Слава, восторженные толпы поклонниц и безграничная любовь зрителей – всё это теряло для них значение, когда один узнавал об успехах другого. Олег Табаков и Андрей Миронов – два выдающихся деятеля одной эпохи. Они справедливо делили признание публики, однако стремление к превосходству превратило их соперничество в настоящую дуэль. Каждая премьера представляла собой возможность вырваться вперёд, а каждый промах грозил нервным срывом.Новости СМИ2

В стремлении к мечте один жертвовал своим здоровьем, другой – терял веру в собственные силы. Но оправдывали ли их усилия столь высокая цена? И кто же был той самой звездой?

Достояние республики

Их всегда тянуло к вершинам. И они достигли их — взорах миллионов зрителей. Не все знают, что встречи Олега Табакова и Андрея Миронова на съёмочной площадке не всегда сопровождались смехом. Однако именно в этом соперничестве рождалось кино, способное жить вечно. Даже будучи признанной легендой, руководителем театра и основателем актёрской династии, Олег Павлович помнил один обычный день из далёких 1970-х. В этот день он узнал о себе неприятную и обидную информацию. Причём из уст собственного сына.

Олег Табаков.

После премьеры фильма, вызвавшего большой резонанс, произошли интересные события. Картина под названием «Достояние республики», где главные роли сыграли Миронов и Табаков, стала причиной напряженных отношений между актерами. На съемочной площадке чувствовалась взаимная неприязнь. Олег Табаков был очарован образом, созданным Андреем Мироновым, но не удовлетворен своей собственной ролью. В фильме Андрей Миронов воплотил образ обаятельного и привлекательного авантюриста, известного как «Маркиз». Его оппонентом стал обычный сотрудник уголовного розыска, роль которого исполнил Олег Табаков.

Андрей Миронов.

Олег Павлович прибыл на съёмочную площадку, где в центре внимания был Андрей Александрович. Он был безупречно одет в парадный костюм, его глаза были подведены, а вокруг него кружились привлекательные девушки. Казалось, они готовы были отдать всё ради одного лишь взгляда на него. В фильме Миронов не просто представал в красивом камзоле, но и демонстрировал навыки верховой езды, исполнил две замечательные песни и героически погиб в финальной сцене.

Табаков исполнил роль рабочего парня, уступавшего Миронову по всем параметрам, и он не был готов находиться в чьей-то тени. Съемки фильма обернулись столкновением. Табаков требовал, чтобы и ему предоставили возможность исполнить песню, поскольку поющий актер в кадре – это гарантия успеха. Однако режиссер категорически отказывался, поскольку Миронов уже успел доказать всему Союзу в «Бриллиантовой руке», что пение – его исключительное право. Тогда Олег Павлович попытался перехватить у соперника героическую смерть в финальной сцене. Но и эта попытка не удалась.

Табакову нравилась роль Миронова.

После того как все стратегии, направленные на обход конкурентов, оказались неэффективными, съёмки оказались под угрозой срыва. Табакову оставалось либо признать поражение, либо предпринять отчаянный шаг. Срыв съёмок – распространённый, но не самый надёжный способ воздействия, и Олег Павлович решил поступить по-другому.

Фильм вышел на экраны в апреле 1972 года и получил очень тёплый приём. В театре Табакова актера буквально засыпали цветами и поздравлениями. Создавалось впечатление, что их соперничество с Мироновым завершилось как минимум вничью. Однако этот период восторга не продлился долго. Сын Олега Павловича огорчил отца, заявив, что настоящей звездой является Андрей Миронов. Это стало для актера болезненным ударом. Привыкший к победам, он впервые в жизни испытал такое серьёзное поражение. К тому же, к обоим артистам доходили различные слухи о том, что якобы сказал оппонент. Неясно, соответствуют ли эти сведения действительности или кто-то намеренно стремился спровоцировать конфликт между ними.

Андрей Миронов в киноленте «Бриллиантовая рука».

Чёрствые пирожные и голодное детство

Стало ясно лишь то, что в тот год разгорелся скрытый конфликт между двумя популярными артистами. Табакова задевало то, что поклонники Миронова просто обожествляли его, и для них было счастьем лишь прикоснуться к его одежде. Он полагал, что Миронову всё дается слишком просто. Никто не мог предположить, как скоро всем станет известно горькая правда.

Жизнь Андрея Александровича Миронова представляла собой настоящую драму, которая разворачивалась на виду у всех, но при этом оставалась незамеченной. Обладая даром, подаренным Богом, легендарный артист, исполняя свои роли, казался таким, будто это не требует от него никаких усилий.

Андрей вырос в семье актеров и с раннего детства мечтал о театре, где наблюдал за отцом. Он с самого начала знал, кем стремится стать. Мальчик устраивал домашние концерты, на которых зрителями были такие известные артисты, как Владимир Утёсов и Любовь Орлова. Рождение в семье, где все – артисты, – одновременно является и подарком, и бременем. С одной стороны, для тебя открыты все возможности, а с другой – окружающие склонны считать, что твой успех обусловлен лишь происхождением, а не талантом. Коллеги шутили, что самой большой трагедией в жизни Миронова было чёрствое пирожное.

В семье фронтовых врачей, где родился мальчик в Саратове, пирожных не было. Голодное детство Олег Табаков впоследствии восполнил в зрелые годы страстной привязанностью к еде. Ему не досталось ни загородной усадьбы, ни именитых посетителей. Однако никто не сомневался в его способностях, преподаватели сразу признали его уникальным талантом. Никто не усомнился в честности его поступления в театральный институт без вступительных испытаний. К 21 году он уже стал актером театра «Современник». Подобный стремительный взлет сыну известных родителей, вероятно, не простили бы.

Вокруг Табакова царило обожание со стороны женщин. Речь шла о зрелых, состоятельных дамах. Саратовского мальчика в Москве баловали и осыпали знаками внимания. Жизнь казалась настоящей сказкой. Табаков хорошо знал свою ценность и не смущался, когда ему дарили букеты от звёзд театра и кино. Он покорил столицу с неожиданной легкостью.

У Андрея Миронова с самооценкой сложилась непростая ситуация. Несмотря на то, что он был коренным москвичем, выросшим в обеспеченной семье, его мучили различные комплексы. Он ощущал давление со стороны матери. К тому же, когда Табаков уже был знаменит на сцене, Андрей только завершал обучение в Щукинском училище. После окончания он стремился к драматическим ролям, однако Мария Владимировна видела для него иное будущее и решила, что он должен стать комиком, направив его в Театр сатиры.

Мария Владимировна Миронова отличалась властным характером матери.

Артисты, включая Анатолия Папанова, с недоверием встретили юношу, которого мать привела в театр. Однако вскоре дуэт Папанова и Миронова обретет всенародную любовь. Андрею Александровичу пришлось немало убеждать окружающих в своих способностях, в то время как Табаков уже пользовался славой. В кино Миронов появился благодаря просьбе матери, получив небольшую роль. На съёмочной площадке к молодому актеру отнеслись с предубеждением.

Эта парочка покорила миллионы сердец.

Помимо не располагающей обстановки, Андрею пришлось выносить и невыносимые физические страдания. Он скрывал от окружающих серьёзное заболевание — тяжёлый фурункулёз. Съёмки сопровождались кровотечениями и болью, из-за чего приходилось часто менять рубашки, так как они промокали. Преодолевая страдания, актёр с энтузиазмом работал над каждой сценой. Удивительно, но после выхода фильма внимание зрителей привлёк не главный герой, а исполнивший второстепенную роль Миронов. Женщины по всей стране были очарованы его игрой.

Предупреждение свыше

Табаков вступил в брак в раннем возрасте с Людмилой Крыловой, актрисой театра «Современник». Ради него она оставила перспективную карьеру. Он эпизодически добивался для неё небольших ролей в фильмах, где и сам снимался, чтобы была возможность о нем заботиться на площадке. Супруга решала все вопросы, связанные с бытом, что позволяло Табакову полностью посвятить себя работе. Однако такая самоотдача негативно сказалась на здоровье актера — в тридцати лет он пережил инфаркт прямо во время выступления. Это заставило его переосмыслить свое отношение к труду.

Екатерина Градова.

Олега Павловича предостерегали, словно сама жизнь, призывая снизить темп, в то время как Андрею Миронову такое предостережение не было адресовано. Он работал без передышки, будто стремился убедить себя в своей ценности для публики. В отличие от Табакова, Миронов не обрёл тихой семейной гавани. Екатерина Градова не желала оставаться в тени известного мужа и стремилась к признанию на театральной сцене и в кино. Мать Андрея также способствовала усугублению ситуации — её властность и завышенные ожидания от его жены оказали значительное влияние на распад их брака.

Свадьба Андрея Миронова и Екатерины Градовой.

Война, в которой не было победителей

Миронова вновь одолевали сомнения. Тем временем Табаков был занят другим вопросом. Его неутолимая страсть к еде привела к значительному набору веса. Похудеть было непросто. Он не переставал завидовать не только достижениям своего конкурента, но и его отличной фигуре, которая идеально подчеркивала любой наряд. Никто не догадывался, что обретение этой легкости и грации далось мальчику, который с детства страдал от лишнего веса, очень дорого. Миронов всегда придерживался строгой диеты. Он не мог позволить себе быть естественным, как Олег Табаков. Ему всегда необходимо было поддерживать подтянутую форму и безупречный внешний вид до самых кончиков пальцев.

Андрей Миронов и Лариса Голубкина.

Соревнование без официального объявления продолжалось. Третий раунд развернулся во время съёмок фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Миронов лично рассматривал актрис, которых выбрала режиссёр Алла Сурикова. Их выбор совпал на Александре Яковлевой. Она своим взглядом покоряла всех мужчин.

Александра Яковлева сражала наповал.

Табаков тоже не избежал поражения, однако Александра интересовал лишь один человек на съёмочной площадке — Миронов. Между ними возникло взаимное притяжение, которое было заметно окружающим. Олег Павлович испытывал зависть, и Миронов вполне мог ощущать себя триумфатором. К сожалению, его карьера уже близилась к завершению.

Олега Табакова терзала зависть к достижениям Миронова.

Андрей Миронов так и не ощутил своего головокружительного успеха. Его немедленно доставили в реанимацию прямо со спектакля в Риге. Через два дня, 16 августа 1987 года, он умер, так и не приходя в сознание. Его уход вызвал глубокую скорбь у миллионов людей и ознаменовал завершение важной главы в отечественном кино. Эта потеря была особенно болезненна для Олега Павловича. В тот августовский месяц он, наконец, осознал причину горьких слёз сына, пролитых по образу «Маркиза» в фильме «Достояние республики». Смириться с этой кончиной было непросто ни тогда, ни сейчас, она стала следствием борьбы, в которой он участвовал.

Андрей Миронов достиг всего, чего добился, не благодаря обстоятельствам, а вопреки им. Он преодолел сопротивление родителей, которые внушили ему чувство неполноценности, властную мать, подавлявшую его, болезнь, а также завистников и недоброжелателей.

Олег Табаков с семьёй.

Олег Павлович прожил еще три десятилетия после смерти Миронова. За это время в его жизни произошли перемены: он развелся и снова женился, стал отцом и дедом, основал два театра. После его кончины сотни его учеников остались без наставника. На прощании с Олегом Павловичем все выражали благодарность за его вклад в их жизни, в то время как на похоронах Миронова люди просили у артиста прощения за то, что не смогли его защитить.

На экране победил Андрей Миронов, однако в реальной жизни торжество праздновал Олег Табаков. Для зрителей они оба – победители, чьи образы навсегда запечатлелись в сердцах как образы непревзойдённых гениев.