Не всегда родители обращают внимание на первые признаки болезни, которые проявляются у детей в первые три года жизни.

Аутизм — это серьезное психическое заболевание, которое характеризуется полной замкнутостью в себе: люди с этим диагнозом избегают взаимодействия с окружающим миром и демонстрируют слабое проявление чувств. Это расстройство встречается у детей любого пола, расы или социального статуса. Чаще всего аутизм вызывается неврологическим нарушением, которое влияет на работу мозга.

В 2020 году число детей школьного возраста с диагнозом аутизм в России достигло почти 33 тысяч, увеличившись за год на 43%, или более 10 тысяч человек.

Как выявить аутизм у ребенка?

В возрасте двух-трех лет могут проявиться симптомы аутистического расстройства.
Иногда это проявляется в отсутствии реакции ребенка на деяния взрослых, например, в неумении строить близкие связи с окружающими.

Дети с аутизмом могут не реагировать улыбкой на ласку или заботу родителей.
Поведение их одинаково проявляется как к людям, так и к вещам. Часто дети с аутизмом избегают зрительного контакта и не умеют поддерживать «глаза в глаза».

Специалист указывает на еще ряд характеристик: отставание в речевом развитии, трудности невербального общения, отсутствие склонности к творческим играм. Научные работы показывают, что дети с аутизмом отличаются поведением: их движения кажутся чрезмерно предсказуемыми, повторяющимися, а мимика и двигательные действия — однообразными. Дети с таким диагнозом часто сталкиваются с проблемами во сне, подвержены вспышкам агрессии и страху.

Чем может быть вызван аутизм?

Точная причина аутизма до сих пор неизвестна науке. В отличие от синдрома Дауна, Патау и Марфана, у пациентов с аутизмом не выявляются генетические отклонения. Специалисты предполагают, что родовые осложнения или проблемы развития плода в утробе матери могут быть потенциальными причинами.

Медицинский работник указывает, что при сбое работы головного мозга пациент становится чрезмерно активным, демонстрирует нежелательное поведение во время игры и сталкивается с понижением интеллектуальных способностей. В то же время эксперт подчеркивает, что родители не всегда могут сами определить наличие аутизма у своего ребенка. Для установления официального диагноза необходимо проходить обследование у участкового педиатра и других специалистов, включая психиатров.

Раннее выявление заболевания позволяет родителям и специалистам как можно скорее приступить к лечению и интеграции ребенка в общество.

Несмотря на то что некоторые подростки с аутизмом успешно завершают среднее образование, осваивают профессии и работают, у многих не получается построить полноценную семейную жизнь.

Есть ли способы лечения?

Врачи предлагают несколько путей для лечения аутизма. По мнению специалиста, необходим комплексный план действий. Это значит, лечение должно включать медицинские процедуры, развитие социальных навыков и психологическую поддержку как самого больного, так и его близких.

Лечение вегетососудистой дистонии подразумевает не только устранение физических проявлений, но и снижение психопатических симптомов (бессонница, вспышки гнева). Психотерапия же направлена на улучшение психологического благополучия всей семьи, обучение ребенка управлять приступами агрессии и страха, а также корректировку его поведения в соответствии с общественными нормами.

Комплексные реабилитационные мероприятия направлены на развитие связной речи у ребенка, формирование навыков повседневного ухода и поддержку его обучения.

Важно включить ребенка в общественную жизнь, несмотря на его особенности. Родителям и специалистам нужно уделять ему достаточное внимание. Не следует забывать, что аутизм – это не смертельный приговор.

Что входит в процесс социализации?

Социализация подразумевает воспитание, получение образования в дошкольных и школьных учреждениях, взаимодействие с животными и проявление любви к ребенку.
Важно, чтобы ребенок ощущал любовь и заботу со стороны окружающих его людей. Изоляция ребенка от общества недопустима.

Лечение и обучение в школе настраиваются персонально для каждого ребенка. Для каждого разрабатывается индивидуальная программа, включающая психологические занятия и разные формы творческой деятельности. При этом учитывается множество факторов: например, наличие музыкальных способностей или проблемы с координацией движений.

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера – это форма аутизма, при которой интеллект, речь и когнитивные способности остаются на нормальном уровне. В то же время наблюдается существенная трудность в общении с другими людьми: дети могут быть замкнутыми, отдаляться от окружающих и плохо понимать побуждения других. Несмотря на это, их интеллектуальные способности часто превосходят средние показатели для их возраста.

Дети с синдромом Аспергера часто проявляют сильный интерес к узким областям. Например, могут смотреть только один конкретный телепередача или играть одной игрушкой. Такая особенность может стать преимуществом: ребенок может добиться успеха в деятельности, где важны упорство и внимательность к мелочам, например, в математике, музыке или рисунке.