Во Всемирный день учителя заведующая лабораторией специальной психологии и коррекционной педагогики Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии НМИЦ здоровья детей Минздрава России Татьяна Свиридова рассказала aif.ru, почему не только учителя учат детей, но и дети учат взрослых:
Современная педагогика строится на взаимодействии педагога и ребенка, при котором обучающийся выступает активным участником образовательного процесса. В результате этого взрослые нередко могут извлекать ценные уроки из опыта детей.
Поведение детей во многом зависит от нравственных ориентиров, которые им демонстрируют взрослые. Поэтому педагогам и родителям, как представителям социокультурных норм и ценностей, необходимо предъявлять к себе строгие нравственные требования и непрерывно совершенствоваться.
Здоровье и хорошее самочувствие ребенка в значительной степени определяются взрослыми. Уязвимость и потребность в опеке делают взрослых ответственными и мудрыми, требуя от них не использовать свое влияние в ущерб ребенку, а оказывать поддержку и помогать укрепить его уверенность в себе.
В условиях, когда взрослые вынуждены выполнять множество задач одновременно и постоянно куда-то спешить, дети помогают им осознать ценность настоящего момента. Их неподдельная искренность и умение быть полностью вовлеченными в происходящее – будь то игра, творчество или даже просто созерцание солнечного луча – напоминают взрослым о важности умения радоваться жизни «здесь и сейчас».
Взрослым людям для поддержания ощущения молодости и освоения современных технологий, идей, взглядов и тенденций необходимо общаться с молодежью, стремиться к ее пониманию и перенимать новый опыт.
Ключевая задача взрослого, занимающегося воспитанием, заключается в том, чтобы постепенно приучать детей к самостоятельности по мере их взросления. Это станет возможным, если ребенок начнет проявлять уважение к родителю и получать удовлетворение от регулярных умственных и физических упражнений, а также найдет занятие, которое будет ему нравиться и приносить пользу.
Для продолжения эволюции гуманистического общества необходимо, чтобы современные педагоги помогали своим ученикам развивать навыки самостоятельного мышления, анализа, умение задавать вопросы и находить на них ответы.
Безусловно, для успешной взрослой жизни каждому человеку необходимо уметь определять приоритеты и проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении поставленных задач, что принесет пользу его семье, обществу и стране в целом.