Ольга Нечаева – предприниматель, автор и бывший вице-президент компании 20th Century Fox. Помимо этого, она обладает такими качествами, как терпение, мудрость, чуткость, доверчивость и нежность, и является мамой. Ольга ведет популярный блог «Женщина с Марса», в котором рассказывает о своей жизни и о воспитании детей.
Milayaya.ru публикует важный текст Ольги о том, как сложно быть родителями в современном мире.
В 1985 году, приходя из школы в Москве, я занималась тем, что мне было интересно. Читала книги, наслаждаясь вкусностями в постели, гуляла с подругами по району, бегала в парк, чтобы лазить по деревьям и воровать яблоки, забиралась через забор на стройку, похищала смальту с соседней фабрики, прыгала в сугробы, разводила костры, бегала по подъездам и звонила в двери соседям, бросалась снежками с балкона, дралась. Раз в неделю я посещала любимый кружок рисования. Я начинала заниматься бадминтоном и кататься на лыжах, но вскоре бросила, так как у меня не получалось.
Родители работали и возвращались вечером. Они не уделяли особого внимания моему досугу, но всегда приходили на помощь, когда я обращалась к ним. В доме было много книг, по вечерам мы часто беседовали, а по выходным ходили на прогулки, иногда посещали театр или музей.
То, как я проводила время, воспринималось как обыденное, а мои родители — как вполне достойные люди» . Такое спокойное, самостоятельное и автономное развитие и родительство мы будем считать базовым, отправным уровнем.
Уровень № 0: Ребенка увлекают занятия, которые ему по душе. Родитель оказывает помощь по мере необходимости. Если ребенок захотел рисовать, ему приобрели альбом. Если захотел танцевать, его записали в соответствующий кружок. Если он решил прекратить занятия — он это делает. Если желания нет — можно побегать во дворе или почитать дома. Пожалуйста, будь осторожен и приходи на ужин к 19:00.
Безусловно, существуют и более высокие, и более низкие ступени.
Уровень № −1: Родитель безразличен и не проявляет интереса. Ребенок развивается самостоятельно. Никто не интересуется, чем он занимается, главное — чтобы не доставлял проблем. «Уходи, не мешай!»
Уровень № +1: Когда родитель сам спланировал процесс, отвел ребенка в нужное место, настоял при необходимости — убедил, уговорил, контролировал, добивался результата. Музыкальная школа, танцы, занятия спортом, полезные развивающие походы в консерваторию, а не времяпрепровождение дома или во дворе в сомнительной компании.
Я выросла в прекрасной, благоприятной и свободной среде и стремлюсь создать аналогичные условия для своих детей.
Но тут начинаются сложности.
То, чем были заняты мои дни в детстве, не вызывало нареканий и не считалось чем-то негативным. Родители не получали шквал статей и осуждения общественности вроде: «Как можно позволять детям играть во дворе?!» Они не посещали онлайн-площадки, где большинство матерей рассказывали о том, как отмеряют время для чтения, ограничивая его одним часом в день.
Родителям не требовалось постоянно спорить, следить, контролировать, запрещать, бороться и конкурировать. Для этого было достаточно предоставить мне свободу выбора занятий.
В настоящее время дети увлечены другими занятиями. Вместо того чтобы лазать по стройкам, они возводят сооружения в Minecraft, вместо разговоров в подъезде они общаются в WhatsApp, а вместо игр в казаков-разбойников предпочитают Fortnite.
Любые развлечения и увлечения, привлекательные для детей, в настоящее время воспринимаются как нечто опасное и негативное .
Теперь «достаточно хорошего» родителя не в силах предоставить детям свободу и самостоятельность. Вместо этого он вынужден усиливать контроль, постоянно следить за ними, ограничивать их действия, устанавливать запреты и создавать препятствия, вести переговоры, выявлять нарушения, конкурировать и активно вмешиваться в жизнь ребенка.
Согласно общепринятым представлениям, после окончания школы я должна начать соперничать с другими детьми, ограничивая их возможности заниматься тем, что им нравится.
Это было бы похоже на то, если бы в 1985 году моя мать не заканчивала рабочий день в 19:00, а вместо этого постоянно находилась рядом после школы и говорила: «Оля, занимайся чтением в течение 45 минут, я ставлю таймер, иначе повредишь зрение», «Оля, не ешь в постели, это может привести к нездоровым привычкам», «Оля, бегать и лазить по деревьям не стоит – это негативно скажется на твоем интеллекте и может привести к тому, что станешь дворником», «Оля, ты уже час гуляешь во дворе – это вредно для мозга», «Оля, что за бессмыслица эти твои «вышибалы» и казаки-разбойники! Лучше займись гаммами».
Это не просто воспоминание из сомнительного детства, но и вызывает вопросы в контексте родительства. Я не стремлюсь быть для своих детей строгим надзирателем и развлекателем одновременно.
В виртуальном мире, несомненно, существует множество угроз и негативных последствий, которые могут негативно повлиять на жизнь людей. Подобно тому, как в детстве дворы и подъезды были небезопасными местами, где кто-то мог столкнуться с неприятностями, так и виртуальная реальность таит в себе потенциальные опасности. Опасения, что ребенок может стать зависимым от игр, сопоставимы с тревогой о том, что он столкнется с алкогольной зависимостью.
И я, также испытывая непрекращающееся чувство тревоги и раскаяния, которое культивирует распространенный общественный невроз, известный как «Дети уйдут в виртуальный мир» (хотя что он подразумевает, остается неясным), тем не менее, руководствуюсь интуицией, которая подсказывает, что жизнь, наполненная системой запретов и контроля, — это еще страшнее . Ограничения во времени у экрана, невроз, связанный с потреблением калорий, и беспокойство по поводу использования гаджетов сами по себе могут быть более вредными, чем непосредственное воздействие экрана, избыток калорий или гаджеты.
Вы разделяете точку зрения Ольги? На каком уровне самосознания находитесь вы как родитель?
Фотография на превью: «Приключения Петрова и Васечкина» / Одесская киностудия