственную образовательную среду, чтобы упростить процесс обучения», – заявил ведущий исследователь Стивен Элмлингер в интервью Cornell Chronicle. «Они осознают, что речь родителей оказывает влияние на обучение детей, и что их потребности воздействуют на то, как они усваивают информацию. Однако остается неизученной связь между тем, как младенцы могут влиять на родителей, или как в целом может изменяться процесс обучения. Именно это они стремятся выяснить.»

Детские крики и лепет – это не просто проявление дружелюбия. Они выполняют важную функцию, способствующую развитию учебного потенциала у детей. «Это не случайность», – отметил Эрмлингер. «Разговоры служат социальным стимулом для детей, позволяя им получать информацию от окружающих взрослых». Если говорить проще, то общение – это инструмент и метод воздействия на детей с целью получения от них необходимых сведений. И хотя наши дети, возможно, не создают машины времени, как Стью Гриффин, или не управляют подпольными корпорациями, как Boss Baby, они, тем не менее, гораздо умнее, лучше информированы и обладают большим контролем, чем сфера нашего влияния. Хотя взрослым это не всегда очевидно.