Будущие мамы привыкают к мысли о неизбежных испытаниях и радикальных переменых в жизни. В теории всё просто: трудности предсказуемы. Но на практике нужно быть готовым не только к трудностям, но и к подвигу материнства. Этот подвиг ни маме, ни малышу не приносит практической пользы, однако обществу вокруг будто бы необходим.

Не ожидите похвалы и наград за то, что будете выполнять свои обязанности. Теперь от вас ждут многого, а если вы не оправдаете ожиданий, общество возложит на вас вину. Проблема в том, что этот долг, который вам предъявляют, выполнить невозможно. Требования общества безнадежно высоки. Будущее материнства — это ловушка: каждый шаг приводит к ухудшению вашей позиции.
Счастье, от которого нельзя отказаться
К будущему материнству женщинГотовят с раннего детства, но нельзя сказать, что это как-то им помогает. Потому что «счастье материнства» представляется обязательным выбором. женщинаЖенщину, не ставшую матерью, часто считают неполноценной. Подготовка к материнству строится на постоянных угрозах и ограничениях.
«Что ты плачешь, больно тебе? А рожать как будешь?» или «Не вздумай поднимать тяжелое — тебе еще рожать!» Или: «Посиди с ребенком, заодно потренируйся, ты же будущая мать.» Девочке непонятно, зачем нужно себя ограничивать, поэтому ей внушают страх перед бездетностью. женщинаЭто такая персональная страшилка для девочек. Она глубоко несчастна, жизнь её пуста и бессмысленна, никакие достижения не приносят ей удовлетворения и, более того, никем не ценятся, потому что свое главное предназначение она не выполнила. Послание «Быть мамой — счастье» на самом деле не существует. Вместо него девочка слышит: «Не быть мамой — самое большое несчастье». С этого всё начинается.
«Часики-то тикают!» vs «Чем ты думала?»
Женщинам старше 25 лет, которые не имеют детей, общество навязывает свои ожидания, невзирая на их собственные планы. Постоянно звучат призывы к незамедлительному рождению ребенка, под угрозой «поздней» возможности. Ее достижения, цели и мечты считаются несущественными, если не связаны с материнством. Личные границы такой женщины игнорируются: каждый считает себя хозяином положения, говоря с ней так, будто она только сосуд для зачатия.
Каково же отношение к женщине, когда она решает завести ребенка (хотя бы по собственной воле или под нажимом общества)? Сначала наступает период общественного одобрения: поздравления с предстоящим рождением и пожелания благополучия. Но тут же начинается давление со вопросами «Что ты думала?».
То сообщество, которое раньше пропагандировало материнство как обязательный путь для женщин, теперь не только отказывает им в помощи, но и осуждает их за этот выбор. В юридических онлайн-консультациях всё чаще женщины спрашивают: «Что делать, если начальник вынуждает меня уйти с работы из-за беременности?». Хоть по закону беременная женщина защищена, на практике существует множество способов, чтобы подтолкнуть её к добровольному увольнению. К женщинам говорят: «А что ты думала? Кому нужны твои больничные, отпуск по беременности и родам, а после — ты с пустой головой?». При этом женщины понимают, что увольняться нельзя ни в коем случае, ведь найти новую работу с маленьким ребенком будет очень сложно.
Это — наименьшая из проблем. Мы уже писали о карательной гинекологии, главные жертвы которой — беременные женщины и роженицы. Женщине следует приготовиться к хамству, граничащему с моральным садизмом, которое будет сопровождать ее всю беременность. Кому повезет не столкнуться с откровенными издевательствами, должны быть готовы к тому, что с момента наступления беременности им придется попрощаться со своей личностью. Беременная женщина — больше не Лена, Маша или Оля, она «мамочка». Именно так к ней будут обращаться медики с первой консультации и до того момента, пока ребенок не начнет обращаться к медикам самостоятельно. Может показаться, что это мелочь, но на самом деле это обращение — отражение отношения к женщине: она больше не личность, она — функция. Не субъект, а объект. И роль этого объекта в рамках системы «идеальное материнство» совершенно невыполнима. То есть женщина по определению негодная функция. Ущербная. Просто потому, что система не предусматривает единственно верного и правильного пути. Путей всегда два, и неверные оба.
Естественные роды vs кесарево сечение
Общество сразу навязывает женщинам чувство вины перед ребенком, еще до его появления на свет. Ожидается не просто рождение, а идеальный ребенок. Как бы ни проходили роды, все воспринимается как негатив.
Женщины, столкнувшиеся с жестокостью гинекологических процедур, рискуют здоровьем и ребенком, предпочитая домашние роды – лишь для того, чтобы избежать роли бесправной жертвы.
И если что-то идет не так, виновата сама женщина, говорят ей. Женщинам, которым противопоказаны естественные роды, упрекают в недостатке любви к ребенку. В интернете полно статей о том, что дети от кесарева сечения хуже других (конечно же, только в худшую сторону), но научных данных нет.
Тем не менее, трудно мыслить критически, когда наживают на самой чувствительной точке: плохая мать! И даже естественные роды в роддоме становятся травмой: «Что ты орешь? Тут всем больно!» А потом, когда женщина делится переживаниями с другими людьми, ей говорят о недостаточно гармоничных родах из-за неподготовленности.
Кормить грудью или скрывать свою грудь?
Следующим этапом после рождения ребенка становится тема кормления, которая часто становится причиной ожесточенных дебатов в интернете.
Приверженцы грудного вскармливания убеждают женщин, что использование детских смесей равносильно отравлению собственного малыша. Грудное вскармливание стало своего рода догмой, а его последователи проявляют агрессию к тем, кто не следует этому постулату.
Женщине, отказавшейся от грудного кормления, приписывают ненависть к своему ребенку. Матери, которые по медицинским или другим причинам не смогли кормить грудью, обвиняют в недостаточной заботе и любви к малышу. Даже выбор продолжительности грудного вскармливания становится предметом споров: мать, которая планирует прекратить кормление до определенного возраста, также подвергается критике.
Грудное вскармливание превратилось из способа питания в обязательный компонент идеальной материнства: без него якобы невозможно полноценное общение с ребенком и выразить любовь иначе. Противостоять натиску сторонников грудного вскармливания крайне сложно — молодая мать оказана в уязвимом положении, а ее оппоненты проявляют неуступчивость.
Грудное вскармливание обществом принято только в условиях домашней изоляции. Женщине предлагают уединиться на год за закрытыми дверьми, кормить ребенка на людях запрещается. Кормление сравнивают с публичной дефекацией, от вида кормящей матери нормальные люди тошнит. Мать голодного младенца зовут эксгибиционисткой, будто она обнажила грудь для шокирования окружающих. Современная одежда для кормления скрывает грудь, но от женщин требуют кормить детей в отдельных комнатах или туалетах. Планировать день нужно так, чтобы не кормить вне дома. Неважно, что это невозможно, грудное молоко не поддаётся часовому режиму. Общество уверяет, что дети — счастье, но кормить прилюдно нельзя. У общества культурный шок от вида обвисших сисек, которые оно не видит, но знает, 1) они обвисли и отвратительны; 2) женщина эпатирует общество, а не кормит ребенка; 3) родила — значит в добровольное тюремное заточение. Ребенку вредно бывать в людных местах.
Овуляшки и яжематери
Если женщина смеет жаловаться на тяготы материнства, её как правило осуждают: наши матери как-то нас вырастили без мультиварок и подгузников, а бабушки вообще в поле рожали, и ничего. Но на самом деле проблема не в том, насколько физически тяжело ухаживать за младенцем. Проблема в том, что молодая мать находится в «дне сурка». Труд материнства не зря сравнивают с уборкой снега во время снегопада: это бесконечная работа в режиме 24/7, которая никогда не приносит долгосрочного и ощутимого результата, это бесконечный круговорот повторяющихся действий. При этом общество обесценивает этот труд: ты же ничего не делаешь, просто дома сидишь!
Материнство часто превращается в социальный каторгу. Женщина с малышом сталкивается с непреодолимыми барьерами везде, даже если ее поведение не нарушает общественных норм. Ребенок — это источник беспокойства для окружающих: его плач и непоседливость раздражают людей, лишая матерей возможности спокойно проводить время в общественных местах.
Рестораны, транспорт (особенно самолеты), торговые центры и любые места с очередями становятся неприступными для женщин с детьми. В результате их свобода передвижения сужается до четырех локаций: квартиры, парки, детские площадки и поликлиники.
Любая попытка выйти за рамки этих ограничений порождает осуждение со стороны общества. Женщину, нарушающую неписанные правила, называют «яжематерью» и обвиняют в истощении ресурсов окружающих, потому что ей якобы «все должны».
Неуютно становится женщине и тогда, когда она пытается найти время для себя, оставив ребенка дома. Ее поступки трактуются как нелюбовь к собственному чаду, ведь общество требует от нее полной самоотдачи материнству.
В борьбе с одиночеством молодая мама находит утешение только в интернете. Виртуальные связи не могут возместить реальную свободу, но помогают облегчить её жизнь. Она обращается к Сети, чтобы ощутить принадлежность к обществу, но вместо этого сталкивается с насмешками.
Материнство — это довольно сложный природный механизм, тонко настроенный на самую важную цель — обеспечить выживаемость детеныша. Именно поэтому мать довольно долго чувствует себя почти единым организмом с ребенком, это позволяет ей инстинктивно заботиться о нем. И это отождествление себя с младенцем естественно отражается на поведении и речи матери: да, то самое «мы покушали, мы покакали» — совершенно нормально. Материнская тревожность, вынуждающая женщину часами обсуждать на форумах «цвет покакулек», тоже нормальна. Уменьшительно-ласкательные суффиксы и «мамский» сленг со всеми его пузожителями и годовасиками тоже нормальны: гормональный фон влияет на мышление, мышление влияет на речь. Гормональный фон молодой матери изменен, и естественно, что речь тоже изменяется.
В обществе эту ситуацию воспринимают как шанс ещё больше оскорбить и унизить женщину: шутками о «тупых овуляшках» пытаются выставить её глупостью.
Клуша vs Кукушка
Неудивительно, что к моменту выхода ребенка из возраста младенчества среднестатистическая мать уже измотана материнством до степени крайнего психологического истощения. Все, чего ей сейчас хочется — это стать обратно человеком, взрослой личностью, которая имеет право обслуживать и свои собственные потребности, а не только потребности ребенка. Но, к сожалению, ей этого не позволят: ребенок — это навсегда. Ей по-прежнему ежедневно приходится совершать подвиг материнства во имя неизвестно чего. Ей нужно включиться в ежедневную гонку за призрачным призом, при этом вокруг неё очень много конкурентов: «А ваш Вася уже ходит на горшок? Нет? Странно, а мы в год уже сели». «Вы еще не учите с Машенькой стихи? А пора бы, пора, после трех будет поздно! Вот мы… ». Раннее развитие против естественного родительства. Академическая медицина против позиции антипрививочников. Монтессори против Домана. Неважно, что она выберет, все хуже. В том числе и то, что она выберет не для ребенка, а для себя.
Если женщина выберет вернуться в социум (работать, общаться с друзьями, путешествовать и заниматься хобби), то автоматически станет кукушкой. Злой матерью, которая привела на свет младенца, чтобы подкинуть его чужим людям. Психологическая травма, которую ребенок якобы обязательно получит в этом случае, непременно сломает ему жизнь. Значит, нужно оставаться не женщиной, а придатком к ребенку как можно дольше?
Нет, это неправильно. Такой подход превратит мать в «клушу» – человека, который вместо того, чтобы дать ребенку свободу расти, будет его чрезмерно контролировать. В результате ребенок не сможет развиться как личность. Такие матери никогда не будут уважаемыми своими детьми, ведь они становятся лишь домохозяйками и няньками, выполняющими всю работу бесплатно.
Над вами всегда будет висеть угроза слова «травма». Идеальная мать – та, кто ребенка не травмирует. Но теперь дети считаются такими уязвимыми, что любое воздействие может причинить им непоправимый вред. И всю ответственность за это возлагают на вас, матерей, заставляя еще больше напрягаться.
Это — подвиг, который ни одна из нас не в состоянии совершить, потому что условия задачи не подразумевают верного решения. Самое страшное — то, что отказаться от свершения этого подвига почти невозможно, потому что манипулируют вами с помощью самого сильного чувства: с помощью вашей любви к собственному ребёнку. Единственное, что вы можете сделать — это выбрать для себя другую задачу. Быть достаточно хорошей матерью. Не идеальной, не эталонной, а просто достаточно хорошей. Потому что ребёнку этого достаточно. Ему не нужна идеальная мать. Ему нужна просто достаточно хорошая мать, которая его любит.
Выбор нелегкий: вас могут осудить за то, что вы идеалом материнства не соответствуете. Если же вы пока не мать, поддержать других матерей – вполне реальный путь. Не ставьте перед ними непреодолимых задач, и тогда вам будет легче противостоять тем, кто навязывает вам нереальные требования.