
Отставка Мари Грации Кьюри с поста креативного директора Dior вновь актуализировала вопрос о положении женщин в модной индустрии.
Dior весна-лето 2017
Традиционно женщины являются главными потребителями модной индустрии: как покупая одежду для себя, так и влияя на гардеробы своих мужчин. Несмотря на это, руководители крупных компаний считают, что покупка одежды не означает умения ее создавать или разбираться в актуальных трендах, поэтому назначают мужчинами креативных директоров.
Появление Джонатана Андерсона на посту креативного директора Dior после ухода Марии Грации Кьюри и увольнение Вирджинии Виар с поста креативного директора Chanel разжигает давнюю дискуссию о половых ролях в модном мире.

Мария Грация Кьюри присутствовала на показах Dior в 2023 году.
Можно возразить: ведь руководили крупными брендами, значит, о сексизме речи не может быть? Да и с их уходом количество женщин не сильно уменьшилось: Сара Бертон в Givenchy, Луиз Троттер в Bottega Veneta, Вероника Леони в Calvin Klein, Чемена Камали в Chloe. Однако суть в том, что многие назначения кажутся попыткой угодить левой повестке больше, чем решением, основанным на состязании талантов.
Мария Грация Кьюри вошла в Dior с феминистической ноты, выпуская футболки с принтами «We Should All Be Feminists». Но революция в лице её назначения лишь кажется таковой, ведь на деле LVMH не подверглось риску. Сделав креативным директором женщину, компания уважила протестующих против сексизма и привлекла на свою сторону тех, кому не по карману люкс, но кто желает прикоснуться к бренду с феминистическим посылом. То же можно сказать о Габриэле Херст в Chloe, которая сложила свою личность в индустрии на 80% из фем-повестки.
Вторая категория назначений женщин — «за выслугу лет». Это может быть связано с Сарой Бертон, которая передала пост Шону МакГиру после 16 лет работы в Alexander McQueen. С такими специалистами не поступают плохо, их не выставляют за порог с коробкой вещей. Им предлагают модный Дом с меньшим влиянием, и через несколько лет они добровольно уходят на пенсию. То же самое, по слухам в моде, могло произойти с Марией Грацией Кьюри, которой предложили место креативного директора Fendi. Но поскольку это понижение в должности, Кьюри отказалась от предложения.

Сара Бертон, 2017 год
Третья категория креативных директоров — это те, кто получили бренд по наследству или сами его создали. Миучча Прада — пример гениального дизайнера, которая заняла свой пост по праву рождения. То же можно сказать о Сильвии Вентурини Фенди, Коко Шанель, Эльзе Скиапарелли, Стелле Маккартни и Симон Роша. Все эти женщины наводят на мысль о том, что талантливость недостаточна для достижения величия в модной индустрии — нужно основать собственное дело или продолжить дело отцов.
В чем же заключается причина того, что женщины могут управлять автомобилем, избирать главу государства и получать образование наряду с мужчинами, но при этом не могут заниматься дизайном одежды?
Первая причина — у нас меньше времени
По статистике, креативный директор занимает свою должность не раньше 35 лет. В прогрессивных европейских странах этот возраст для женщин и мужчин различается. Мужчины могут позволить себе строить карьеру, проводя все время на работе, как Джонатан Андерсон, создавший коллекцию за три недели, или Карл Лагерфельд, руководивший несколькими брендами одновременно. Женщинам же приходится задумываться о браке и детях — это, как известно, полная занятость. Поэтому женщины, и не только в модной сфере, часто не успевают достичь высокой должности, так как посвящают себя созданию семьи. Мужчинам эти проблемы не знакомы: они могут завести семью, как Пьерпаоло Пиччоли, но уделять ей куда меньше времени, чем женщины.

Джонатан Андерсон на JW Anderson
Вторая — патриархат привычнее феминизма
Сфера моды разделятся на два главных блока: LVMH под руководством Бернара Арно и Kering под управлением Франсуа-Анри Пино. оба — белые мужчины, не менявшие гендерную идентичность, которые ведут дела с советами директоров, состоящими из таких же мужчин.
Аналогичная картина наблюдается в других конгломератах: руководители компаний — преимущественно белые мужчины.
Может показаться, что выбор мужчины на должность креативного директора для холдингов — обычная практика.

Франсуа-Анри Пино, Франческа Беллеттини и Анна Винтур.
Каков итог?
Если разобраться внимательнее, вопрос сексизма в моде не так серьезен. Ведь существует множество путей для работы в этом мире помимо должности креативного директора. Наиболее известными редакторами глянцевых журналов остаются женщины, среди культовых фотографов признают и Хельмута Ньютона, и Энни Лейбовиц. Если говорить о дизайне, то в ателье ведущих Домов Моды женщин больше, чем мужчин. Все смелые идеи кутюрной фантазии воплощают именно женщины.
Это не умаляет проблемы того, что женщинам предоставляют руководящие должности в модных Домах реже, чем мужчинам. И того, что хотелось бы чаще видеть одежду, талантливо сделанную женщиной и для женщин — как в случае с Фиби Файло. Однако феминизм, если задуматься, появился не так давно, поэтому давайте дадим моде ещё немного времени.