Будущие мамы привыкают к мысли о неизбежных испытаниях и радикальных переменых в жизни. В теории всё просто: трудности предсказуемы. Но на практике нужно быть готовым не только к трудностям, но и к подвигу материнства. Этот подвиг ни маме, ни малышу не приносит практической пользы, однако обществу вокруг будто бы необходим.
Не стоит ожидать похвалы или награды за выполнение этого долга. Теперь вы обязаны всем своим существованием, и если не оправдаете возложенные на вас ожидания, общество накажет. Проблема в том, что этот мнимый долг недостижим, ведь требования общества просто абсурдны. Современное материнство — это сложная игра с неизбежным ухудшением вашей позиции при любом шаге.
Счастье, от которого нельзя отказаться
К будущему материнству женщинС малых лет девочки учат быть матерями, но это не приносит им никакой выгоды. Ведь счастье материнства воспринимается как необходимый этап жизни. женщинаЖенщину, не ставшую матерью, часто считают неполноценной. Подготовка к материнству строится на постоянных угрозах и ограничениях.
«Что ты плачешь, больно тебе? А рожать как будешь?» или «Не вздумай поднимать тяжелое — тебе еще рожать!» Или: «Посиди с ребенком, заодно потренируйся, ты же будущая мать.» Девочке непонятно, зачем нужно себя ограничивать, поэтому ей внушают страх перед бездетностью. женщинаЭто как будто привитая девочкам особая форма страха. Жизнь её полна тоски, ничто не приносит ей радости, даже успех пустой и бесценный, ведь она не выполнила, по мнению общества, главное предназначение — стать мамой. Вместо хвалебных слов о счастье материнства, девочка слышит провал и разочарование: «Не быть мамой – самое большое несчастье». Так начинается её путь.
«Часики-то тикают!» vs «Чем ты думала?»
Женщинам старше 25 лет, которые не имеют детей, общество навязывает свои ожидания, невзирая на их собственные планы. Постоянно звучат призывы к незамедлительному рождению ребенка, под угрозой «поздней» возможности. Ее достижения, цели и мечты считаются несущественными, если не связаны с материнством. Личные границы такой женщины игнорируются: каждый считает себя хозяином положения, говоря с ней так, будто она только сосуд для зачатия.
Каково же отношение к женщине, когда она решает завести ребенка (хотя бы по собственной воле или под нажимом общества)? Сначала наступает период общественного одобрения: поздравления с предстоящим рождением и пожелания благополучия. Но тут же начинается давление со вопросами «Что ты думала?».
То общество, которое ранее настоятельно советовало женщинам становиться матерями, теперь, вместо того чтобы поддерживать их, осуждает за такой выбор. В онлайн-консультациях юристов всё чаще задают вопрос: «Что делать, если работодатель под давлением заставляет меня уволиться из-за беременности?». Хотя в законе беременные женщины защищены, на практике существует ряд способов вынудить их добровольно оставить работу. Женщине говорят: «А о чем ты думала? Кому нужны твои больничные, декретный отпуск и ты сама после него, с пустой головой?». В то же время женщина осознает, что увольняться нельзя ни в коем случае, ведь найти новую работу с малышом будет очень проблематично.
Настоящая проблема кроется в другом. Мы уже затрагивали тему карательной гинекологии, где главными жертвами становятся беременные женщины и роженицы. Будьте готовы к хамству, граничащему с моральным садизмом, которое будет преследовать вас на протяжении всей беременности. Тем, кому не посчастливится столкнуться с прямыми оскорблениями, придется смириться с потерей своей личности с момента зачатия. Беременная женщина больше не Лена, Маша или Оля — для медицинского персонала она «мамочка». Такое обращение будет сопровождать ее с первой консультации до тех пор, пока ребенок сам начнет обращаться к врачам. Может показаться, что это пустяк, но на самом деле оно отражает отношение к женщине: она больше не личность, а инструмент для выполнения функции «идеальной матери». Это не субъект, а объект в системе, где роль совершенно неустойчива.
Система «идеального материнства» не предусматривает единственно верного пути. Два пути всегда существуют, и оба оказываются неправильными. В итоге женщина по определению становится негодной функцией — ущербной, потому что система ее дискредитирует.
Естественные роды vs кесарево сечение
Общество сразу навязывает женщинам чувство вины перед ребенком, еще до его появления на свет. Ожидается не просто рождение, а идеальный ребенок. Как бы ни проходили роды, все воспринимается как негатив.
Женщины, столкнувшиеся с жестокостью гинекологических процедур, рискуют здоровьем и ребенком, предпочитая домашние роды – лишь для того, чтобы избежать роли бесправной жертвы.
И если что-то идет не так, виновата сама женщина, говорят ей. Женщинам, которым противопоказаны естественные роды, упрекают в недостатке любви к ребенку. В интернете полно статей о том, что дети от кесарева сечения хуже других (конечно же, только в худшую сторону), но научных данных нет.
Тем не менее, трудно мыслить критически, когда наживают на самой чувствительной точке: плохая мать! И даже естественные роды в роддоме становятся травмой: «Что ты орешь? Тут всем больно!» А потом, когда женщина делится переживаниями с другими людьми, ей говорят о недостаточно гармоничных родах из-за неподготовленности.
Кормить грудью или скрывать свою грудь?
Следующим этапом после рождения ребенка часто становится полемика о кормлении. В интернете развернулись дискуссии, где сторонники грудного вскармливания обвиняют матерей, предпочитающих смесь, в причинении вреда ребенку. Грудное вскармливание стало почти культом, а его последователи проявляют агрессию к тем, кто не поддерживает этот подход.
Мать, отказавшаяся от кормления грудью, считается ненавидящей своего ребенка. Если у матери не получается кормить ребенка по медицинским или другим причинам, ее обвиняют в недостаточной любви и старании. Даже выбор срока грудного вскармливания – до определенного возраста, а не «самоотлучения» — может быть расценен как неправильный.
Грудное вскармливание превратилось из варианта питания в обязательный компонент идеальной материнства: без него якобы невозможно полноценно общаться с ребенком и выразить ему любовь. Противостоять натиску сторонников грудного вскармливания женщине, особенно недавно ставшим матерью, практически невозможно – она слишком уязвима, а критика со стороны последователей этого подхода очень сильна.
Грудное вскармливание признается обществом допустимым только в частном пространстве. Женщине предлагают изолироваться на долгий срок, кормя ребенка в закрытой обстановке дома. Кормление грудью сравнивается с неприличным поступком, вызывая отвращение у «нормальных людей». Мать, которая кормит ребенка в общественных местах, обвиняется в эксгибиционизме и шокировании окружающих.
Современная одежда для кормления не позволяет увидеть обнаженную грудь без специально приложенного внимания, но все же женщинам предъявляют требование кормить детей в изолированных комнатах или даже туалетах. Цель — избежать любого вида публичного кормления.
Это абсурдное положение создает искусственные ограничения для матерей, поскольку грудное молоко не поддается планированию, как смесь. Общество, требующее от женщин полного приватного вскармливания, противоречиво утверждает, что дети — это счастье. В результате женщины сталкиваются с культурным давлением, которое осуждает естественную потребность ребенка и тело матери.
Овуляшки и яжематери
Когда женщина высказывает недовольство трудностями материнства, ее часто осуждают: ведь наши мамы воспитывали нас без современных гаджетов и удобств, а бабушки вообще рожали прямо в поле, и всё хорошо! Однако в основе проблемы не лежит физическая сложность ухода за младенцем. Настоящая трудность кроется в постоянном повторении одних и тех же действий – мать оказывается в бесконечном цикле, подобном уборке снега во время снегопада. Эта работа круглосуточная и беспрерывная, не приносящая ощутимых долгосрочных результатов. К сожалению, общество недооценивает этот труд: мол, просто сидишь дома!
Жизнь матери с малышом ограничена социальными барьерами. Даже если женщина не придерживается традиционных норм кормления, общество воспринимает ее как проблему. Неуправляемый плач ребенка раздражает окружающих, лишая матерей возможности посещать рестораны, общественный транспорт, торговые центры и другие места с очередями.
Женщина обречена на четыре локации: свой дом, парк, детскую площадку и поликлинику. Любое отклонение от этих правил грозит ей ярлыком «Яжемать!» и обвинениями в эгоизме и неблагодарности. И даже оставление ребенка дома для отдыха осуждается как непонятное родительское решение.
В борьбе с одиночеством молодая мама находит утешение только в интернете. Виртуальные связи не могут возместить реальную свободу, но помогают облегчить её жизнь. Она обращается к Сети, чтобы ощутить принадлежность к обществу, но вместо этого сталкивается с насмешками.
Рождение ребенка — это сложный природный процесс, главной задачей которого является обеспечение его выживания. Поэтому мать долгое время ощущает себя как единое целое с малышом, что позволяет ей инстинктивно заботиться о нем.
Это отождествление с ребенком проявляется в поведении и речи матери: «Мы покушали, мы покакали» — обычное явление. Материнская тревожность, заставляющая женщин часами обсуждать на форумах даже цвет стула ребенка, тоже нормальна. Мамино обращение с уменьшительно-ласкательными суффиксами и «мамским» сленгом с пузожителями и годовасиками также естественно: гормональные изменения влияют на мышление, а оно в свою очередь — на речь.
В обществе эту ситуацию воспринимают как шанс ещё больше оскорбить и унизить женщину: шутками о «тупых овуляшках» пытаются выставить её глупостью.
Клуша vs Кукушка
К концу периода младенчества матери часто испытывают глубокую психологическую усталость от постоянных забот о ребенке. Их сильнейшее желание – вернуться к жизни самостоятельной взрослой личности, способной удовлетворять свои собственные нужды, а не только потребности малыша.
Однако эта возможность остается недоступной: ребенок всегда будет требовать внимания и ухода. Ежедневная жизнь превращается в бесконечный марафон по достижению сомнительных целей, где мать сталкивается с острым соперничеством других матерей: кто лучше научил ребенка ходить на горшок, кто раньше начал учить стихи, какие методики развития предпочтительнее.
Независимо от выбора – раннее развитие или естественное родительство, академическая медицина или позиция антипрививочников, Монтессори или Домана – каждая выбранная траектория ведет к ухудшению ситуации, порождая новые дилеммы и сомнения.
И в конечном итоге мать оказывается перед выбором: служить интересам ребенка или своим собственным.
По убеждению автора, если мать выйдет из роли заботы о ребенке и вернется к общественной жизни – работе, друзьям, путешествиям, увлечениям – это будет означать, что она превратилась в «кукушку». Мать станет «злой» за то, что привела ребенка на свет, чтобы отдать его чужим. Предполагается, что этот «подкидыш» травмирует ребёнка и сделает ему жизнь невыносимой. Следовательно, женщина должна оставаться только матерью, а не полноценной личностью, как можно дольше?
Нет, это неправильно. Такой подход превратит мать в «клушу» – человека, который вместо того, чтобы дать ребенку свободу расти, будет его чрезмерно контролировать. В результате ребенок не сможет развиться как личность. Такие матери никогда не будут уважаемыми своими детьми, ведь они становятся лишь домохозяйками и няньками, выполняющими всю работу бесплатно.
Твоей жизнью будет управлять страх слова «травма». Идеальной считается мать, которая ребенка не травмирует. Но сейчас детей почему-то считают такими хрупкими, что их может травмировать всё, очень жестоко и бесповоротно. Навсегда. И за это отвечаешь только ты, как мать. Значит, тебе нужно ещё больше стараться.
Этот поступок недоступен никому из нас, ведь условия не допускают верного ответа. Самое ужасное — от него практически невозможно отказаться, так как вас манипулируют самым сильным чувством — любовью к своему ребёнку. Единственный выход — выбрать себе другую задачу: быть достаточно хорошей матерью, а не идеальной или эталонной. Достаточно хорошей будет вполне достаточно для ребёнка. Ему не нужна идеальная мать, ему нужна просто любящая и достаточно хорошая мама.
Этот выбор сложный: придётся противостоять обществу, которое ждёт от вас безупречного материнства. Если вы пока не мама, поддержите других матерей: не предъявляйте им несправедливых требований, и тогда будет проще сопротивляться тем, кто будет ожидать от вас невозможного.