Учебный год уже на пороге, и пора готовить детей к школе. Однако, согласно данным Минздрава, у половины российских подростков есть плоскостопие, а у каждого десятого ребёнка выявляют сколиоз. Одна из основных причин этих заболеваний – некорректно подобранный школьный рюкзак.
Родителям подготовлены рекомендации от экспертов Пермского национального исследовательского политехнического университета.
Чем опасна неправильная носка?
Неудобный ранец, будь то бесформенный, слишком тяжёлый или с узкими лямками, представляет опасность для растущего позвоночника ребёнка. Наиболее вероятное последствие — развитие сутулости, характеризующейся заворотом грудного отдела позвоночника внутрь и снижением естественного прогиба в поясничном отделе. Подобное состояние может спровоцировать ряд проблем, таких как плоскостопие, артроз, искривление позвоночника и даже образование грыж межпозвонковых дисков. Помимо этого, снижается подвижность грудной клетки, ослабевают мышцы пресса, что приводит к сдавлению внутренних органов, ответственных за дыхание, пищеварение и работу сердечно-сосудистой системы.
«Утомляемость наступает быстрее, труднее удерживать внимание, появляются психосоматические проявления, такие как головные боли и запоры, а также повышается восприимчивость к вирусным инфекциям, — отмечает старший научный сотрудник кафедры „Химия и биотехнология“ Пермского Политеха, кандидат медицинских наук Валерий Литвинов. — Неудобные, узкие лямки и отсутствие поддержки спины в рюкзаке, используемом школьником, способны вызвать перенапряжение мышц шеи и плечевого пояса».
Наиболее подвержены риску развития сколиоза и других нарушений осанки дети в возрасте от 5 до 18 лет, что совпадает с периодом обучения в школе и подготовки к нему. Поэтому выбор эргономичного рюкзака – задача, требующая особого внимания со стороны родителей. Здоровье ребёнка в будущем во многом зависит от этого решения.
На что обратить внимание при выборе?
Прежде всего, необходимо определить, сколько времени в день ребенок будет использовать рюкзак. Если это не превышает 20-30 минут, можно выбрать рюкзак со стандартной анатомической спинкой, имеющей мягкие уплотнения, которые повторяют форму позвоночника.
В случаях, когда ношение рюкзака длится более получаса ежедневно, или если у ребёнка имеются ортопедические проблемы, предпочтительнее выбирать сумку с жёсткой каркасной спинкой.
«По мере обучения и перехода в старшие классы продолжительность использования рюкзака, как правило, увеличивается. В связи с этим, Владислав Никитин, доцент кафедры «Вычислительная математика, механика и биомеханика» ПНИПУ, рекомендует всем детям использовать портфели с более жёсткой ортопедической спинкой, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник в период активного роста.
По мнению эксперта, размер рюкзака должен соответствовать росту ребенка: верхняя часть должна располагаться на уровне плеч, а нижняя – на уровне поясницы. Это необходимо для предотвращения чрезмерной нагрузки на поясничный отдел позвоночника.
Используемые материалы должны обладать достаточной прочностью и обеспечивать удобство, а также сохранять первоначальную форму без дополнительной поддержки.
«По словам Валерия Литвинова, предпочтительнее использовать пенополиуретан с памятью формы для изготовления спинки. Этот материал повторяет естественные изгибы спины, что позволяет уменьшить давление. Из него также производят ортопедические подушки и матрасы.
Вес, лямки и форма
Нормативы СаНПиН устанавливают, что вес наполненного рюкзака для школьников в возрасте от 7 до 11 лет не должен составлять более 10% от их собственного веса. Например, для ребенка весом 30 килограмм это означает, что вес его школьной сумки не должен превышать 3 килограмма. Для учащихся старших классов допустимый вес рюкзака может быть увеличен, но не должен превышать 20% от массы тела%.
Исследования показывают, что вес школьных рюкзаков нередко в 2-3 раза превышает допустимые значения. Поэтому родителям рекомендуется периодически проверять содержимое ранцев и избавляться от ненужных учебников и вещей, так как дети часто носят с собой то, что им не требуется в данный момент или понадобится не сразу.
По мнению Владислава Никитина, ширина лямок рюкзака также имеет значение: наименьший допустимый размер – 1 сантиметр. Для равномерного распределения нагрузки оптимальная ширина составляет 3-5 сантиметров, а для старшеклассников – 4-5 сантиметров, поскольку с каждым годом приходится переносить все больше учебных материалов).
Регулируемые лямки необходимы для плотного, но комфортного прилегания рюкзака к спине. Чтобы избежать чрезмерного давления, допускается небольшой зазор в 2-3 сантиметра.
При выборе рюкзака рекомендуется обратить внимание на классическую прямоугольную форму с закругленным верхом. Такая конструкция обеспечивает равномерное распределение веса на спине и позволяет оптимально организовать внутреннее пространство. Круглые модели концентрируют нагрузку в одной точке, а рюкзаки в форме капли приводят к смещению содержимого вниз.
Не носите рюкзак на одном плече!
Эксперты также советуют избегать ношения рюкзака на одном плече, так как это может привести к формированию устойчивой сколиотической осанки и искривлению позвоночника.
«Развитие сколиотической осанки, характеризующейся отклонением позвоночного столба в сторону (чаще влево), может быть вызвано тем, что большинство людей – правши и, как следствие, носят рюкзак на правом боку.
«При такой ситуации одна сторона плеча и лопатки поднимается, в то время как другая опускается. Такая осанка нередко приводит к развитию миофасциального синдрома — неврологического расстройства, которое проявляется ограничением подвижности и периодическими болями в шее, пояснице, грудной клетке, которые могут распространяться на конечности. Кроме того, на фоне ОРВИ и вирусных инфекций при подобной осанке часто возникает миозит — воспаление мышц спины, — отмечает Валерий Литвинов.
Из-за этого специалисты рекомендуют не допускать длительного ношения любого груза, например, школьного портфеля, в одной руке. Кроме того, не следует постоянно занимать одно и то же место в классе, так как это заставляет непрерывно поворачиваться в одну сторону, чтобы видеть доску и преподавателя.