Музыкальные советские радиолы — это радиоаппараты, популярные в СССР. Представляли собой устройства для прослушивания радиостанций и грампластинок. На них вещали музыку, новости, передачи и другие программы.
Выпускалось много аппаратов: громоздкие, но считавшиеся современной и модной техникой. Как появились эти модели и в чём их отличие?

Советская радиола /Фото:rw6ase.narod.ru

Советские радиолы отличались классическим дизайном, часто созданным из дерева или пластика. Крупные кнопки и ручки позволяли переключать волну и регулировать громкость. Возможность настройки различных радиостанций сделала каждую модель уникальной со своим характерным звуком. Некоторые модели оснащались функцией воспроизведения музыки с грампластинок. Пик популярности таких устройств пришелся на 1960-е и 1970-е годы.

Радио на таких устройствах давало возможность слушать большой ассортимент музыкальных жанров: от классики до актуальных советских песен. Музыкальные радиолы были популярны как у взрослых, так и у детей и подростков, которые с удовольствием слушали любимых артистов.

Моделей существует немало.

Советские радиолы превратились в предметы коллекционирования и напоминания о прошлом. Некоторые люди увлечённо собирают и реставрируют старинные радиолы для того, чтобы слышать их особенный звук и чувствовать атмосферу минувших дней.

Советские радиолы отличались особым звучанием: теплым, насыщенным из-за применения ламповых усилителей. Такое звучание создавало особенную атмосферу при прослушивании музыки, делая её более глубокой и объемной.

Простота и надежность дизайна обеспечивали сочетание долговечности и привлекательности внешнего вида. Такой подход сделал их востребованными не только как музыкальные аппараты, но и как часть декора интерьера.

Хорошо вписывалась в интерьер /Фото:dpkgroup.ru

Небольшое количество станций принимали передачи. В каждой республике работали советские радиостанции — Всесоюзное радио и Маяк, а также местные.

Основанный в 1964 году, Маяк представлял собой более молодой и свежий голос на радиоволнах. Радиостанция отличалась от Всесоюзного радио акцентом на музыкальные программы и круглосуточным вещанием. Маяк завоевал популярность среди молодежи благодаря передачам о музыке и культуре, становясь альтернативой существующим вариантам. С распадом СССР и появлением новых технологий роль традиционных радиостанций претерпела изменения.

Популярная была станция /Фото:militariorg.ucoz.ru

Ригонда-Моно: легендарный советский музыкальный центр.

Ригонда /Фото:kuhnianasha.ru

С 1963 года с конвейеров Рижского радиозавода выпускалась радиола «Ригонда-Моно». Это многофункциональное устройство включало в себя радиоприемник для широкого диапазона частот и виниловый проигрыватель. Хорошее соотношение цены и качества сделало этот аппарат невероятно популярным музыкальным центром на территории Советского Союза.

Радиоприемник «Ригонда-Моно», имея ограниченный частотный диапазон, поражал слушателей приятным и насыщенным звуком. Электропроигрыватель, пусть и не обладал выдающимися техническими характеристиками, имел разъем для внешних источников. Такая возможность позволяла существенно улучшить качество звука, подключив к радиоле более качественный проигрыватель или магнитофон.

Беларусь Р-101-Л: достойная альтернатива

Беларусь /Фото:dzen.ru

С 1966 года Минский радиозавод изготавливал ламповую радиолу «Беларусь Р-101-Л», которая стала достойной альтернативой популярным моделям того периода. Ее отличали элегантный дизайн и возможность более точной настройки звука благодаря ручному управлению тембром и балансом.

Радиола принимала не только стандартные УКВ и СВ, но и длинные, средние и короткие волны, что расширяло охват радиостанций. Качественная сборка и надежность сделали ее желанным приобретением для любителей музыки того времени, превратив в один из самых популярных радиотехнических приборов СССР.

Музыкальный аппарат имел радиоприёмник с большим количеством диапазонов и проигрыватель виниловых пластинок трёх скоростей. Акустическая система состояла из четырёх широкополосных динамиков, размещенных на передней и боковых панелях корпуса, что давало более насыщенное и объёмное звучание. Мощности хватало для озвучивания помещений малой и средней площади. У аппарата были ножки, и хотя его внешний вид был привлекательным, он не считался роскошным.

Ригонда-Стерео: новый взгляд на стерозвучание

Ригонда стерео /Фото:rdwiki.com

В 1963 году Рижский радиозавод представил инновационную стереофоническую радиолу «Ригонда-Стерео». Выпуск стал важным событием в развитии стереозвучания в СССР. Новая радиола отличалась оригинальной конструкцией акустических систем: два динамика устанавливались, а излучатели размещались по бокам корпуса.

Радиола пользовалась огромной популярностью, её экспортировали за границу под названием «Rigonda-Stereo». Эта экспортная версия говорила о высоком качестве и признании «Ригонды-Стерео» на мировом рынке. В СССР стоимость её составляла 230 рублей.

Эстония — три отличные характеристики.

Эстония /Фото:rt20.getbb.ru

Таллинский завод «Пунане РЭТ» славился превосходной аудиотехникой. В 1963 году завод выпустил радиолу «Эстония-3», состоящую из блока с радиоприемником и проигрывателем виниловых пластинок. Напольная акустическая система оснащалась парой широкополосных динамиков и выпускалась в монофоническом и стереофоническом вариантах. Такое устройство считалось роскошью и стоило около 299 рублей.

Симфония-2: купил и сразу включил

Симфония /Фото:20-wek.ru

В 1967 году Рижский радиозавод выпустил радиолу «Симфония-2», дававшую возможность прослушивания стереозвука в эфире сразу же после покупки.

Трехполосная конструкция с высококачественными динамиками и закрытый ящик с двумя дополнительными отсеками значительно улучшили воспроизведение низких частот. Радиола имела трехскоростной проигрыватель для виниловых пластинок с простым управлением. На тыльной стороне находился разъем для подключения внешнего магнитофона с более высокими качественными характеристиками звука. Стандартные динамики с бумажными диффузорами успешно передавали музыку.

Эстонская стереонасоба — новое прочтение классического приемника.

Эстония стерео /Фото:schems.ru

В семидесятых годах вышла модифицированная версия радиолы «Эстония-Стерео», в которой виниловый проигрыватель стал отдельным блоком. Это сделало радиолу компактнее, а проигрыватель можно было легко снять и хранить при необходимости. С выходной мощностью этого устройства можно было устраивать небольшие домашние музыкальные вечера.

Радиола издавало тёплые и яркие звуки старины. Модель стоила 420 рублей, что было равно нескольким средним зарплатам того периода.

Симфония III: уходящий отголосок ламповой музыки

Ещё одна Симфония /Фото:zelengarden.ru

Радиола «Симфония-3», выпущенная в 1971 году Рижским радиозаводом, стала закатом ламповой эры в мире аудиотехники. Модель претерпела изменения: отсек для винилового проигрывателя переместился в нижнюю часть корпуса, а высота штатных колонок уменьшилась при сохранении их глубины.

Технически устройство не изменилось: радиоприемник с автоматической настройкой частоты, проигрыватель виниловых пластинок на три скорости и двухтактный стереоусилитель. Трёхполосные акустические системы с лёгкими бумажными басовиками и высокой чувствительностью работали в паре с усилителем.

Существовало также множество других качественных радиоприемников.

Но существеннее всего музыка. В чем феномен стеклянной гармоники, звуки которой раньше внушали слушателям страх?