В условиях повсеместной нехватки в Советском Союзе выглядеть опрятно было непросто. Вдохновение черпали из модные журналы и знаменитые соотечественницы, которые работали со стилистами или от природы имели хороший вкус. Пример брали с певиц, актрис, балерин. Novate.ru рассказывает о главных иконах стиля советских времен – певицах, актрисах, балеринах – с которых брали пример наши мамы и бабушки.

Она наглядно демонстрирует, как стремление подражать знаменитостям может проявляться в повседневной жизни
модные советские тренды. Из-за всеобщего дефицита женщинам того времени было невероятно сложно соответствовать мировой моде: какая-то одежда приходила с большим опозданием, и некоторые вещи и вовсе оставались недоступными. Чтобы выглядеть действительно стильно и не так как все, женщинам приходилось создавать наряды буквально из ничего.

Образы советских знаменитостей послужили источником вдохновения. В отличие от обычных граждан, они имели возможность выезжать за границу, изучать стиль зарубежных женщин и заказывать одежду у известных дизайнеров. Благодаря этому они выступали в роли посредников, привнося западные тенденции в советскую моду и определяя ее облик. Мы расскажем о тех женщинах, оказавших наибольшее влияние на стиль эпохи.

1. Людмила Гурченко

Людмила Гурченко в киноленте «Карнавальная ночь». / Фото: garderobus.ru

Начать стоит с Людмилы Гурченко, чья популярность среди миллионов людей объяснялась не только прекрасным вокалом и выдающимися актерскими способностями, но и безупречным чувством стиля. Широкую известность и признание Гурченко завоевала благодаря роли в фильме «Карнавальная ночь», вышедшем в 1956 году. Когда картина вышла на экраны, актрисе было всего 21 год, однако юность не стала помехой для привлечения внимания зрителей. Красота, обаяние и кажущаяся хрупкость – Людмила Гурченко была создана для того, чтобы носить модные платья и задавать тон. Стоит только вспомнить ее приталенные наряды, вдохновленные силуэтом New Look Кристиана Диора! Тонкая талия, округлая линия бюста, широкая юбка и белая меховая юбка – модные французские приемы в чистом виде!

Людмила Гурченко, сама того не осознавая, открыла советским женщинам французскую моду, которая оставалась для них закрытой. Женственность, элегантность и легкая романтическая нотка в ее образах сделали ее «русской Марлен Дитрих». Независимо от роли, которую она исполняла, Гурченко всегда выглядела безупречно, отличалась идеальной осанкой и всегда была одета с большим вкусом. Примечательно, что многие ее наряды она создавала самостоятельно, предпочитая не полагаться на работу художников по костюмам.

Людмила Гурченко запечатлена на фотографии в стильном платье в горошек. / Фото: pinterest.com

Актриса создала приблизительно 200 различных образов, неизменно придерживаясь эстетики 20-х годов прошлого столетия. Шелк, бисер и подчеркнутая 48-сантиметровая талия стали ее фирменными чертами. Зачастую звезда вносила изменения в дизайнерские наряды, добавляя собственные, оригинальные детали. Так, платье итальянского дизайнера Роберто Кавалли было доработано Гурченко путем добавления вышивки и декоративных элементов, приобретенных на блошином рынке.

2. Майя Плисецкая

Майя Плисецкая и Пьер Карден. Фотография с сайта fb.ru

Балерина пользовалась огромной популярностью не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Ей восхищались, ей подражали, она привлекала всеобщее внимание и являлась образцом для подражания. Сотрудничество с Пьером Карденом служило дополнительным подтверждением этого. Карден считал Плисецкую источником своего вдохновения и каждый раз, когда она посещала Париж, одевал ее в самые новые модели. При этом многие из этих образов были созданы эксклюзивно для Майи. Сам кутюрье заявлял, что в гардеробе балерины находилось около сотни нарядов, созданных им. И это составляло практически все, что Плисецкая могла привезти из-за границы, поскольку в СССР у нее отбирали все подарки, за исключением одежды.

Однако Майя не ограничилась дружбой с Пьером Карденом. Она была знакома с Коко Шанель и Ивом Сен-Лораном, поэтому было бы неудивительно, если бы, увлекшись французскими модными тенденциями, балерина превратилась в икону стиля для советских женщин. Однако для советских женщин, лишенных возможности посещать зарубежные страны, было непросто соответствовать образу Плисецкой. В качестве примера можно привести ее плотный белоснежный шелковый костюм, расшитый золотыми пуговицами, который балерине преподнесла сама Коко Шанель!

Фотография: костюм, принадлежавший Майе Плисецкой и подаренный ей Коко Шанель. / pinterest.ch

По словам искусствоведа Ольги Хорошиловой, балерина проявляла большую заботу о своих вещах и часто самостоятельно продлевала срок их службы – поскольку гонорары Плисецкой не позволяли ей регулярно обновлять гардероб, несмотря на её известность. Самые эффектные костюмы она сохраняла для съемок за рубежом. Наглядным подтверждением тому служит серия фотографий для журнала Harper’s Bazaar, где Майя позировала в мехах Emeric Partos. Этот выпуск был опубликован в 1959 году.

3. Любовь Орлова

Любовь Орлова предпочитала причёски, характерные для голливудского стиля. / Фото: iznat.com

Любовь Орлова могла бы легко сойти за голливудскую актрису! Аристократизм манер, изысканность, безупречный блонд и завитые локоны – все это делало ее настоящей дивой, как на экране, так и в реальной жизни. В отличие от Людмилы Гурченко, которая самостоятельно формировала свои образы, и Майи Плисецкой, ориентировавшейся на друзей-дизайнеров, Любовь Орлова принимала во внимание мнение своего второго супруга, советского режиссера Григория Александрова. Поговаривают, что у него был роман с Марлен Дитрих, и он стремился создать свою жену, вдохновляясь ее образом.

Не столь принципиально, соответствует ли это действительности. Важнее то, что благодаря своему таланту актриса завоевала любовь советских зрителей. Ее эффектный образ стал гармоничным дополнением к ярким ролям. Многие девушки стремились скопировать ее узнаваемую прическу, пристально следили за нарядами, в которых она представала в кино. Виктория Севрюкова, художник по костюмам, отмечает, что актриса тщательно подходила к выбору не только одежды, но и белья – звезда отдавала предпочтение французским моделям нежного фисташкового оттенка.

Вторым мужем стилиста Орловой был ее супруг. / Фото: pinterest.com

Благодаря своему финансовому положению, Орлова имела такую возможность. Актриса вместе с мужем нередко путешествовала за границу, особенно любила посещать Париж, откуда привозила не только предметы нижнего белья, но и изысканные наряды, а также косметические средства. Когда-то обилие одежды в гардеробе Любови Петровны стало поводом для шутки Фаины Раневской: якобы в нем настолько много вещей, что моль не могла нормально летать.

5. Эдита Пьеха

Эдита Пьеха предпочитала платья-футляры. / Фото: edyta.ru

Исполнительница была среди немногих советских артистов, самостоятельно создавших свой неповторимый образ. Безусловно, она обращала внимание на то, как одевались западные звезды, какую прическу и макияж они предпочитали, однако окончательный выбор делала лишь после серии экспериментов. Эдита Пьеха никогда не носила современные вещи, которые ей не подходили, поэтому следование моде было ей не свойственно.

Певица стала законодательницей стиля во многих областях: она популяризировала короткую стрижку, акцент на глазах с помощью стрелок, шляпки с вуалью, костюмы-двойки и блузы с бантами – и это лишь малая часть списка. При выборе нарядов Эдита отдавала предпочтение насыщенным и глубоким цветам. Коричневый, черный и серый цвета казались ей непривлекательными: первый – обыденным, второй – ассоциирующимся с трауром, а третий – напоминающим обычную пыль. «Если выбор будет зависеть исключительно от меня, я всегда выберу красивые восточные оттенки: голубой, зеленый, сиреневый, бирюзовый», – делилась Пьеха. Создавал гардероб советской дивы известный советский дизайнер Вячеслав Зайцев.

Эдита Пьеха нечасто надевала украшения. / Фото: livemaster.ru

Еще одной характерной чертой стиля певицы являлось почти полное отсутствие роскошных украшений. Тяжелые колье, серьги и кольца с драгоценными камнями были ей не свойственны. Вместо них Эдита повязывала на шею платки или декорировала свою шею полоской бархата, напоминающей современные чокеры. Также Пьеху редко можно было увидеть на высоких каблуках – она полагала, что ее рост достаточно большой (хотя сегодня 173 см – это, скорее, средний показатель), и поэтому предпочитала носить простые лодочки с небольшим каблуком.

Рекомендуем также ознакомиться со статьей «Мама будет рада: 8 вещей из СССР, которые снова в моде

В продолжение разговора о Советском Союзе, рекомендуем ознакомиться с видеороликом, в котором рассказывается, чем был обусловлен более насыщенный вкус хлеба в те времена