Как она создается, что способствует ее благополучию, а что может ей навредить? И каким образом мы можем поддержать наших детей в развитии уверенности в себе, в осознании собственных способностей и потенциала?

Самооценка представляет собой наше восприятие собственной значимости. Она определяет, насколько мы верим в свою ценность и право на уважение, заботу и любовь.

При более глубоком рассмотрении становится понятно, что самооценка формируется из способности принимать себя, осознавая свою истинную ценность: уметь выделять свои достоинства и недостатки, испытывать гордость за первые и проявлять понимание ко вторым; способность стабильно любить себя таким человеком, каким являешься. Самооценка тесно связана с возможностью планировать и достигать целей, которые, в свою очередь, должны быть достаточно реалистичными и мотивирующими, а не настолько нереалистичными, чтобы их достижение зависело скорее от случайности, чем от приложенных усилий.

Для ощущения внутренней гармонии необходимо, чтобы разрыв между вашей нынешней личностью и идеалом, к которому вы стремитесь, был мотивирующим, а не казался неразрешимым. Чрезмерно завышенные требования приводят к постоянному чувству неудовлетворенности, а слишком скромные – к быстрой потере интереса. Человек, испытывающий трудности с самооценкой, не способен принять и полюбить себя в настоящем виде. Он предъявляет к себе чрезмерно строгие требования, тем самым усугубляя проблему самооценки и попадая в замкнутый круг, из которого сложно найти выход.

Самооценку формирует опыт

Формирование самооценки происходит под влиянием различных жизненных переживаний и со временем превращается в прочную внутреннюю систему.

Первичный опыт взаимодействия с людьми, проявляющими заботу и внимание, является основополагающим для формирования личности. С самого рождения ребенок нуждается в человеке, который обеспечит его выживание. Как правило, это мать или другой взрослый, берущий на себя ее функции. Младенец не осознает происходящего с ним: он не понимает, испытывает ли он голод, усталость, страх или потребность в физическом и эмоциональном общении. Задача взрослого, осуществляющего уход за ребенком, заключается в том, чтобы распознать его состояние и удовлетворить его потребности.

Именно этот первичный опыт формирует основу самооценки.

Когда взаимодействие с ребенком складывается позитивно (мать способна оперативно распознать и удовлетворить его потребности), это формирует ощущение удовлетворенности и закрепляет базовое чувство собственной значимости как личности, достойной любви и внимания. При этом не важны никакие достижения или успехи – ребенок ценен сам по себе, как и любая другая живая сущность. Именно такая первая забота и является тем самым проявлением родительской любви, когда родители вкладывают силы и ресурсы в ребенка не из-за какой-либо цели, а просто так.

С ростом и развитием ребенка меняется и любовь родителей, в ней возрастает значимость поведения ребенка. Родители стремятся к тому, чтобы их дети были успешными и принятыми в обществе, поэтому их цель – помочь детям понять, какие нормы поведения считаются допустимыми и поощряемыми в социуме, а какие – нет. Для ребенка это означает необходимость отказаться от свободы делать все, что ему заблагорассудится, и когда ему этого хочется, ради одобрения родителей и окружающих. Со временем внешние требования и ожидания, предъявляемые к ребенку, усваиваются и становятся внутренними, создавая систему морали/совести и формируя внутреннее представление об «идеале Я». Внутренняя система морали впоследствии вознаграждает хорошее поведение чувством гордости и самоуважением, а нежелательное – наказывается чувством вины или стыда.

Взаимодействие с обществом также является важным фактором, формирующим самооценку.

Этот источник, вероятно, самый доступный из всех. Когда человек ведет себя таким образом, что его действия получают признание и одобрение окружающих, он приобретает опыт признания и поддержки, в противном случае возникает опыт отвержения. В начальной школе дети, как правило, начинают осознавать различия между собой и другими. Они сравнивают себя с другими, наблюдая за их достижениями или неудачами в различных областях. Успеваемость в учебе и взаимоотношения со сверстниками – значительные факторы, определяющие самооценку. Если к этому моменту у ребенка существует недостаток самоуважения, он будет особенно часто обращаться к этому источнику, чтобы компенсировать ощущение собственной неполноценности. Отсутствие внутренней опоры приводит к повышенной зависимости от внешних факторов. Любовь и уважение заменяются стремлением к восхищению и постоянным поиском одобрения для поддержания уверенности в себе.

Как возникают расстройства самооценки?

Расстройства самооценки возникают вследствие травмирующих событий, происходящих в процессе становления каждого источника самооценки. Степень выраженности этих расстройств определяется характером и продолжительностью пережитых событий, при этом чем более ранняя травма, тем серьезнее могут быть ее последствия. Если родители воспринимают ребенка как продолжение самих себя и, по определенным причинам, не способны увидеть в нем самостоятельную личность, отличную от них, с собственными потребностями, если видят в нем некий «идеальный образ», а не реального человека, то это может спровоцировать расстройства самооценки. Чрезмерно строгие правила, запреты и ожидания, предъявляемые к ребенку (такая «планка»), не учитывающие его индивидуальные особенности и потребности, могут привести к тому, что внутренняя система морали («внутренний критик») и внутренний образ себя (идеал Я) станут жесткими и негибкими, и любая ошибка или неудача будет восприниматься как полный провал, оказывая разрушительное влияние на ощущение собственной ценности и приводя к аутоагрессивному поведению (когда агрессия направлена на самого себя), тем самым закрепляя у ребенка ощущение себя как незначительной, неспособной на что-либо личности, препятствуя дальнейшему развитию.

Переживания, которые помогают детям сформировать здоровую самооценку, связаны с тем, что их внимательно слушают, относятся к ним с уважением, обеспечивают необходимое внимание и привязанность, отмечают их успехи и признают их ошибки или неудачи.

Негативные переживания, приводящие к снижению самооценки, охватывают такие факторы, как строгая критика, физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, игнорирование, насмешки или поддразнивание, а также требования соответствовать образу «идеального» ребенка».

Детский спорт – распространенный пример, когда родители видят в нем возможность воспитания важных черт характера, необходимых ребенку в будущем: умение ставить цели и достигать их, способность к конкуренции, стойкость, самоконтроль. Это верно, если принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка и обеспечивать поддержку со стороны родителей и тренера, помогая ему правильно переживать неизбежные неудачи, которые встречаются в спорте, как и в жизни).

Правильное переживание неудач заключается не в чувстве стыда, а в стремлении понять, что ошибки и промахи – неотъемлемая составляющая жизненного пути.

Содействовать установлению взаимосвязи между прилагаемыми усилиями и достигнутым результатом. Предлагать участие в состязаниях, соответствующих возрастной группе и учитывающих текущий уровень развития ребенка. Тепло поддерживать ребенка в случае неудач, помогать справляться с негативными эмоциями, такими как стыд, гнев и разочарование. Демонстрировать, что столкновение с неудачами – обычное явление в жизни, и невозможно сразу освоить что-либо, не испытав поражений. Еще одна ситуация, затрагивающая опыт школьной жизни и проблемы, которые могут возникнуть во взаимоотношениях со сверстниками. Дети, из-за недостатка зрелости (или уже имеющегося опыта), не всегда способны ценить уникальность, и те, кто по каким-то причинам отличается от других, могут подвергаться насмешкам.

Подобные переживания способны нанести серьезный удар по самооценке ребенка, поэтому игнорировать их недопустимо, не стоит полагать, что дети смогут самостоятельно справиться с ними. Пережитый опыт травли, если не остановить, становится негативным для всех, кто оказался в этой ситуации, в том числе и для тех, кто не является непосредственными участниками.

Анализ наблюдений свидетельствует о росте числа проблем, связанных с самооценкой, за последние десятилетия.

Среди проявлений можно выделить неуверенность в собственных силах, ощущение собственной неполноценности, постоянное и навязчивое желание совершенствоваться (что может выражаться в расстройствах пищевого поведения, обращении к косметологам, чрезмерных физических нагрузках), депрессивными состояниями различной степени выраженности и постоянным сравнением себя с окружающими. Поскольку расстройства самооценки вызывают сильные эмоциональные страдания, они часто сопровождаются компенсаторными действиями, направленными на уменьшение чувства собственной бесполезности или ощущения неудачи.

Компенсаторное поведение может проявляться в демонстрации превосходства, презрительном отношении к окружающим, стремлении к накоплению материальных благ, агрессивной конкуренции и различных способах изменения внешности в попытке достичь идеала. Однако подобные действия приносят лишь кратковременное облегчение и требуют постоянного повторения для поддержания неустойчивого внутреннего равновесия.

Проблемы с самооценкой способны вызывать стремление угождать окружающим в надежде получить их одобрение и любовь. Подобное поведение, как правило, лишь усугубляет внутреннее состояние, лишает ощущения независимости и препятствует самозаботе, поскольку все силы направлены на удовлетворение чужих потребностей и соответствие их ожиданиям. В результате человек оказывается вынужден постоянно адаптироваться к другим, что нередко приводит к истощению ресурсов и ощущению фальши, потере собственной идентичности.

Если попытаться обобщить вышесказанное и определить основные аспекты родительского поведения, способствующие развитию здоровой самооценки, то можно выделить следующее:

  • Приоритет следует отдавать безусловной любви, а не условной. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, что его любят вне зависимости от его достижений и успеваемости. Безусловная любовь формирует глубокое и стабильное состояние, основанное на эмоциональном опыте, когда ребенок уверен, что о нем заботятся, любят и уважают просто потому, что он существует. Да, родителям свойственно желать успеха своим детям, но тот, кто осознает себя и способен полагаться на собственные силы, вероятнее всего достигнет большего и сможет удержать этот успех, чем тот, кто постоянно будет стремиться к недостижимому идеалу.
  • Важно помнить, что вы и ваш ребенок — личности, обладающие уникальными потребностями, желаниями и особенностями. Постарайтесь разобраться, кто на самом деле стремится стать выдающимся музыкантом, хоккеистом, шахматистом, гимнастом или представителем другой профессии. Предоставьте ему возможность самореализации, а себе — возможность оставаться собой.
  • Поддерживайте ребенка в осознании его достоинств и недостатков. Принимайте их во внимание при определении объема занятий, выборе спортивных секций и учебного заведения. Избегайте сравнений с другими детьми, поскольку каждый индивидуален, и универсальных стандартов не существует.
  • Помогите извлекать уроки из неудач и превращать ошибки в ценный опыт. Только те, кто способен анализировать свои ошибки и делать выводы, смогут развиваться и совершенствовать свои навыки.
  • Проявляйте доброту по отношению к себе и своему ребенку. Не забывайте, что никто не совершенен, и именно это делает каждого неповторимым и особенным.