Алессандро Микеле покинул должность креативного директора Gucci, которую он занимал с 2015 года. В официальном сообщении, опубликованном компанией Kering, дизайнер прямо указал на расхождение их взглядов с брендом. Что это подразумевает? И какие перспективы ждут Gucci в будущем?

«Иногда взгляды на вещи могут существенно различаться, и это может происходить с каждым из нас. Сегодня подходит к концу мой уникальный путь, охвативший более двух десятилетий, в организации, которой я с преданностью служил все это время».

Перед вами прощальное обращение Алессандро Микеле, человека, который вывел Gucci на пик успеха. И это не просто слова, а констатация факта. За период с 2015 по 2019 год доходы Gucci выросли приблизительно в три раза, а прибыль — в четыре. Это беспрецедентные показатели для индустрии предметов роскоши. По предварительным оценкам, в этом году Gucci зафиксирует годовой доход, превышающий 10 миллиардов евро, что станет значимой и впечатляющей вехой в истории компании.

После пандемии стремительный рост Gucci начал сбавлять обороты. Алессандро Микеле и генеральный директор Марко Биццари приложили немало усилий: они открывали новые рестораны, выпускали коллаборации с Adidas и Гарри Стайлзом. Сам Микеле после показа на Неделе моды в сентябре уже давал понять, что испытывает усталость: «Работа становится все более напряженной». К тому же, соответствовать духу времени, zeitgeist, становится все труднее: он стремительно меняется, и то, что казалось новаторским и желанным в 2015 году, в 2022-м вызывает ощущение вторичности, а затем и скуку.

ОСЕНЬ-ЗИМА

ОСЕНЬ-ЗИМА

2016

2018

Что же произошло семь лет назад? В этот период Gucci получает нового генерального директора, Марко Биццари, который присоединяется к компании в сложной экономической ситуации. Он не ищет на замену Фриде Джаннини известную личность, а приглашает к обсуждению самого опытного сотрудника дизайн-отдела – Алессандро Микеле. К тому моменту он уже более десяти лет работал в Gucci, начав в качестве дизайнера аксессуаров, а затем став помощником Фриды Джаннини. По преданиям, разговор нового генерального директора и Микеле длился пять часов. В конечном итоге Биццари спросил, сможет ли Алессандро подготовить мужскую коллекцию за две недели до показа в Милане. Микеле и так планировал покинуть компанию, поэтому ему нечего было терять. Он впоследствии так и говорил: «На следующий день меня могли уволить. Я просто хотел создать что-то прекрасное».

Первая коллекция Алессандро Микеле для Gucci произвела фурор, вызвав настоящий ажиотаж в истории моды XXI века. Gucci первым из брендов тяжелого люкса предложил новые гендерные нормы, согласно которым, грубо говоря, мальчики могли одеваться как девочки и наоборот. А еще после дебюта Микеле стали говорить о так называемых дизайнерах-стилистах.

ОСЕНЬ-ЗИМА

2015

первая коллекция

Алессандро Микеле

Микеле не создавал что-либо с чистого листа, а скорее переосмысливал существующие идеи. В его коллекциях исторические мотивы переплетались с образами Дональда Дака и Микки-Мауса, философия находила отражение в поп-культуре, а готическая эстетика соединялась с панковской. В заметках к одному из последних шоу Микеле между собой и философом Беньямином: потеряв свою библиотеку, тот решил, что лучше исчезнуть навсегда. Так и Микеле оценивает значимость своих ссылок. Он любит оперу и Гарри Стайлза, Флоренцию, Лондон и Париж. Коллекционирует украшения античной эпохи и простые бытовые вещи — одеяла, например. Он любит самое разное и в своих коллекциях собирал все вместе, как коллекционер.

resort

весна-лето

2019

2019

Микеле также имеет диплом художника по костюмам для театра и кино. Его Gucci представлял собой некий миниатюрный театр с галереей персонажей, а модные показы напоминали театральные представления. Последний — где дефилировали — просмотр вызывает сильные эмоции, даже при повторном просмотре.

весна-лето

2023

Феномен Микеле заключался в том, что он руководствовался лишь собственными увлечениями, а не внешними указаниями. Отношения с генеральным директором Gucci были у него исключительно дружеские, и руководство Kering вряд ли могло что-либо возразить, учитывая впечатляющие результаты. Это была еще одна яркая страница в истории Gucci, где ценилась независимость творческого руководителя. И именно эту свободу, , у Алессандро Микеле хотели забрать.