43 года прошло с тех пор, как ушла из жизни Роми Шнайдер, однако ее образ по-прежнему свеж, как кадры из фильмов «Бассейн» (1969) или «Боккаччо-70» (1962). Актриса начинала свою карьеру, воплощая на экране образ идеальной австрийской принцессы, стала символом французского кино 1960-х и 1970-х, была музой Коко Шанель и Ива Сен-Лорана и покинула этот мир женщиной, в чьей улыбке сквозила глубокая печаль. Вспоминаем ее жизнь через образы — как на экране, так и за его пределами.

Австрийская принцесса

Роми Шнайдер, урожденная Розмари Магдалена Альбах, появилась на свет в Вене в 1938 году. Ее кинокарьера началась в 15 лет, когда она сыграла вместе с матерью, известной кинозвездой Магдой Шнайдер, в картине «Когда цветет белая сирень» (1953). Вскоре после этого юная актриса получила роль Виктории в фильме «Молодые годы королевы» (1954), что принесло ей первую волну признания и открыло дорогу к участию в «Марше для императора» (1955). Стоит отметить, что главную мужскую роль в этой ленте исполнил отец Роми Шнайдер, Вольф Альбах-Ретти. Однако всемирная слава обрушилась на актрису в 17 лет после выхода первой части трилогии о Сисси (1955–1957). Ярколицая и румяная Роми предстает с длинными волосами, в корсетных платьях с пышными юбками, кружевных воротниках и жемчужных украшениях, вплетенных в сложную прическу. Этот визуальный образ вызывал восхищение в Германии и Австрии: публика воспринимала Роми как воплощение женственности, молодости и добродетели.

В 1956 году.

Источник: Alamy

Шнайдер воспринимала роль Сисси как нечто предопределенное. В документальном фильме «Роми: Анатомия лица» (1967), снятом Хансом-Юргеном Зибербергом, который застал актрису в период карьерных трудностей, она с досадой высказывалась о фильмах, сделавших ее «принцессой» и перед камерой, и вне съемочной площадки. Взгляд на фотографии 1950-х годов позволяет понять, в чем заключалась причина ее недовольства: ее образ был неизменно связан со скромным и женственным платьем, аккуратной прической и постоянной улыбкой.

Плакат к фильму «Молодые годы королевы». Источник: IMDb

Кадры из фильма «Сисси».

Источник: IMDb

Французский роман

Надежда замаячила для Шнайдер в 1958 году, когда во время работы над фильмом «Кристина» Пьера Гаспара-Юи между ней и Аланом Делоном возник роман. Этот союз стал темой для обсуждений во всей Европе, а для актрисы открыл путь к освобождению от стереотипа наивной Сисси. После завершения съемок Роми должна была вернуться в Кёльн, однако в последний момент изменила свои планы и отправилась в Париж. Они вместе поселились в квартире на берегу Сены, неподалеку от дома, где жил Бальзак. Роми вспоминала: «Мне было девятнадцать, я впервые ступила на парижскую мостовую и хотела испытать великую любовь к тому, кого обожаю».

Ален Делон во время съемок фильма «Кристина». Фото: Getty Images

Ален Делон и Роми Шнайдер.

Источник: Getty Images

Роми продолжала сниматься, теперь уже во французском кинематографе, и в 1961 году, во время примерки костюмов для фильма «Боккаччо-70», где ее пригласил Лукино Висконти, она познакомилась с Габриэль Шанель. В то время Шанель подбирала наряды для Ингрид Бергман, Жанны Моро и Дельфин Сейриг. Для этой картины Роми впервые согласилась раздеться перед камерой, а также впервые надела твидовый костюм. Эта встреча не только обеспечила ей доступ к коллекции платьев-футляров, шляпок и костюмов-двоек дизайнера, но и положила начало многолетней дружбе. Мадемуазель Шанель помогла Шнайдер освоить местные обычаи и научила следить за своей фигурой. В том же году в Анна Жирардо Шнайдер заявила: «Я больше не кукла, я становлюсь женщиной», и Роми, прожив во Франции несколько лет, действительно смогла полностью избавиться от имиджа наивной принцессы.

В 1963 году состоялась церемония вручения премии Cristal Stars от Академии киноискусства.

Источник: Getty Images

Кадры из фильма «Боккаччо-70».

Источник: IMDb

1964 год, перерыв в съемках фильма «Лето 22:20.

Источник: Getty Images

В Париже, 1965 год.

Источник: Vogue

К 1964 году, когда Шнайдер получила от своего возлюбленного письмо о расставании, Делон уже готовился к свадьбе с Натали Бартелеми, которая была беременна их сыном Энтони. Подавленная Роми отказывалась от новых ролей, однако премьера фильма «Хороший сосед Сэм» (1964) смогла ее взвоодушевить. В комедии Вуди Аллена «Что нового, киска?» (1965) актриса сыграла, но не смогла полностью справиться с горем, связанным с потерей еще двух близких людей — сначала скончался ее отец, затем отчим. После этого она вышла замуж за немецкого актера и режиссера Гарри Мейена и стала матерью сына Давида. Первый фильм, в котором Роми Шнайдер появилась после рождения ребенка, — это «Отли» (1968).

Роми и её сын Давид, март 1968 года.

Источник: Getty Images

Роми Шнайдер и Гарри Мейен, 1960-е годы. Фотография из архива Getty Images

Летом того же года Шнайдер снова появилась в кадре с Аленом Делоном в фильме «Бассейн» (1969). Андре Курреж, уже известный своими новаторскими мини-юбками и геометричными фасонами, разработал костюмы для этого, одного из самых значимых проектов в карьере актрисы. В образе Марианны, спокойной и несколько отстраненной героини, в ее гардеробе практически отсутствовали декоративные элементы; присутствовали лишь безупречные линии минималистичных платьев-трапеций, туник с длинными рукавами и футуристичных купальников. Они стали символом ривьерского шика. За пределами съемочной площадки Шнайдер отдавала предпочтение шелковым платьям, комфортным джемперам, строгим костюмам, брюкам-чиносам в сочетании с трикотажными топами и классическим лодочкам Chanel. Ее неизменными аксессуарами были головные уборы: вуали, шляпы, платки и повязки.

В фильме «Бассейн» снимались Джейн Биркин, Ален Делон и Роми Шнайдер. Источник: IMDb

Ален Делон во время съемок фильма «Бассейн», 1968 год. Фото из архива Getty Images

На съемках «Бассейна», 1968 год. Источник: Vogue

Ясное небо

В 1970-х годах, когда Роми Шнайдер уже зарекомендовала себя как символ европейского кино и стиля, она активно сотрудничала с Ивом Сен-Лораном. Дизайнер создавал для нее костюмы к фильмам, а также формировал ее личный гардероб. В фильме «Макс и жестянщики» (1971) на ней были представлены облегающие платья и знаменитый лакированный тренч, созданный по его дизайну, а в «Сезар и Розали» (1972) – мужские рубашки, сочетающиеся с женственными юбками, а также водолазки и брюки. Сен-Лоран одевал Шнайдер в черные платья с глубоким вырезом и даже разработал синее платье с бантом в честь ее 40-летия.

Кадры из фильма «Макс и жестянщики», вышедшего в 1971 году. Источник: IMDb

В Yves Saint Laurent на съемках «Макс и жестянщики» (1971). Источник: Vogue UK

Кадры из фильма «Сезар и Розали», снятого в 1972 году. Источник: IMDb

Роми все чаще бралась за сложные драматические роли: Лена в «Процессе» (1962), Анна Купфер в «Поезде» (1973), Франческа Андерсон в «Мой любовник, мой сын» (1970) и даже императрица Елизавета в «Людвиге» (1973). В последней роли актриса вновь воплотила образ, знакомый зрителям по «Сисси», но уже в более серьезном ключе, чем двадцать лет назад. При этом костюмы становились более сдержанными и элегантными. К примеру, известное белое платье в стиле пеплоса в «Невинных с грязными руками» (1975) или монохромный образ из «Любви под дождем» (1974).

В честь 40-летия Yves Saint Laurent. Источник: Getty Images

Съемки фильма «Поезд» при участии Жана-Луи Трентиньяна. Источник: Vogue

Съемки фильма «Любовь под дождем». Источник: Vogue

Кадр из фильма «Невинные с грязными руками», снятого в 1975 году. Источник: IMDb

В личной жизни актрисы также произошли перемены: в начале 1970-х Роми и Мейен решили разойтись, после чего она увезла Давида в Париж, где завязались ее отношения со сценаристом Даниэлем Бьязини. 18 декабря 1975 года они сыграли свадьбу в Западном Берлине, а через два года у них родилась дочь Сара. В тот период стиль Роми все больше склонялся к богемному шику: объемные платья из дорогих тканей, многослойные украшения на шее, тюрбаны, тонкие шарфы, небрежно накинутые на плечо. Несмотря на то, что в повседневной жизни она отдавала предпочтение джинсам, водолазкам и пальто в стиле милитари, на фотографиях ее в подобных образах не встретишь.

На парижской премьере фильма «Крестный отец» в 1972 году. Фото из архива Getty Images

Париж, запечатлённый Джанкарло Ботти в 1974 году. Фото из архива Gamma-Rapho

На немецком ток-шоу «Je später der Abend», 1974 год. Фотография из архива Getty Images

С Даниэлем Бьязини, 1976 год. Фото из архива Getty Images

На съемках фильма «Главное — любить», 1973 год. Фото из архива Getty Images

Обессиленность от испытаний

На первый взгляд Шнайдер казалось, что она переживает свой пик, однако за кулисами, вдали от объективов папарацци, она боролась с депрессией и алкоголизмом. Травматичный выкидыш, последовавший за автомобильной аварией, самоубийство бывшего мужа Мейена и операция по удалению правой почки – в интервью Stern от 23 апреля 1981 года Роми призналась, что ее ресурсы истощены. Особенно тяжелым ударом стала смерть 14-летнего сына: 5 июля 1981 года Давид погиб, упав при попытке перелезть через забор на территории дома родителей Бьязини и получив смертельное ранение. Казалось, Роми не сможет пережить эту потерю, но уже в октябре 1981 года она вернулась к работе – в Берлине начались съемки фильма «Прохожая из Сан-Суси». После завершения работы над картиной Шнайдер, вместе с новым партнером, продюсером Лораном Петеном, начала поиск дома недалеко от Парижа – актриса мечтала о спокойной жизни, вдали от внимания публики. Они нашли подходящее место в Буасси-сан-Авуаре и всего через пару месяцев, ранним утром 29 мая 1982 года, Петен обнаружил актрису без признаков жизни, склонившейся за письменным столом.

В Цюрихе, 1977 год. Источник: Getty Images