В современном обществе многие родители, особенно представители старших поколений, высказывают критику в адрес подростков, обвиняя их в увлечении гаджетами: «Все время сидят в телефонах, мир вокруг не видят!», «Проблемы молодежи — следствие компьютеров!», «Видеоигры губительно действуют на психику!». Однако насколько технологии и мобильные устройства действительно опасны? Об этом и о том, как избежать зависимости ребенка от смартфона, рассказывает детский и семейный психолог Наталья Городулина.

Первое цифровое поколение

Не стоит считать гаджеты для ребёнка исключительно вредными. Как и атомная энергия, техника может быть использована как во благо, так и во зло. Приносят ли смартфоны и планшеты польза или вред, зависит от того, как и зачем их применяют.
Наши дети – первое поколение, которое с самого рождения живёт в цифровой реальности. Мы же, родители, первые, кто воспитывает детей в таких условиях. Поэтому большинство проблем не связаны с самой техникой, а обусловлены отсутствием опыта и сформированных моделей поведения – никто точно не знает, как правильно растить детей в новом мире.

По мнению многих родителей, игры и мобильные приложения представляют угрозу, поскольку дети могут стать чрезмерно зависимыми от виртуального мира, игр и социальных сетей. В такой ситуации родителям обычно предлагаются две стратегии: либо игнорировать проблему, словно компьютеров не существует, либо активно вмешиваться в жизнь ребенка. Последняя тактика, на мой взгляд, более эффективна, поскольку попытка игнорирования проблемы обречена на провал, как только ребенок столкнется с друзьями, у которых есть доступ к цифровым устройствам.

Можно просто отмахнуться и сказать: «Пусть сидит дома, по крайней мере не дружит со сомнительными людьми и не увлекается чем-то плохим». Но это не лучший выход. Лучше предпринять другой подход: взять управление на себя и руководить! Так же, как мы знакомим детей с реальным миром и обществом, объясняем им правила и предупреждаем об опасностях, так и в виртуальном мире необходимо их сопровождать.

Порог входа в цифровую реальность

Вопрос о том, с какого возраста давать детям доступ к гаджетам, каждый родитель решает индивидуально. Однако существуют общие рекомендации, актуальные для всех детей.
Ребенку до 2-3 лет не рекомендуется знакомство с техникой. В возрасте от 3 до 5 лет дети активно играют и познают мир через реальные предметы и игрушки. Мозг в этот период еще недостаточно развит, чтобы обработать абстрактную информацию. Игры на мобильных устройствах и планшетах бесполезны для них.
Вместо приложений лучше показать животным в зоопарке.

С шести-семи лет можно приобщать малышей к играм и приложениям, которые приносят пользу.
Можно учить буквы и цифры, играть в шашки и шахматы, изучать Солнечную систему и созвездия. 20-30 минут использования смартфона или планшета не окажет негативного влияния на здоровье ребенка такого возраста.
С семи лет можно постепенно допускать к компьютерным играм, обучать работе с различными программами (например, обработке фотографий), тренировать десятипальцевый метод печати и тому подобное. Важно помнить, что планшет, телефон или компьютер не должны стать главным предметом внимания ребенка и использоваться как награда или наказание.

Как и пылесос, холодильник или телевизор, это устройство служит для работы. Не следует использовать его в качестве награды или наказания.

Гаджеты служат для работы, учебы, общения и досуга при соблюдении мер безопасности. Важно родителям помнить о количестве времени, которое ребенок проводит ежедневно с планшетами или телефонами, а также наличии других занятий и развлечений в его жизни.

Сколько времени ваш ребенок тратит ежедневно на игры, просмотр видео, общение в мессенджерах и соцсетях? Сколько это составит за неделю и месяц?
Теперь посчитайте, сколько времени в день ребенок проводит с вами по-настоящему, то есть общаясь. Не учитывайте молчаливое присутствие в одной комнате.
Сравните эти два показателя: баланс вам устраивает? Если реальное время, проведенное с экраном, сильно больше вашего представления о разумном — пора устанавливать правила.
Если дети уже учатся в школе, можно провести подсчеты вместе и обсудить результаты.

Поведение родителей сильно влияет на детей. Когда мама и папа много времени проводят за компьютером или телефоном, дети могут счесть это нормой.
Если ваша работа связана с компьютером, покажите детям, что вы делаете, какие программы используете и для чего. Если же вы в основном пользуетесь телефоном для развлечения, стоит подумать, какой пример вы им подаете.

Виртуальный мир для навыков реального мира

Современные гаджеты предоставляют широкий спектр контента: образовательного, развлекательного и познавательного. Компьютеры и планшеты могут заменить телевизор, давая такую же возможность просмотра, но без навязчивой рекламы, которая побуждает детей просить у родителей дорогие игрушки.
Способность самостоятельно выбирать, что читать, смотреть и изучать — это существенное преимущество компьютеров по сравнению с телевидением.

Дети с радостью предпочтут мультфильмы, не нужно их уговаривать смотреть что-то «полезное». Современная анимация прежде всего направлена не на обучение конкретным знаниям и навыкам, а на пробуждение любознательности, желание исследовать мир и находить ответы самостоятельно. Мультфильмы стимулируют воображение, что в свою очередь развивает эмоциональный интеллект и эмпатию, учит ребёнка понимать чужую точку зрения и принимать различие людей как норму.

Кроме того, развитое воображение помогает ребенку мыслить нестандартно: ему легче выйти за границы привычных шаблонов, предлагать креативные и смелые решения, быстро адаптироваться к новым условиям и комфортно чувствовать себя в группе.

Мультфильмы в игровом формате помогают детям освоить социальные навыки, знакомя их с ценностью дружбы и взаимопомощи. Через увлекательные сюжеты мультфильмы иллюстрируют различные жизненные ситуации и демонстрируют способы их преодоления понятным для детей языком героев.
К примеру, герои вселенной мультфильмов Cartoon Network «Бен-10», Бен и его кузина Гвен, часто спорят и ссорятся как родные братья и сестры. Но в любой ситуации они готовы помочь друг другу, а любая угроза, даже самая фантастическая космическая опасность, отступает, когда они действуют сообща.

Мультсериал «Вся правда о медведях» знакомит зрителей с тремя разнопородными мишками: Бурым, Белым и Пандой. Несмотря на разницу в внешности, характере и внутреннем мире, все трое очень бережно относятся к своей маленькой семье и заботятся друг о друге.
Поддерживая друг друга, дети преодолевают трудности сообща. Современная анимация способствует развитию эмоционального разума, сочувствия и фантазии, становясь таким образом ценным инструментом для родителей в воспитании детей. Технологии могут стать им в этом надежным помощником.

Правила поведения

К специалисту по детской психологике часто обращаются родители, беспокоясь о своем сыне или дочери — подростки игнорируют учебу и проводят у компьютера все свободное время. Причина в том, что правила пользования гаджетами в таких семьях отсутствуют.
В подростковой фазе отношения между родителями и детьми ужесточаются, поэтому установление правил о взаимодействии с техникой – сложный процесс. Необходимо начинать это делать как можно раньше.

Только ребёнку разрешается пользоваться техникой.

✳️1. Определите, что ребенку можно, а что нельзя.

Определите, как долго и когда ваш малыш сможет пользоваться гаджетами. За час до отхода ко сну все электронные устройства должны быть отключены.

В компьютерных играх заложен механизм, побуждающий игроков продолжать играть бесконечно. Простая добыча ресурсов и легкие победы стимулируют выработку дофамина – гормона радости, — что создает желаемое ощущение удовольствия и подталкивает к новым игровым сессиям.

Научитесь распознавать и игнорировать рекламные сообщения. Учимся блокировать или выключать рекламу, чтобы избежать непредвиденных покупок.

Чтобы избежать случайных или преднамеренных покупок платных приложений ребенком, не связывайте карту с его аккаунтами.

Детям необходимо окружение, которое стимулирует интерес и приносит радость. Важно, чтобы его жизнь была насыщена увлекательными событиями.

Когда малыш испытывает трудности с подчинением правилам и устраивает скандал при изъятии электронного устройства, это указывает на недостаточную эмоциональную зрелость и неразвитый самоконтроль. Если дошкольник проявляет вялость и капризность, никак не может занять себя и постоянно просит планшет, жалуясь на скуку, то лучше временно исключить гаджеты из его жизни.

Важно с детства прививать ребенку любовь к другим видам деятельности и игр, чтобы не допустить формирования зависимости от гаджетов. Родители могут столкнуться с какими-то трудностями: ребёнок может устраивать сцены и настаивать на планшете. Но если продержаться в течение этого периода, то малыш научится развлекать себя без техники.

Следить или не следить — вот в чем вопрос

Вопрос использования гаджетов детьми поднимает много этических проблем для родителей. Если они предоставляют ребенку смартфон или ноутбук, становятся ли тогда обладатели этого имущества обязаны уважать границы ребенка? Имеют ли родители право контролировать время пользования и просматривать электронную почту, переписку?
Важно помнить, что закон возлагает на родителей ответственность за жизнь и здоровье детей. Родители обязаны заботиться о том, чтобы ребенок высыпался и не увлекался играми на компьютере в ущерб здоровью. В случае явной угрозы здоровью ребенка родители имеют право устанавливать ограничения и контролировать его деятельность.
С другой стороны, ребенок также имеет право на уважение и личную жизнь. Никто не должен без разрешения вмешиваться в его переписку или входить в его комнату без стука.

Озабоченность родителей по поводу того, как их дети взаимодействуют с интернетом и социальными сетями, обоснована. Ведь онлайн-пространство может содержать множество неожиданностей. Но вместо попыток контроля стоит предпринять меры профилактики. Дети, уже имеющие опыт общения в соцсетях, должны следовать простым правилам:

✳️1. Рассказывайте о том, как устроены социальные сети.

Будьте осторожны и помните, что не всегда всё то, что кажется правдой, таковым является. За экраном может скрываться совершенно иной человек, чем тот, которого вы видите на фотографии.

Важно обучить ребенка не делиться личной информацией в сети (адрес проживания, учебное заведение, телефонные номера родителей и т.д.), а также не отправлять свои фотографии, особенно неприличные.
Совместно с ребенком придумайте псевдоним, который будет использоваться в интернете для сохранения анонимности и защиты личных данных в незащищенных средах.

Расскажите о троллинге и кибербуллинг, когда, например, с помощью программ на фото головы ребенка пририсовывают к непристойным картинкам и угрожают отправить всё это его друзьям.
Что делать, если такое случилось? (Обратиться к родителям!)

Расскажи о том, как защитить свои личные данные, настроить конфиденциальность и доступ. Поговорим о риске взлома и о том, что нужно делать если это произойдет (вновь – обратись к родителям!).

Чтобы предотвратить чрезмерную привязанность к компьютеру, важно создать уютный домашний климат, поддерживать дружеские связи и обеспечивать ребенка разнообразными занятиями за пределами учебы и дома: спортивными мероприятиями, путешествиями, концертами и увлечениями. В таком случае ребенок в сложных ситуациях не побоится обратиться к родителям за помощью и поделиться всем правдой.