В наше время многие родители, а также старшие поколения часто критикуют подростков за то, что якобы они слишком много времени проводят с гаджетами. В их словах можно услышать фразы: «Зависают в телефонах и ничего вокруг не замечают!», «Все проблемы молодежи из-за компьютеров!», «Видеоигры портят психику!». Но насколько на самом деле технологии вредны, и как предотвратить зависимость ребенка от смартфона — об этом рассказывает детский и семейный психолог Наталья Городулина.

Первое цифровое поколение
Смартфоны и планшеты не являются автоматически вредоносными для детей. В отличие от атомной энергии, которую можно применять как во благо, так и во зло, гаджеты могут приносить пользу или вред в зависимости от того, как их используют. Наши дети первыми живут в цифровом мире с самого рождения, а мы первые родители, которые выращиваем их в таких условиях. Главная трудность не в самой технике, а в отсутствии опыта и образцов поведения: никто точно не знает, как правильно воспитывать детей в этом новом мире.
В обсуждении игр и приложений для мобильных устройств родители чаще всего тревожатся тем, что дети могут полностью погрузиться в виртуальный мир, отдавая все свое время играм и соцсетям. В подобных ситуациях встречаются два подхода к действию. Можно попытаться игнорировать проблему, закрывать глаза на наличие компьютеров и притворяться, будто их не существует. По моему мнению, это неэффективная стратегия: она будет срабатывать лишь до тех пор, пока ребенок не повстречает друзей в реальном мире, у которых есть доступ к компьютерам, телефонам и планшетам.
Можно отказаться от решения проблемы – позволить ребёнку сидеть в виртуальном мире без присмотра, считая, что так хоть не повляжется под плохой влиянием. Но это тоже неправильно. Лучше предложить другой вариант: взять управление в свои руки и вести ребёнка по виртуальному миру, как мы учим его ориентироваться в реальном.

Порог входа в цифровую реальность
Сколько лет подходит для знакомства детей с гаджетами, каждая семья решает самостоятельно, однако существуют общие рекомендации для всех детей. До 2-3 лет технические устройства не рекомендуется давать детям вовсе. В возрасте от 3 до 5 лет дети активно играют и познают окружающий мир через реальные предметы и игрушки. Их мозг ещё развивается и не способен полноценно обрабатывать абстрактную информацию, поэтому игры на телефонах и планшетах им в этом возрасте бесполезны. Лучше показать животных в зоопарке, чем на экране приложения.
С шести лет можно ввести малышей в мир игр и приложений, которые принесут пользу. Буквы, цифры, шашки, шахматы — всё это доступно для детей этого возраста.
Важно также знакомить их с Солнечной системой и созвездиями. По двадцать-тридцать минут за смартфоном или планшетом не нанесут вреда здоровью ребёнка.
В возрасте семи лет и старше можно постепенно открыть доступ к компьютерным играм, обучить использованию программ (например, для обработки фотографий), отработать десятипальцевый метод печати и т.д.
Необходимо помнить, что планшет, телефон или компьютер не должны стать главным предметом внимания ребёнка, а также инструментом для поощрения или наказания.
Этот инструмент предназначен для работы, подобно пылесосу, холодильнику или телевизору. Не следует использовать его в качестве наказания или поощрения для детей.

Электронные устройства полезны для работы, учебы, общения и отдыха, но нужно помнить о безопасности. Родителям важно следить за тем, сколько времени дети проводят с планшетами и телефонами, а также убедиться, что у детей есть и другие интересы и занятия.
Сколько времени в день ваш ребёнок тратит на игры, просмотр видео (мультфильмов), мессенджеры или соцсети? Сколько это составит за неделю и месяц? Теперь посчитайте, сколько времени каждый день ребёнок проводит с вами, общаясь (не просто находясь рядом). Сравните эти два показателя.
Если различие вас не устраивает, возможно, стоит ввести правила. Если ваши дети уже ходят в школу, можно проделать эти подсчёты вместе и обсудить результаты.
Важно не только говорить о здоровом отношении к гаджетам, но и показывать его на собственном примере.
Когда родители большую часть времени проводят у компьютера или с телефоном, дети вряд ли захотят поступать иначе. Если ваша работа связана с компьютером, расскажите детям о своем деле, о том, какие программы вы используете и для чего. Если же вы чаще всего пользуетесь телефоном ради развлечения, стоит задуматься, какой пример это подаёт ребёнку.

Виртуальный мир для навыков реального мира
Благодаря гаджетам доступен широкий спектр полезного, развивающего, развлекательного и познавательного контента. Компьютеры и планшеты могут заменить телевизор, что является существенным плюсом: так дети не подвергаются навязчивой рекламе, которая зачастую побуждает их просить родителей приобрести дорогие игрушки. Дайте детям возможность осознанно выбирать, что читать, смотреть и изучать – это преимущество гаджетов перед телевидением.
Многие дети с радостью выберут мультфильмы, не требуя уговариваний или предложений обучающего контента. Современная анимация больше направлена на пробуждение в ребенке любопытства и желания познавать мир, чем на передачу академических знаний и практических навыков. Мультфильмы стимулируют воображение, а развитое воображение способствует формированию эмоционального интеллекта и эмпатии. Это помогает ребенку представить чужую ситуацию и воспринимать разнообразие людей как естественную норму.
Воображение развивает неординарное мышление у детей. Это помогает им мыслить вне шаблонов, генерировать креативные и смелые идеи, быстро привыкать к новым условиям и комфортно взаимодействовать с окружающими.

Игровые мультфильмы помогают детям постичь социальные навыки, знакомят их с ценностью дружбы и взаимопомощи. Через яркие примеры героев малыши учатся разбираться в жизненных ситуациях и находить способы их решения. К примеру, герои вселенной Cartoon Network «Бен-10», Бен и его кузина Гвен, часто спорят и ссорятся, как обычные братья и сестры, но всегда готовы помочь друг другу. И даже самые невероятные внеземные угрозы отступают, когда они действуют сообща.
Мультсериал «Вся правда о медведях» знакомит зрителя с тремя непохожими мишками: Бруном, Белым и Пандой. Несмотря на различия во внешности, характере и душе, зверьки глубоко ценят свою маленькую семью и заботливо о ней присматривают.
Друзья поддерживают друг друга в преодолении любых препятствий. Современная анимация направлена на развитие таких качеств как эмоциональный интеллект, эмпатия и воображение. С этим расSEEктом гаджеты могут быть полезными для родителей.
Правила поведения
Много родителей подростков обращаются ко мне за советом по одной и той же причине: их дети предпочитают проводить время у компьютера вместо учёбы. Общее во всех таких ситуациях – отсутствие четких правил использования гаджетов в семье. В подростковом возрасте, когда отношения между родителями и детьми могут быть напряжёнными, введение правил представляется сложной задачей. Именно поэтому важно устанавливать их с самого начала, как
Только детям разрешено пользоваться техникой.
✳️1. Определите, что ребенку можно, а что нельзя.
Ограничьте время, которое ребёнок проводит с гаджетами, и установите конкретные часы для этого. Не допускайте использования любых устройств за час до сна.
Компьютерные игры спроектированы таким образом, чтобы игрок не хотел прекращать игру.
В играх предусмотрены простые способы достижения успеха — заработок монет, получение наград.
Это стимулирует выработку дофамина, гормона удовольствия, и заставляет игрока продолжать играть.
Научитесь распознавать рекламу и уметь ее игнорировать, чтобы не попасть в ловушку импульсивных покупок.
Чтобы избежать случайных или преднамеренных покупок платных приложений ребенком, не связывайте карту с его учетными записями.
Чтобы ребёнок развивался гармонично, ему нужна богатая и увлекательная жизнь вне экрана.

Когда ребёнок с трудом подчиняется правилам и устраивает скандал при изъятии гаджета, это говорит о неразвитости его эмоционального контроля. Если малыш малоактивен, капризничает, ничего делать не хочет и постоянно просит планшет, утверждая, что ему скучно, то временно стоит лишить его доступа к гаджетам.
Чтобы не возникло у ребёнка зависимости от гаджетов, важно научить его получать удовольствие от других игр и занятий. Родителям придётся пережить непростой период, когда ребёнок может капризничать и настаивать на планшете. Но если проявить терпение, то ребёнок начнёт находить развлечения и без техники.
Следить или не следить — вот в чем вопрос
В настоящее время многие родители сталкиваются с нравственными вопросами использования детьми электронных устройств. Если они передали ребёнку смартфон или ноутбук, возникает вопрос: имеют ли право такие родители ограничивать пользование техникой, проверять почту и переписку? Важно помнить, что по закону родители несут ответственность за жизнь и здоровье ребёнка – за то, чтобы он спал ночью, а не тратил время на компьютере во вред своему здоровью. В случае явной угрозы здоровью ребенка родители могут вводить ограничения и контролировать его действия.
С другой стороны, ребёнку принадлежит право на уважение и приватность, как и право на то, чтобы никто без разрешения не заглядывал в его личную переписку, точно так же, как и право на то, чтобы никто без предупреждения не входил в его комнату.
Ожидания от юных пользователей интернета и социальных сетей вызывают беспокойство у родителей, поскольку неизбежность встреч с неожиданными явлениями в виртуальном мире остается неизвестной. Вместо контроля над детьми более действенным методом выступает профилактика. Для тех, кто уже использует соцсети, важны следующие правила:
✳️1. Рассказывайте о том, как устроены социальные сети.
Не верьте каждому слову: всегда помните, что за сценой может скрываться что угодно, вне зависимости от того, как человек изображает себя на фото.
Важно обучить детей бережно относиться к личной информации: адресу, номеру школы, телефонам родителей и подобным данным. Не следует отправлять свои фотографии, особенно полуобнаженными.
Совместно с ребенком придумайте псевдоним для интернет-коммуникаций, чтобы не разглашать настоящую фамилию и имя в ненадежных источниках.
Что такое троллинг и кибербуллинг? Давайте поговорим об опасных ситуациях в интернете, когда кто-то, например, при помощи программ, накладывает на фото ребенка непристойные изображения и угрожает разослать их друзьям. Что делать в таком случае? Конечно же, обращаться к родителям за помощью!
Расскажите подробнее о защите ваших личных сведений, настройках конфиденциальности и правилах доступа.
Также предупредите о риске взлома аккаунта и расскажите, как поступить в такой ситуации. Не забывайте: если возникнут проблемы, всегда обратитесь к родителям за помощью!
Чтобы уберечь ребенка от компьютерной зависимости, важно создать в семье уютную атмосферу, заботливые отношения с друзьями, а также предложить интересные занятия за пределами учебы.
Это может быть участие в соревнованиях, путешествия, посещение концертов или увлечение любимым делом. Так ребенок, если столкнется с трудностями, не будет бояться обратиться к родителям и поделиться своими переживаниями без стеснения.
Источник