
В чем заключалась красота избранниц мира, чьи лица всегда оставались тайной? Рассказываем о моде и обычаях, которые придерживали самые желанные женщины мира.
Посетить гарем султана могли только правитель, евнухи, служащие и охранники, лишенные дара речи. О любимых женщинах властителя никто не должен был знать ничего, особенно их внешний вид. Из-за этого обыватели с огромным интересом искали любую информацию о тайной жизни гарема.
Мать правителя валиде-султан считалась главной в гареме. За нею следовали дочери, то есть сестры султана, которых называли «султанши», добавляя к имени приставку «-султан». Затем шли официальные жены султана, обычно из знатных правящих семей других стран — брак по расчету для укрепления положения обеих сторон. Но после правления Сулеймана Великолепного статус жен могли получить и наложницы гарема, выделяемые правителем. Такую девушку называли хасеки-султан и могла быть даже влиятельнее жены султана, ведь брак с ней заключался по любви, а не из рациональных соображений.

Хюррем-Султан и Сулейман Великолепный — авторы не установлены.
Следовали кадын-эфенди — женщины, подарившие султану ребенка, но не получившие с ним брака. В сериалах их называют «главными наложницами», а с турецкого языка статус переводится, как «уважаемая женщина». Далее шли обычные наложницы: девушки, которых валиде-султан готовила для правителя, или те, кто уже имел с ним близость, но не смог забеременеть. Самое последнее место занимали рабыни — обученные только служению женщинам правящей семьи и никогда не проходившие по «золотому пути» к ложу правителя.
Как жили султанши и наложницы гарема?
В восточных странах женщинам не всегда хватало прав, но жить комфортно им приходилось. Достаточно взглянуть на размер гарема — он намного превышал площадь официальных комнат дворца, включая жилье правителя. Неудивительно, ведь в одном доме размещались 400 женщин.

Развлечения в гареме. Картина XIX века из коллекции Генри Гуллема.
В самом нижнем этаже гарема жили рабыни, не имевшие возможности располагать отдельными комнатами. Однако чистота и порядок во всей обители строго соблюдались: каждая девушка имела собственную кровать, постельное белье на которой менялось еженедельно. Второй этаж был отведен наложницам и кадын-эфенди – главные фаворитки господина. Дочери и сестры султана, его жены, а также валиде-султан проживали в отдельных «покои».

В дворце Топкапы комната валиде-султан является самой просторной.
Кроме большей площади, помещения включали в себя окно с видом на Босфор или сад дворца. Главным преимуществом отдельной спальни считалась близость к комнате правителя: чем выше положение женщины, тем ближе её спальня находилась к комнате султана.
В сто килограмм весили и радиоактивной подковкой оснащены были красотки гарема.
В сериалах представлены стройные султанши, но на самом деле женщины, связанные с правителем, выглядели иначе. Историки сообщают о возможном весе девушек до ста килограммов, а предпочтение отдавали женщинам с выраженными бедрами и грудью. Правда, наложница также должна была обладать тонкой талией — что редко сочетается с большим весом, поэтому мало кто оставался в покоях правителя.

Хюррем Султан, автор неизвестен

Султанша, автор неизвестен
Большинство султанш имели тёмные густые волосы и белоснежную кожу, которую украшали смесью гипса и мела. Из-за этого удивительно, что Хюррем-султан стала любимой женщиной Сулеймана Великолепного, ведь хасеки славянского происхождения обладала светлыми волосами и тонкими бровями. К слову, бровям уделялось особенное внимание: их запрещали выщипывать, а тем более бриться, поскольку густые и даже сросшиеся брови считались признаком невероятной красоты.
По отношению к брови женщинам гарема делали исключение, а остальная растительность тела должна была быть удалена. Для этого наложницы и госпожи использовали смесь топленого сахара и лимонной кислоты, получалось что-то вроде шугаринга.

Хюррем Султан, автор неизвестен

Султанша, автор неизвестен
Султанши создавали макияж в стиле нулевых. Глаза красили смесью сурьмы и бараньего жира для консистенции подводки. Губам придавали цвет порошком из красного перца или вытяжкой из розовых лепестков. Вытяжку также использовали для окрашивания зоны скул и щек, как румяна.
Прически госпожи были искусными: самые популярные — длинные косы и распущенные локоны, завитые плойкой из раскаленных камней. В гареме особенно ценили рабов, умевших делать такие прически. Часто в волосы вплетались украшения или драгоценные камни.

Кадр из сериала «Великолепный век»

Кадр из сериала «Великолепный век»
Знаменитое кольцо Хюррем-султан и драгоценности обитательниц гарема.
Сुलтанши, не показывая фигуры, использовали другие способы привлечения внимания. По нашим данным, в этот список входил яркий макияж и украшения. С их помощью можно было понять, насколько женщина привилегирована и близка к правителю. Самые редкие и крупные камни украшали валиде-султан, хасеки-султан, сестер и дочерей правителя.
Заколки и кольца султанш
Самым популярным украшением, которое даже отразилось в массовой культуре, считается кольцо Хюррем-хасеки с изумрудом и бриллиантами. В действительности оно имело большой алмаз вместо цветного камня — то, что считалось ещё более престижным.

Шкатулки для украшений

Настоящее кольцо Хюррем Султан
Дамы хранили драгоценности в шкатулках из ценных металлов, украшенных рубинами, бриллиантами, сапфирами и изумрудами. Размер шкатулки свидетельствовал о достатке хозяйки.
В чём заключался традиционный дресс-код обитательниц османского гарема?
Критики сериалов о Османской империи указывают на то, что женщины не могли выглядеть так откровенно и носить платья с декольте и открытой зоной рук. Но обращаясь к сохранившимся нарядам, можно увидеть платья в европейском стиле с разрезами в зоне бюста и рукавов. Более того, в гареме женщины иногда ходили обнаженными или в полупрозрачной одежде из-за того, что посторонние не могли попасть туда, а за это грозила казнь.

Картина Фердинанда Ройбе «Султанша» — XIX век
Покидая гарем, женщинам предписывалось полностью скрывать фигуру. Началом этого было покрывание волос: султанши надевали нечто вроде фаты и поверх нее крепили шелковую шапочку с драгоценными камнями. Для особых случаев члены семьи носили короны в османском стиле, представлявшие собой высокий каркас, украшенный камнями.

Изображение Хюррем Султан в её известной короне.

Кадр из сериала «Великолепный век»
На лице девушки был платок, оставлявший открытыми лишь глаза. Выходя в город, скрывали всё лицо — впрочем, на прогулки за пределами дворца имели право лишь мать и сёстры правителя, а также хасеки-султан.
Наряд дамы состоял из прямого платья без акцента на талии или широких брюк-шароваров. Из-за этого султанш на портретах часто путали с мужчинами. Но нарядом дело не ограничивалось — девушки надевали несколько накидок, иногда подвязывая их поясом.
Это способ было скрыть фигуру в соответствии с традициями и показать свой достаток: чем больше тканей на женщине, тем богаче она была.

Султанша, автор неизвестен

Султанша на прогулке, автор неизвестен
Яркие краски, особенно изумрудный, лазурно-синий и алый, пользовались большой популярностью. С появлением европейских модных веяний в гарем султанской семьи стали предпочитать фиолетовый цвет и его оттенки. Сложность и дороговизна создания фиолетовой краски – чернила для неё изготавливались из каракатицы – придали ему особый шарм.

Портрет Валиде Шехсувар Султан, любимой жены Мустафы II и матери Осман III, XVII век.
Образ завершала обувь — правда, не всегда. В обыденной жизни султанши выглядели свободно и ходили босиком, а в покои господина девушки отправлялись в балетках. Балетки из ткани на деревянной подошве с камнями украшали ноги девушек. Госпожа также имела «сменку» — обувь под названием «налын», предназначенную для бань. «Налын» представлял собой деревянные ходули с кожаной перемычкой, закрепляющей ногу — это было у рабынь и наложниц. У султанш «налыны» из черепашьего панциря с драгоценными камнями доходили в высоту до 30 сантиметров — эти женщины буквально были выше других.

Княгиня в броне, автор Андреа Викенти.

Портрет султанши с дочерью и придворными.