
Скидки 50-70%, эксклюзивные предложения и закрытые распродажи — большинство людей поддаются заманчивым предложениям продавцов. Импульсивные покупки провоцируют чувство вины и стресс.

фото: unsplash.com
Скидочный марафон и различные распродажи уже как минимум неделю будоражат умы. Каждый продавец старается заманить покупателя наиболее выгодным предложением. Однако зачастую под маркировками «черная пятница», «грандиозные скидки» и «уникальные предложения» скрывается вполне обычная цена или распродажа товаров, которые залежались на складах, и качество их оставляет желать лучшего.
Психологи отмечают: во время массовых распродаж и акций уровень тревоги и стресса у людей повышается. Это происходит потому, что impulsive покупки часто приводят к сожалениям о доверчивости, особенно если приобретенный товар не соответствует ожиданиям. Как справиться с волнениями и сохранить душевное равновесие? Об этом «Доктору Питеру» рассказала психолог и психотерапевт Екатерина Домбровская.
Екатерина Домбровская
психотерапия, сексология
Врач по уходу за душевным здоровьем, консультант по отношениям, эксперт в интимных вопросах.
Мы хотим экономить — это нормально
Покупка новой вещи, бытовой техники или крупного товара — это позитивные эмоции. А если покупка совершена с заманчивой скидкой — это приятно вдвойне. Каждый человек хочет сэкономить деньги, особенно приобретая дорогие вещи. Поэтому фразы «скидка 70-80-90%», «товар за полцены», «уникальная акция» действуют на нас магически.
Маркетологи применяют подобные приемы, получая знания о том, как воздействовать на чувства людей.
Однако стоит помнить: бесплатного сыра не бывает. Многие продавцы искусственно повышают цены за несколько недель до предстоящего шопинга «11.11», жертвуя текущими продажами ради резкого роста стоимости покупок в «неделю скидок».
Не поддавайтесь импульсам, «включите» голову
Психотерапевт Екатерина Домбровская говорит: «Покупки в период распродаж — сезонных, „черных пятниц“, новогодние и прочие, по сути, импульсивные». В это время наше сознание активно подвергается внешнему влиянию, мы можем соблазниться на те товары и услуги, которые не приобрели бы в обычное время, поскольку особой потребности в них нет. Особенно ярко выражены импульсивные покупки в период экономической и социальной нестабильности.
Чтобы защититься от стресса и осенней тоски, обратимся к продуктам, поднимающим настроение.
Навязчивая реклама, которой буквально «бомбят» различные маркеты, еще до начала распродажи вводит человека в стрессовое состояние. Нам внушают — «ты должен купить фен, пылесос или кофемолку», из-за чего возникает возрастающий уровень стресса. Наступает 11.11, и люди идут в магазины, на маркетплейсы и делают покупки, перекрывая таким образом стресс, гася избыточное возбуждение в мозге.
При покупке вырабатываются гормоны радости, и стрессовая ситуация закрывается. У человека возникает ощущение, что он сделал что-то важное, вознаградил себя за усилия, переживания. В психологии это называют завершением гештальта, происходит реализация события, пусть и навязанного извне рекламой.
Ситуация накладывает отпечаток
Особо с учетом нестабильности, геополитической тревожности, того, что в стране происходит, — люди в состоянии повышенной тревожности, для них любое завершенное действие, покупка чего-либо, приносит удовлетворение. В такой ситуации, как сегодня, больше людей хотят получить удовлетворение. Выходит, что по сути вознаграждают себя покупками: я был(а) хорошим мальчиком/девочкой — куплю себе фен (пылесос, машину и т. д.).
Уролог Тыганов назвал главную причину, по которой мужчины после 40 лет становятся раздражительными. Что говорит закон?
Эксперты Роспотребнадзора уточняют: проявляйте внимание, поскольку не каждый продавец может быть честен с покупателем, отличается добросовестностью. Многие в погоне за прибылью активно пользуются доверчивостью людей, их желанием экономить деньги и не всегда доходчиво и доступно доводят до потребителей условия, подстегивают к оформлению невыгодных кредитов.
Наши законы не прописывают понятие «черная пятница» и другие распродажи, нет четко прописанных критериев проведения акций со скидками. Продавцы пользуются этим. Важно делать покупки «на трезвую голову», не поддаваясь рекламным слоганам и баннерам.
Изучите интернет-отзывы о торговых точках и предлагаемых товарах. Обратите внимание на динамику цен — как она изменялась в течение последних 5-6 месяцев. Часто становится очевидно, что цену искусственно увеличивали для последующего снижения её до исходного уровня с помощью скидок.
Сделайте паузу, чтобы подумать
Если вы хотите совершить покупку — возьмите паузу: выйдите из магазина на воздух, пойдите попить чаю, оторвавшись от монитора. В это время взвесьте реальные за и против. По данным статистики — каждый второй наш соотечественник носит купленные вещи только единожды. Затем годами пылятся в шкафах. Особенно часто этим грешат женщины — у них в гардеробе есть покупки, которые стоят 10-20 тысяч, но всё ещё ждут своего часа.
Аналогично и с бытовой техникой — не всегда новинки могут реально пригодиться хозяйкам или мужчинам в работе, повседневной жизни. Тостеры, бойлеры, электроинструмент и прочее стоит покупать, когда они реально необходимы, и вы уже точно определились, где и как ими пользоваться, насколько часто ими будут пользоваться.