В детских коллективах не редок процесс формирования ролей: некоторые дети становятся объектами травли, другие проявляют агрессию. Это вызывает беспокойство у родителей, поскольку подобные ситуации обычно обусловлены серьезными факторами, которые не ограничиваются только влиянием школы или компании, но также связаны с обстановкой в семье. Специалисты издания aif.ru поделились информацией о том, как определить, стал ли ребенок агрессором или жертвой психолог Татьяна Василькова.
Дети как зеркала
По мнению психологов, дети склонны подражать взрослым. Прежде всего, родителям, которые выступают для них образцом для подражания. Если родители часто повышают голос, не обращают внимания на чувства ребенка или подавляют его стремление к самостоятельности, то высока вероятность того, что ребенок будет воспроизводить подобное поведение в общении с другими детьми.
Прежде чем пытаться найти объяснение нежелательного или тревожного поведения ребенка во внешних факторах, родителям необходимо объективно оценить собственные коммуникативные стратегии: какие модели взаимодействия они демонстрируют наиболее часто?
Как часто дети принимают на себя роли жертвы или агрессора
Выбор роли обусловлен не случайно и обычно отражает эмоциональное состояние ребенка, а также особенности семейной жизни.
Роль агрессора
Когда ребенку не предоставляют возможности для самовыражения, не дают возможности высказать свое мнение и требуют беспрекословного подчинения, он будет искать способы компенсировать это в окружающем мире. В среде ровесников, где родители не признают его авторитет, он может попытаться добиться признания силовыми методами.
Роль жертвы
Недостаток внимания и любви может побудить ребенка к бессознательному выбору роли жертвы. Забота и проявление тепла часто происходят лишь в сложные периоды – когда ребенок плачет, болеет или испытывает проблемы. В результате у него формируется убеждение: для получения любви необходимо страдать.
Зачастую мальчики подражают отцу, а девочки — матери. Полученный ранее опыт влияет на их взаимоотношения с людьми одного пола, формируя поведенческие паттерны, соответствующие роли «жертвы» или «агрессора».
Тревожные сигналы для родителей
Необходимо обращать внимание на определенные признаки: ребенок нередко жалуется на одноклассников или, в свою очередь, грубо высказывается по отношению к ним; испытывает страх перед выражением собственного мнения в семье; становится замкнутым, избегает взаимодействия с окружающими или проявляет чрезмерную агрессию; стремится получить одобрение любыми способами или демонстративно пренебрегает установленными правилами.
Важно своевременно распознавать проявления внутреннего дискомфорта и подавленного состояния.
Что могут сделать родители
Прежде всего важно сформировать в семье обстановку, основанную на взаимоуважении и доверии. Для ребенка необходимо, чтобы он ощущал значимость своего мнения, и чтобы его стремление к независимости поддерживалось.
Предоставьте ему возможность выбирать: даже в незначительных вопросах, таких как выбор одежды, занятий или книги. Это способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе. Дайте ребенку возможность переживать собственный опыт. Позвольте ему сталкиваться с закономерными последствиями своих поступков и извлекать из них уроки.
Важно поддерживать связь и быть открытым для общения. Разговоры, в которых нет осуждения, позволяют ребенку ощущать, что его мнение имеет значение.
Соблюдение личных границ способствует формированию чувства собственной ценности и прививает ребенку уважение к границам других людей.
Современный взгляд на воспитание
В настоящее время воспитание предполагает установление партнерских отношений. Ребенок – это не предмет для управления, а равноправный член семьи. Его позиция в семье должна быть ясной и стабильной. Предоставляя ему поддержку, доверяя и давая возможность самовыражения, уходит необходимость в роли жертвы или агрессора.