В Международный женский день на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова состоялась премьера спектакля Аллы Сигаловой «8 разгневанных женщин» по пьесе французского драматурга Робера Тома. Молодая актриса Софья Шидловская исполнила одну из главных ролей.

Фото: Валентин БлохСофья Шидловская играет роль Катрин в спектакле «8 разгневанных женщин».

Криминальная драма в стиле нуар о восьми женщинах, собравшихся в доме, где в одной из комнат лежит труп главы семьи по имени Марсель. В сюжете присутствуют страсти, признания и неожиданные повороты. Алла Сигалова поставила спектакль с танцами.
В постановке принимают участие: Алла Сигалова, Дарья Мороз, Мария Фомина, Софья Эрнст, Юлия Чебакова, Аня Чиповская, Александра Ребенок. Роль Катрин, своенравной и беззащитной, нежной и бунтующей дочери Марселя, исполняет Софья Шидловская. Это уже вторая премьера для актрисы в этом сезоне: несколько месяцев назад она сыграла Нину Заречную в спектакле Константина Хабенского «Чайка».

Софья, ваш персонаж в спектакле «Восемь разгневанных женщин» очень интересен — воспитанный ребёнок, который может превратиться в яростную женщину. На вас сама Катрин чем-то похожа?

Я всегда стремлюсь найти в себе черты, сходные с характером героини. У каждого человека есть теневая сторона, и у меня тоже есть своя. Благодарю Алле Михайловне Сигаловой за роль, которая позволяет мне изучить свой характер и открыть новые для себя качества. Такой персонаж очень интересен для игры. Когда я примерила платье Катрин, то увидела, что оно такое белое, воздушное, и в нём я получаюсь просто ангелочком, разве что нимба не хватает! СмеетсяЭта роль необычная: на первый взгляд видим одного человека, но если присмотреться, то обнаруживаем в душе Катрин клубок детских травм, недостатка любви со стороны родителей, страшный дефицит времени, проведенного с ними. Ей не уделяют внимания детским проблемам, вопросам, которые ее волнуют. Ведь она подросток, а это самый сложный возраст! На самом деле Катрин — брошенный ребенок. К тому же она живет в кругу женщин, которые ежедневно устраивают «чертову пляску» вокруг Марселя, как говорит сама Катрин в финале спектакля.


Фото: пресс-служба

Да, все эти дамы тоже очень непростые!

Это настоящий клубок змей, у каждой женщины там свой секрет. Катрин имеет что скрывать от Марселя. Сплетни, ложь, жадность и предательство — таковы окружение моей героини. Мать занята не семьей, не детьми, а своей личной жизнью, не давая Катрин той безусловной любви, которая ей полагается. Все озабочены своими делами. И моя героиня болезненно ощущает эту подмену: связаны они родственными узами, называются семьей, но семья по существу отсутствует.

В бунте Катрин проявляется юношеское стремление к правде.

Дети очень тонко чувствуют все. Им не нужно слышать слова, чтобы понять, что между мамой и папой нет любви. Это считывается помимо слов. Ребенка не обманешь. Поведение Катрин — это не просто жест, это желание уничтожить всю накопившуюся ложь. Ее заставляют быть другой, чем она есть. Она — пацанка, и если мы видим ее в белом платье, то это только потому, что родители так одевают. Ей самой это не нужно, она бы с удовольствием выбросила платье и надела джинсы. Единственно близкий ей человек в этом доме — служанка Барбара, которую в нашем спектакле играет Юлия Чебакова. Для Катрин она как вторая мать, действительно любит ее, всегда на ее стороне. Вместе с Катрин читает криминальные романы, которыми увлекается девочка. Остальные только приказывают: туда не ходи, так не разговаривай.


Фото: Валентин Блох

Софья Шидловская играет роль Катрин в спектакле «8 разгневанных женщин».

В киноленте Франсуа Озона, основанной на пьесе Робера Тома, поют, а у вас танцевать.

В нашем спектакле каждая героиня имеет свой танец, а также есть общий танец всех персонажей. Я сама танцую с пяти лет, очень люблю это, занималась различными видами танцев. Для меня это никогда не было проблемой. После просмотра спектакля «ХХ век. Бал» в МХТ я мечтала поработать с Аллой Михайловной Сигаловой.

И вот мечта сбылась. Как Вам работалось с Аллой Михайловной?

Между нами сложились замечательные отношения. Впрочем, как режиссер она бывает строга, учит меня. Был период привыкания. Это естественно, так и должно быть. Я осознаю, что в спектакле собрались такие яркие, харизматичные, звездные актрисы, что может показаться, будто у нас сложно общаться. СмеетсяНо, знаете, мы недавно обсуждали, что выработали общий язык. Все хорошо друг друга понимают. С Марусей Фоминой я уже встречалась в работе — на спектакле Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами». Кем-то давно восхищалась — как Аней Чиповской: я ведь четыре раза ходила на «Сирано де Берже — рак» Егора Перегудова, где она играет Роксану! У Даши Мороз я пробовалась в ее проект, с Сашей Ребенок мы пересекались на съемочной площадке и в театре. С Софьей Эрнст и Юлей Чебаковой я на этом спектакле работаю впервые, хотя мы тоже уже были знакомы. Все совершенно прекрасны! Правда, я вообще очень легко общаюсь с людьми, есть у меня такая сверхспособность. Смеется.)

Постановки Аллы Сигаловой часто прекрасны, «8 разгневанных женщин» — яркое тому подтверждение.

Сценограф спектакля — Мария Трегубова, замечательная художница, с которой уже сотрудничали при постановке спектакля Андрея Могучего «Сказка про последнего ангела» в Театре Наций. В спектакле «8 разгневанных женщин» костюмы Тамары Эшбы поражают! Только жаль, что шляпки отменены по инициативе Аллы Михайловны.

Почему?

Спектакль — криминальная драма, а шляпки получились очень характерными, гротескными. Вероятно, больше подошли бы для комедии или водевиля. Например, у моей героини гигантский бархатный бант. Мне безумно нравится, он гениально сочетается со всем костюмом, образ собирается полностью. Я мечтаю забрать этот бант и носить его по улицам! Смеется.В данном случае соображения Аллы Михайловны понятны: при игре в нуар излишен гротеск.


Фото: Валентин Блох

Софья Шидловская исполнила роль Катрин в спектакле «8 разгневанных женщин».

Катрин — вторая для вас значительная роль этого сезона после Нины Заречной в постановке «Чайка» Константина Хабенского.
Пройдя уже несколько месяцев с момента премьеры «Чайки», как вы ощущаете себя сегодня в этом спектакле?

После последнего спектакля актеры согласились, что он прошел успешно, и им стало легче. Любому спектаклю нужно время, чтобы состояться, чтобы текст проник в артиста. Для этой роли мне пришлось вернуться к тому периоду моей жизни, когда я училась на последних курсах института. Константин Юрьевич с самого начала говорил, что Нина — это мой характер: «Ты это знаешь, ты с этим показывалась в наш театр». Действительно, во время показа в МХТ я играла Джульетту, которая, как и Нина в спектакле Константина Юрьевича, была не лирической героиней, а наоборот, характерной. С пьесой Шекспира это легко далось, а вот с чеховским текстом все оказалось сложнее. Но, как я уже сказала, считаю, что спектакль «задышал». Когда во время последнего спектакля мы играли сцену Тригорина и Нины с Андреем Максимовым, я смотрела на него не только глазами своей героини, она словно существовала рядом со мной, но видела Андрея и собственными глазами. И возникшая между нами «химия» относилась и к персонажам, и к нам самим. Такое правильное чувство.

В этой «Чайке» ценятся авторские тексты, Вам это нравится?

Да, там всё строго по Чехову. Стараюсь даже не произносить от себя междометий, не переставлять слова местами. Такой подход к авторскому тексту мне нравится, так воспитана. Считаю, что в хорошем тексте уже заложена энергия для того, чтобы сыграть его по-настоящему, главное — правильно разобрать. Олег Львович Кудряшов, у которого я училась в ГИТИСе, говорил нам, что все ответы надо искать в литературной основе, что важно в первую очередь раскрывать автора. Такой подход даёт и силы, и толчок к развитию.


Фото: Вика Шац

Много лет вы снимаетесь в кино. Недавно вышел сериал «Первый номер», где вы воплотили образ дизайнера модного журнала. Какими новыми образами порадуете зрителей?

Недавно я участвовала во втором сезоне сериала «Фишер» режиссёра Александра Цоя. Играю там одну из жертв маньяка, которой удалось выжить. Тогда только вышла премьера спектакля «Чайка», и я буквально на один день улетела в Абхазию на съемки. Этот съемочный день очень запомнился. По сюжету моя героиня идёт по железнодорожным путям в тоннеле совершенно раздетая, с обожженными ногами и с траурной лентой в руках (ее вместе с трупом другой девушки пытался сжечь маньяк, но она убежала), а за ней едет поезд. Машинист останавливает состав, подбирает её и везёт в больницу. Поезд должен был подъехать ко мне почти вплотную. Помощник режиссёра сказала: «Иди, не оборачивайся, знай, что поезд будет гудеть, это громко, тебе будет очень страшно. Но на самом деле всё совершенно безопасно. Когда услышишь команду «Уходи!», убегай в «карман» тоннеля». Я на самом деле ничего не боюсь на съемках — ни высоты, ни работы в воде, я всегда за любой кипеж. Но здесь мой организм и инстинкт самосохранения сработали быстрее головы. Я встала на точку и слышу за спиной такой чудовищный грохот, будто бы поезд сейчас на меня наедет. Меня обуял такой ужас! И в этот момент мне изо всех сил кричат в рупор: «Уходи!» Таким страшным голосом! Понятно, что на самом деле они просто хотели перекричать гудок поезда. Я в ту же секунду отпрыгнула в сторону, слезы хлынули просто градом! Мы сняли сцену за два дубля, и этот момент даже вошел потом в тизер сериала.


Фото: Вика Шац