Несмотря на различия в языке и культуре, родители во всем мире, кажется, имеют много общего. Однако при рассмотрении методов воспитания выясняется, что в каждой стране существуют свои приоритеты. Французские отцы, турецкие матери или испанские бабушки придерживаются собственных традиций, поскольку их устоявшиеся педагогические подходы имеют большое значение для ребенка и семьи.

Мы в Milayaya.ru с интересом узнали, что мамы и папы в других странах считают самым важным для того, чтобы ребенок рос здоровым и развивался гармонично. Отметим, что некоторые привычки, особенно бытовые, могут повергать в шок родителей из СНГ. Однако если подумать, в этом есть здравое зерно и некоторые их них можно позаимствовать.

Польша

Возможный облик тихого часа в польском детском саду.

Для многих поляков дети являются приоритетом: они удостаиваются особого внимания и уважения, крики и физические наказания – редкость. Польским родителям под силу поддерживать меру, чтобы их дети не выросли капризными.

Дети проявляют вежливость и уважение к своим родителям. Значительное влияние на жизнь общины оказывает церковь, поскольку посещение костела является устойчивой семейной традицией, даже среди нерелигиозных семей. Отцы и дедушки принимают участие в воспитании детей наравне с матерями и бабушками.

Интересные нюансы:

    К гигиене относятся спокойно: детям разрешено сидеть на полу в общественных местах, таких как школьные коридоры. То, что ребенок уронил еду на пол и съел ее, не вызывает осуждения. В детских садах часто отсутствуют кровати для дневного сна (они есть только в яслях), и если малыш захотел отдохнуть днем, он может просто лечь на коврик в группе, используя подушку для поддержки головы. В целом, наблюдается низкий уровень тревожности. Родители не опасаются выводить маленьких детей на прогулки в местах, которые могут показаться потенциально опасными (например, рядом с футбольным полем, где возможно попадание мяча, или на набережных без ограждений). Дети начинают гулять самостоятельно с семи лет и могут выполнять простые поручения, такие как поход в магазин или выгул собаки.

Италия

Итальянскому ребенку необходимо самостоятельно разрешать возникающие разногласия.

В этой стране дети пользуются особенным почитанием: их любят и одаривают, причем не только члены семьи, но и незнакомые люди. Поэтому итальянцы не сталкиваются с трудностями, связанными с необходимостью оставаться дома из-за маленького ребенка — младенцев берут с собой повсюду, и это вызывает поддержку общества.

В Италии родители предпочитают не отдавать детей в детский сад, если есть такая возможность. Они считают, что гораздо лучше, когда малыш находится под опекой обширной семьи, включающей бабушек, теть, кузенов и других родственников. Итальянцы не склонны часто порицать ребенка, опасаясь, что это может привести к формированию у него комплексов в будущем.

Интересные нюансы:

    В итальянских семьях обычно рождается немного детей – не более двух. За детьми постоянно осуществляется присмотр. Сильный страх потери или похищения ребенка заставляет даже повзрослевших детей редко гулять самостоятельно. Считается важным, чтобы ребенок учился самостоятельно разрешать возникающие трудности, поэтому, если происходит конфликт, например, на детской площадке, не стоит ожидать, что итальянская мать объяснит ребенку, как нужно себя вести. Дети часто обращаются ко всем на «ты», не проявляя смущения при общении со взрослыми, и могут сделать замечание родителям или посторонним людям.

Австралия

Привлечение детей к решению домашних дел и предоставление им возможности проявлять самостоятельность с самого раннего возраста – это общепринятая практика.

Австралийские родители считают, что самостоятельность и дисциплина являются приоритетными ценностями. Именно эти принципы лежат в основе их подхода к воспитанию детей. Уже в двухлетнем возрасте ребенок может самостоятельно убирать игрушки и готовить себе завтрак, например, залить хлопья молоком, не требуя помощи матери.

Хотя ребенку предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, родители не считают целесообразным принуждать его ни в незначительных вопросах, например, при выборе одежды, ни в более важных, таких как выполнение домашних заданий или увлечение видеоиграми. Они полагают, что последствия выбора становятся очевидными достаточно скоро, что позволяет ребенку самостоятельно делать выводы.

Интересные нюансы:

    Многие полагают, что слишком раннее обучение может оказать неблагоприятное воздействие на формирование личности ребенка. В семьях с несколькими детьми наказание за проступок одного нередко распространяется на всех. Агрессивные игры, имитирующие перестрелки с использованием игрушечного оружия, обычно не вызывают осуждения и даже считаются способом подготовить детей к будущему. Зачастую дети не посещают дошкольные учреждения, поскольку в Австралии это достаточно дорогостоящая услуга (в среднем от 50 до 90 долларов США в день), и поэтому экономически выгоднее, чтобы один из родителей временно приостановил трудовую деятельность до начала школьного обучения ребенка.

Великобритания

Британцы убеждены, что одним из факторов успеха является уверенность в себе. Поэтому детей поощряют за любые, даже самые небольшие достижения. Родители и педагоги стремятся избегать критики детей, а сделать замечание другому ребенку практически исключено. В образовательных учреждениях практикуется индивидуальный подход: ребенок самостоятельно определяет выбор учебных предметов и факультативов.

Интересные нюансы:

    Даже в прохладную погоду детей одевают в легкую одежду, поскольку считается, что сидеть прямо на асфальте или камне не опасно. Считается, что таким образом дети укрепят иммунитет в детстве и не будут подвержены болезням во взрослой жизни. Детей учат вести себя надлежащим образом в общественных местах и не устраивать истерики, часто методом полного игнорирования крика и капризов. Доверие поощряется. Например, мать не опасается отпустить трехлетнего ребенка кататься на самокате или беговеле на некоторое расстояние, поскольку уверена, что он остановится и дождется ее у дороги. У детей есть полное право на самовыражение, поэтому им позволено поваляться в луже, выйти из дома в пижаме, костюме Супермена или попробовать песок на вкус.

США

Главное — время, проведенное вместе.

Американские родители убеждены, что для формирования гармоничной личности необходимо уделять детям много внимания и избегать сравнений с другими детьми. Они стремятся предоставить детям свободу, но при этом воспитывают в них чувство ответственности. Даже в раннем возрасте у ребенка могут быть определенные домашние обязанности, которые необходимо выполнять. Некоторые родители мотивируют детей материально за проделанную работу, но вознаграждение полагается только за качественно выполненные задания.

Интересные нюансы:

    Родители часто стараются укладывать детей спать пораньше, что соответствует рекомендациям американских педиатров, в то время как взрослые хотели бы иметь возможность проводить вечера для себя. С пятилетнего возраста детей приучают к финансовой грамотности, а впоследствии им открывают индивидуальные счета. С самого рождения у ребенка должно быть собственное пространство. Когда он подрастет, он сам будет решать, когда проводить уборку, и взрослые не имеют права входить в его комнату без разрешения.

Испания

Обычное время семейного ужина — 22:00.

Испанцы полагают, что формирование социальных навыков, умение находить общий язык с окружающими и уважение к семейным традициям — важнейшие элементы воспитания. И где, если не в большой семье, лучше всего развивать эти качества?

Ребятам объясняют, что не следует сравнивать себя с окружающими и чрезмерно демонстрировать свои достижения. Зависть и гордыня признаются серьёзными недостатками.

Интересные нюансы:

    Закон запрещает оставлять детей до двенадцати лет без присмотра, и это требование неукоснительно соблюдается. Дети не остаются одни и не покидают дом без сопровождения взрослых. Если ребенок остается без присмотра даже на короткое время, особенно в темное суток, это может послужить основанием для вызова полиции. Дети вовлекаются в поздние ужины, которые являются традицией в Испании и дают прекрасную возможность для общения с семьей. Воспитание детей предполагает отсутствие критики и наказаний, родители избегают повышения голоса, несмотря на эмоциональность, характерную для испанцев. С самого детства малышей начинают знакомить с иностранными языками, в первую очередь с английским.

Германия

Немецкие родители уверены, что ребенок – важный член семьи, однако не должен занимать центральное место. В связи с этим, после рождения малыша его вовлекают в повседневные семейные обязанности, и мать продолжает вести привычный образ жизни. С первых дней жизни ребенка берут с собой на встречи с друзьями и выезжают по делам. По мере взросления малыш постоянно находится рядом с родителями, но при этом его постепенно учат не требовать к себе избыточное внимание.

Интересные нюансы:

    Немецкие родители обеспокоены быстрым прогрессом технологий, и многие из них ограничивают просмотр телевизора и использование электронных устройств для своих детей до начала школьного обучения. Поощряется развитие независимости, что иногда сопряжено с определенными опасностями. К примеру, трех- или четырехлетний ребенок может самостоятельно нарезать овощи острым ножом или использовать утюг. Чтобы способствовать развитию навыков общения у детей, их посещают так называемые «игровые группы», где мамы угощают друг друга домашней выпечкой, обмениваются советами, а дети играют. Подобные группы нередко формируются, например, среди соседей.

Турция

Главное в жизни — это поддержка со стороны родных и близких.

В Турции дошкольное воспитание детей часто ложится на плечи матерей. Хотя ясли доступны с двухлетнего возраста, большинство из них являются частными, что делает их недоступными для многих семей. Развивающие занятия и подготовка к школе также встречаются нечасто. Турецкие родители придерживаются мнения, что дом должен быть местом для игр и отдыха, а получение знаний – это задача школы. Однако они уделяют большое внимание взаимопомощи и созданию прочных семейных связей, поэтому с самого детства воспитывают в детях желание помогать близким и поддерживать их.

В тринадцать лет у подростков возникают определенные обязанности: мальчики помогают отцу, а девочки – матери. Помощь с младшими детьми обычно оказывают старшие дети, а участие бабушек в этом процессе несколько ограничено.

Интересные нюансы:

    В Турции вопросы организации режима дня и правильного детского питания не получили широкого распространения. Дети могут засыпать прямо на ковре, который служит им местом для тихого часа, а двухлетних малышей нередко угощают взрослыми сладостями и газированными напитками. В дошкольных учреждениях не проводятся мероприятия для родителей, за исключением празднования Дня детей, которое отмечается в Турции 23 апреля. Турки очень любят детей и поощряют их присутствие в общественных местах. Даже если ребенок разобьет посуду в кафе, оплачивать ее не потребуется. На детских площадках поддерживается чистота, высаживаются цветы, а песок в песочнице просеивают каждый день.

Франция

Многие француженки мечтают о продолжительном декретном отпуске, однако на практике они вынуждены возвращаться к работе раньше, чем хотелось бы. Во Франции детские сады принимают малышей уже с двухмесячного возраста. Учитывая важность социализации, родители часто выбирают детский сад вместо услуг няни.

Во Франции детей воспитывают в духе вежливости и самостоятельности. Считается, что похвалы не должны быть чрезмерными, поскольку избыточная похвала может стимулировать ребенка к выполнению только тех задач, которые у него получаются легко, и заставлять избегать сложных ситуаций. Однако именно преодоление трудностей способствует формированию уверенности в себе.

Интересные нюансы:

    Детей обычно приучают к общему питанию, не готовя для них отдельные порции, поэтому их без проблем берут с собой в рестораны. Ребенка не заставляют есть, но всегда предлагают попробовать что-то новое. Поощряется, чтобы ребенок выражал свое мнение и обсуждал его. Французские родители ясно обозначают основные правила поведения и следят за их соблюдением. Прививать хорошие манеры начинают с самого раннего возраста: учат здороваться с гостями и соседями, спокойно вести себя в очередях, уступать место старшим в общественном транспорте и использовать вежливые слова и обращения.

Чей подход к воспитанию представляется вам наиболее привлекательным?

Фото на превью Rawpixel / Depositphotos