«Когда ты уже сядешь заниматься?», «Не сдашь — будешь дворником!» — такие фразы только повышают уровень стресса у выпускников. Перед экзаменами особенно важно выбирать слова тщательно. Как помочь ребёнку пережить ОГЭ и ЕГЭ, рассказывает Наталья Орлова, психолог Городского психолого-педагогического центра столицы, работающего в составе Департамента образования и науки.

Какие высказывания родителей затрудняют подготовку ребёнка к экзамену?

Экзаменационный период волнует не только самого выпускника, но и всю семью. Родители иногда выражают тревогу попытками контролировать ситуацию: «Когда же ты начнёшь заниматься?», «Сколько уже прочитал?», «Немедленно выключи телефон». Вместо интереса к себе ребёнок слышит команды и нравоучения, что нередко вызывает обратную реакцию — бросить подготовку и «раствориться» в социальных сетях, — поясняет Наталья Орлова.

Специалист рассказала о самых раздражающих высказываниях.

1. Говорите в позитивном ключе

Без работы и образования ничего не получится, придётся всю жизнь дворником заниматься.

Специалист рекомендует предложить ребёнку помощь: «давай подумаем, что можно сделать». Важно, чтобы ребёнок понимал, что при любых обстоятельствах найдется выход: продолжить обучение в колледже или другом университете, найти работу и так далее.

2. Цените переживания подростка

«Не стоит беспокоиться, все так проходят», — эта фраза звучит обезличивающе. Подростку важно чувствовать, что его слышат и разделяют чувства.

3. Забудьте про сравнения с другими

«Посмотри на…», «все — дети как дети, а ты… «, «ну почему ты не можешь, как Миша (Катя, Саша)». Эскалация стресса и снижение самооценки у подростков – следствие подобных фраз.

4. Перфекционизм — враг спокойствия

В подобных случаях необходимо задуматься: «А как изменится мое отношение к ребёнку, если результат окажется не идеальным?». Важно, чтобы ребёнок ощущал свою значимость и любовь независимо от оценок.

Как правильно поддержать?

Детям нужна наша поддержка во время подготовки к экзаменам.

Психолог отмечает, что слова способны как побуждать ребёнка к учебе, так и отталкивать его от учебников.

Информирование учащихся и родителей столицы о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и досугу укрепляет семейные отношения и повышает уровень самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодежь и дети».