Беременность, роды и младенчество – кризис перемен для женщин.
Вместе с детьми меняется и сама мать.

Эффективные методы воспитания для младенца неприменимы к дошкольнику и совсем не работают для подростка. На каждом возрастном этапе требуется новое понимание особенностей ребенка, его желаний и постоянное внимание к нему. Меняясь сама мать, уверенно ведет ребенка от одной ступени развития к другой.

Эксперт по воспитанию – доктор филологических наук, писательница и мать пятерых детей Диана Машкова – поделится своими знаниями о том, как лучше понимать ребенка на каждом этапе его развития и принимать особенности его характера.

Первый этап развития (с рождения по первый год).

Для грудного младенца мать – центр всей вселенной.
Новорожденный лишен возможности заботиться о себе самостоятельно. Первые полгода жизни ребенка — это слияние с матерью. Общение через прикосновения, колыбельные, ласковые слова и нежные игры – всё это не просто времяпрепровождение, а основа для гармоничного развития мозга и тела малыша. Не говоря уже о том, что ношение ребёнка на руках в течение всего первого года жизни крайне важно.
Известный биолог Адольф Портман подсчитал, что для рождения полноценно развитого ребенка необходимы не девять месяцев беременности, а двадцать один: за это время малыш в утробе матери достиг бы уровня развития, позволяющего ему быть независимым от мамы и действовать самостоятельно.

Судьба распорядилась иначе: присутствие матери оказывается ключевым фактором для благополучного развития ребенка. Во время беременности между матерью и малышом устанавливаются особые биологические связи, которые сохраняются даже после рождения, как утверждает Марина Мелия в своей книге «Мама рядом».

В прошлом считали достаточным для младенца в первый год жизни лишь материнское питание и защиту. Но последующие научные изыскания позволили прийти к другому заключению.

Любовь и психологическое благополучие человека берут начало в позитивных эмоциях, которые возникают у него в младенчестве при взаимодействии с матерью.

Развитие между первым и третьим годом жизни

К возрасту года материнское разрешение на некоторую независимость очень важно для малыша. В этот период ребенок начинает ходить и знакомиться с окружающим миром.

Лишенный возможности действовать разумно и безопасно, малыш в возрасте одного года рискует отстать в развитии.

Ребенок больше не сразу получает то, что хочет. Ему приходится учиться терпению и смириться с первыми запретами: «нет» и «нельзя». Даже если малыш расстраивается, ему важно получить утешение от мамы, а не исполнение любых желаний.

«Я вижу, что ты расстроен, — утешает мама, признавая эмоции ребёнка. — Мне очень жаль, но правду нужно говорить.» Она обнимает малыша и с любовью повторяет: «Я тебя люблю, несмотря ни на что».

Если родители с пониманием относятся к эмоциям ребёнка, то ребёнок сам приходит к выводу, что его любят без условий.

Получая этот ценный урок, дитя понимает: отрицательные эмоции вполне допустимы, главное – научиться им адекватно сообщать. Подобно матери, которая использует язык для этого.

К концу второй ступени развития ребенок переживает серьезную фазу отделения, называемую кризисом трех лет. Если мама понимает, что бесконечные «Я САМ» и «НЕТЬ» — это природная потребность ребенка стать самостоятельным человеком, период пройдет безболезненно и не нарушит отношения.

Уровень трансформаций с тремя по шесть.

В детстве мама для ребёнка является источником мудрости о окружающем мире. Неустанные вопросы маленьких исследователей требуют подробных ответов, разъяснений причин и следствий, полной информации. Так дети усваивают знания. По этой причине лучше забыть популярные у родителей прошлых времён фразы «вырастешь — узнаешь», «любопытной Варваре на базаре нос оторвали», поскольку они препятствуют развитию и ранят чувства ребёнка.

В возрасте четырех-пяти лет дети начинают интересоваться гендерными различиями. Девочки стремятся повторять маме, а мальчики – папе. У них может появиться идея о браке с матерью, на которую нужно мягко и твердо реагировать: «Ребеночек, я уже замужем за папой и его очень люблю. Когда ты вырастешь, найдешь прекрасную девушку, полюбишь ее и женишься».

С трёх лет роль отца приобретает особую значимость: мать как бы передает ребёнка отцу, становящегося для него наставником в окружающем мире.

Чтобы малышу было комфортно приближаться к отцу без зависти или огорчений, необходима мудрость родителей. Успешное преодоление этого периода развития укрепляет психологическую устойчивость ребенка.

Уровень изменений от седьмого до двенадцатого.

В школе ребёнок всё чаще должен брать на себя заботы о себе, пока его родители постепенно передают ему ответственность. Он уже умеет многое делать сам и может справиться с большинством своих повседневных нужд.

В это время и в дальнейшем родители способны с увлечением трудиться по своей линии, сохранять гармонию в отношениях друг с другом, проявляя заботу о семье. Важно при этом не становиться чрезмерно навязчивыми для ребенка.

Настал момент оставить позади привычные роли прошлых годов, особенно роль заботливого родителя.

В период взросления детей многие матери, преданные сыновьям и дочерям, могут испытывать беспомощность и одиночество. Им сложно найти свое место, когда дети уходят в мир за пределами дома и разделяют новые увлечения. Чтобы не оставаться без цели, мамам следует развивать свои способности, находить новое занятие или сосредоточиться на воспитании младшего ребенка.

Школьная жизнь занимает у учеников всё больше времени, оставляя меньше места для семьи.

Мир юного человека становится шире, чем круг семьи.

Стадия развития подростка

Подростку требуется родительская фигура, воспринимающая его как равноправного партнера, способная установить доверительные отношения.
В этот период происходит естественное отстранение от родителей и стремление найти своё место среди сверстников. Развивается интимное общение с близкими друзьями. Появляется потребность в самоопределении и выборе будущей профессии.

В юности человек формирует свою индивидуальность, исследует мир и обретает независимость. Стремясь к взрослой жизни, подросток постепенно освобождается от контроля взрослых и учится самостоятельно действовать.

В домах, полных уважения, где ребёнку отводится роль в делах семьи, а также даётся возможность высказываться, переход во взрослую жизнь протекает спокойнее.

В семьях, где жесткий контроль родителей стал нормой, столкновения со взрослыми детьми часто неминуемы.

Лучше всего для родителей – верить в доброту своего малыша.

Подростковый возраст иногда характеризуется поступками, которые кажутся странными из-за недостатка жизненного опыта или особенностей, сформированных в детстве. Важно же понимать мотивы такого поведения – бунты и непослушание – а не навешивать на ребенка ярлыки.

Для чего меняется мама?

Успешное изменение отношения к рождению детей благоприятствует полноценному развитию малыша. Подрастающему человеку необходимо свобода самостоятельных выборов и взаимодействие с обществом, без этого нельзя достичь взрослости.

Здоровье и способность человека выживать формируются главным образом в период первых трех лет жизни, во многом благодаря отношениям с родителями. Именно поэтому многие страны запускают программы поддержки матерей и детей, известные как «первые 1000 дней жизни» (понятие ЮНИСЕФ). Задача государства — помогать семьям с малышами, предоставляя мамам необходимые ресурсы. В это ключевое время развития родители должны уделять ребенку максимальное внимание, чтобы избежать проблем в будущем.

Внимательность родителей способствует благополучию и счастью детей.

Материнство — это проживание множества жизней, не одной. Это постоянное перевоплощение в разные роли, которые часто противопоставляют друг другу. В этом суть воспитания: совмещать собственные изменения с тем, чтобы ребенок тоже рос и развивался.