«Моего начальника систематически оскорбляю», «подруга постоянно звонит ночью, чтобы пожаловаться на свою жизнь», «муж совсем не проявляет ко мне признаков уважения» − это актуальные проблемы людей, которых объединяет лишь одно , ольга Романив, психолог, отмечает, что люди часто чувствуют себя неуважительно. Не стоит искать виноватых среди других — причина кроется в них самих рассказала aif.ru о семи ошибках, которые приводят к обесцениванию со стороны окружающих, а также поиске правильных решений.
Ошибка № 1. Говорить «да», когда надо «нет»
С самого детства нам внушают, что отказ звучит неприлично и невежливо. Поэтому многие приходят к убеждению, что не имеют права отказывать другим, и испытывают чувство вины, если это происходит. Но разве вы обязаны выполнить проект коллеги ради благодарности»?
Как исправить: говорите «нет», когда хочется
«Нет, я не могу сейчас тебя выслушать», «нет, я не согласен с предвзятыми оценками моей компетентности» – учитесь устанавливать границы, которые нельзя переступать. Вы не обязаны терпеть оскорбительное поведение, агрессию или бестактность других людей.
Ошибка № 2. Страх получить «неудовлетворительную оценку»
За школьные годы остались позади дни, когда стоило опасаться плохих оценок за поведение или выполненную работу. Следует обращать внимание на замечания других людей только в том случае, если они справедливы и касаются сути вопроса. Иначе окружающие могут начать использовать вас в своих целях и принижать ваши достижения.
Прекратите считать себя неудачником»
В случае несогласия с полученными оценками, выразите свою позицию фразами: «Я вижу ситуацию иначе» или «У меня другое мнение на этот счет». В ответ на деструктивную критику одной емкой и лаконичной фразой можно будет сохранить чувство собственного достоинства.
Ошибка № 3. Попытка доказать всем, что вы справляетесь лучше других»
Люди часто начинают оправдываться перед другими («я добавила лишь половину чайной ложки соли», «я смогу предложить лучший проект, обещаю»). Не стоит пытаться изменить чужое мнение с помощью слов, так как подобное поведение выглядит не убедительно.
В следующий раз постарайтесь сделать работу более качественно
Подтверждайте свои слова делами. Чтобы заслужить уважение и увеличить свою значимость в глазах окружающих, необходимо верить в собственные силы и в следующий раз показать достойный результат.
Ошибка № 4. Попытка угодить всем
Когда вы снова и снова поступаете вопреки собственным желаниям или храните молчание в ответ на несправедливое и оскорбительное обращение, вы стремитесь угодить всем вокруг. Это происходит из-за боязни быть воспринятыми как «плохие» и остаться в одиночестве. В конечном итоге, такая модель поведения лишь умаляет вашу значимость в глазах окружающих.
Иногда стоит позволить себе проявить черты, которые могут восприниматься как негативные
Умение учитывать собственные интересы и ориентироваться на свои потребности, пусть даже эпизодически, способно отсеять неискренних людей, но не отпугнет тех, кто действительно важен.
Ошибка № 5. Не верить в свою исключительность
Когда у вас нет веры в собственные силы и вы испытываете неуверенность, окружающие часто проявляют аналогичное отношение. Люди обычно легко улавливают невербальные сигналы, которые исходит от человека («этого можно отругать, а с этим нужно быть осторожнее»), и действуют в соответствии с этими сигналами».
Попробуйте убедить себя в своей неповторимости
Порой непросто начать верить в собственные силы. Это требует значительных усилий, включающих постепенное изменение самооценки, отказ от сравнения себя с другими людьми и поддержку как близких, так и квалифицированного специалиста. Самое важное – это ваше собственное желание поверить в себя. Окружающие увидят произошедшие изменения и, соответственно, скорректируют свое поведение.
Ошибка № 6. Демонстрировать неуместную скромность
Не стоит принимать сдержанность за надменность, поскольку нередко людям требуется публично рассказывать о своих успехах. К примеру, для поиска работы с более высокой зарплатой или для получения повышения от руководства. Не скрывайте информацию, которая демонстрирует ваши достоинства.
Как исправить: используйте идеальную формулу
Сначала констатируется факт, затем подчеркивается выгода. В действительности это проявляется в формулировке: «Я тщательно проанализировала наши продажи за последние три месяца и выявила эффективный способ их роста».
Ошибка № 7. Формирование имиджа человека, не обладающего ценностью
На формирование впечатления о нас влияют не только слова и поступки, но и внешний вид: то, как мы говорим и двигаемся, тон и тембр голоса, взгляд. Существенно важна общая манера поведения. Если вы демонстрируете неуверенность, постоянно просите разрешения высказаться или начинаете разговор с извинений, то производите впечатление человека, не обладающего достаточной ценностью.
Как улучшить: пересмотрите порядок представления информации
Сосредоточьтесь на формировании образа спокойного и уверенного в себе человека. Начните с замены в своей речи таких выражений, как «а можно я скажу?» и «извините за вопрос», на «а теперь я скажу» и «у меня вопрос» соответственно. Демонстрируйте чувство собственного достоинства и избегайте суетливости в общении.