
Не важно, как вы назовете это — медьеваль или замок-кор, главное, что в этом году тренд на Средневековье достиг своего пика. И в виде карнавала, и как живое, многослойное высказывание о современности — тревожной и переполненной поисками новых опор.
Младший редактор моды BURO Ева Эль-Байаа распознает пулены, шапероны и кольчугу в коллекциях последних сезонов и сопоставляет их с модой V–XV веков.
Оборонительные позиции
Н
На подиумах, особенно в сезоне осень-зима 2025 года, доспехи стали почти универсальным элементом. Вспомните сарафан-кольчугу Niccolò Pasqualetti, золотое металлическое платье Calvin Klein Collection, топы Gabriela Hearst и Versace или шлем Dilara Findikoglu. Burberry оживил рыцаря с логотипа и отправил его сниматься в кампейнах на улицах Лондона, а также составить компанию Анне Винтур на показе осенне-зимней коллекции бренда. Simone Rocha, Hodakova, McQueen и пионер работы с металлом Rabanne также от суровой реальности защищаются, вдохновляясь Средневековьем. В унисон брендам в латы облачились селебрити — Зендея на Met Gala 2018 года, Чаппелл Роан, Розалия, Карди Би и другие.
Niccolò Pasqualetti, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Гобелен из Байё, эпизод «Гибель короля Харолда», изображающий битву при Гастингсе и смерть Гарольда, конец XI века.
Источник: Alamy
Calvin Klein Collection, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Вильям Моррис, достопочтенный Эдвард Колли Берн-Джонс, иллюстрации к сказке » Briar Rose» в виде плиток, 1962-1965.
Источник: Изображения Наследия / Гети Имиджи
Чаппелл Роан во время выступления, 2024 год
Источник: Кристофер Полк / Billboard / Гети Имиджис
Амброджо Лоренцетти, «Аллегория доброго правления, Второе колено на коне», около 1338-1339 годов.
Источник: сайт Siena Toscana
Рыцарь от Burberry на показе сезона осень-зима 2025.
Источник: @burberry
Искусник из Кельна, «Святой Гереон Кельнский с воинами», около 1460 года.
Источник: Наследие изображений / Гети изображения
Balenciaga, кутюр, осень-зима 2023
Источник: Vogue Runway
Jil Sander, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Певица Розалия
в объективе Джеймса Ти Би
Источник: сайт James T Bee
Паоло Уччелло, «Святой Георгий с драконом», 1465
Источник: Gallerix
Versace, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Gabriela Hearst, весна-лето 2025
Источник: Vogue Runway
Авторство не установлено, картинки взяты из переиздания Библии Мациевского (1244–1254).
Источник: Manuscript Miniatures
Коиф, пиллий и не только
В
Средневековье было много интересным помимо рыцарей и сражений. Эпоха является неиссякаемым источником вдохновения для дизайна головных уборов. Образы преемника Дриса Ван Нотена Джулиана Клауснера будто переосмысливают одеяния монахинь XIV–XV веков. Похожий архетип проглядывается и в последней коллекции The Row. А Адриан Аппиолаза в марте надел на моделей новое прочтение шаперонов, которые обычно носили герцоги во Франции в позднем Средневековье. Интересный факт: цвет их тогда указывал на принадлежность к той или иной политической партии. Трендовые шляпы-таблетки очень напоминают пиллии — головные уборы без полей, которые носили позднеримские солдаты, а затем представители духовенства.
Р. ван дер Вейдена, «Триптих семьи Брак», сцена с Марией Магдалиной, XV век.
Источник: Джосс / Лимеж / Гети Имиджис
Zoe Gustavia Anna Whalen, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Рогир ван дер Вейден, «Филипп Добрый, герцог Бургундский», detail, ок. 1445 года.
Источник: Джос / Лимидж / Гети Имиджис
Moschino, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
The Row, resort 2026
Источник: Vogue Runway
Корнель де Лион написал портрет Марии де Гиз, королевы Якова V Шотландского и матери Марии, королевы Шотландии, около 1537 года.
Источник: Alamy
Valentino, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Altuzarra, весна-лето 2025
Источник: Vogue Runway
Эрколе де Роберти, «Джованни II Бентивольо», ок. 1474–77 гг
Источник: Наследие образов / Гети Имиджи
Петрус Кристиус, «Изображение юной дамы», 1470.
Источник: Alamy
Kiko Kostadinov, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Софонисба Ангиссола, «Портрет Елены Ангиссолы», 1551 года.
Источник: Mutual Art
Dries Van Noten, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Ткани-водопады
В
Длинные платья, мантии, плащи и рубахи, собранные в многочисленные складки, средневековые роскоши могли позволить себе только представители знати: для других слоев общества такая одежда была бы неудобной при работе. Кроме того, купить достаточно ткани и сшить из нее подобный наряд обошлось бы в значительную сумму. Судя по всему, ассоциация с роскошью и благородством сохранилась за драпировками до сих пор, поэтому дизайнеры интегрируют их во многие коллекции. Возможно, причина кроется в том, что это просто очень красиво. Как бы то ни было, платья, ниспадающие от одной сборки к другой, мелькают на подиумах уже два-три года. В сезоне осень-зима 2025 их представили Khaite, Carolina Herrera, Rick Owens, Jacquemus и десятки других марок.
Джованни ди Паоло, «Благовещение», 1440
Источник: National Gallery of Art
Khaite, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Carolina Herrera, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Джованни ди Бондоне, «Плач над Мертвым Христом», 1305 года.
Источник: Historia Arte
Calvin Klein Collection, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Линда Евангелиста в Khaite на Met Gala 2024
Источник: Getty Images
Christopher Esber, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Uma Wang, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Кейт Бланшетт в LV на церемонии Oscar 2023
Источник: Getty Images
Мастер из Флемаля, «Благовещение», 1425
Источник: The Metropolitan Museum of Art
Fendi, кутюр, осень-зима 2023
Источник: Vogue Runway
Tod’s, весна-лето 2025
Источник: Vogue Runway
Ян ван Эйк, «Портрет Арнольфини», 1434
Источник: DailyArt Magazine
Rick Owens, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Ganni, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Доменико Гирландайо, фрагмент полотна «Рождение Святого Иоанна Крестителя», 1485–1490.
Источник: Wikimedia Commons
Расклешенные рукава и плащи
М
Антии, накидки и капюшоны Средневековья являются предшественниками современных пончо, кейпов и плащей. Как и драпировки, они служили признаком принадлежности к духовенству и дворянству, а также защитой от холода, ветра и дождя.
В новом сезоне прямые цитаты из этой эпохи представили Bluemarble и Chanel. Шон Макгирр в McQueen сосредоточился на имитации меха горностая, который прежде всего использовался для отделки хуков и плащей. Другую интерпретацию накидки — рыцарского сюрко — предложили Louis Vuitton, Proenza Schouler и Jacquemus.
Помимо мантий и плащей популярными были длинные (и очень длинные) рукава, доступные не всем слоям населения: дворянином и священнослужителям. Сейчас этот элемент моды вернулся в статусе микротренда благодаря Sportmax, Balenciaga, Acne Studios, Dior, Courrèges, Coperni, Carven и другим брендам. Rokh приблизился к оригиналу больше всего.
Гобелен «Придворные любовные игры» (фрагмент), около 1400 года.
Источник: Наследие Образов / Гети Имиджис
Эдмунд Лейтон, «Акколада», 1901
Источник: Alamy
Rokh, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
McQueen, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Бернат Марторель, «Святой Георгий и дракон» (деталь), 1434-1435 годов.
Источник: Наследие изображений / Гети Имиджи
Rokh, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Louis Vuitton, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Высокопоставленная дама в торжественном наряде XIV века.
Источник: Print Collector / Гети Имиджис.
Bluemarble, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Chanel, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Жан Фуке, «Большие хроники Франции» (фрагмент), приблизительно XIV столетие
Источник: Жос / Лимаж / Гети Имиджи
Братья Лимбург, «Великолепный часослов герцога Беррийского», 1413 года.
Источник: Архив Пайрса ООО / Буенларг через Гети Имиджис
Jacquemus, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Proenza Schouler, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Louis Vuitton, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Парча, бархат и вышивки
П
Парча, распространённая среди высших слоёв Востока и особенно в Византии, где её производили, достигла Европы лишь к позднему Средневековью. Шелковая ткань для парчи научились ткать на Западе только к XV веку. Тогда богатые дворяне и дамы облачались в тяжёлый материал, обильно декорированный узорами. Помимо парчи они носили бархат и мех. Сегодня на подиуме за репрезентацию роскошных материалов отвечает прежде всего Dries Van Noten. Брендом сопровождают Etro, Erdem, Schiaparelli, Uma Wang, а иногда даже Burberry.
Пьеро дель Поллайоло, «Портрет женщины», около 1480 года.
Источник: Наследие Изображений / Гети Имиджис
Burberry, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Николас Райзер. «Портрет Марии, герцогини Бургундской». Около 1500 года.
Источник: Leemage / Getty Images
Dries Van Noten, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Max Mara, resort 2025
Источник: Vogue Runway
Schiaparelli, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Беноццо Гоццоли, «Путешествие волхвов, шествие древнейшего царя Бальтазара», около 1459 года.
Источник: Mondadori Portfolio
Доменико Гирландайо, «Франческо Сассетти с сыном Теодоро», около 1487 года.
Источник: MMA
Fendi, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Simone Rocha, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Ганс Гольбейн-младший, «Портрет юноши в вышитой одежде», 1532.
Источник: Gallerix
Erdem, весна-лето, 2025
Источник: Vogue Runway
Пулены и другие башмаки
О
В Средние века популярны были пулены, которые недавно стали похожи на обувь Тимоти Шаламе. Соцсеть X опубликовала пост Элеанор Маргулис «Почему Тимоти Шаламе напоминает мне этот вид средневековой обуви?» с фотографией пуленов. Пост получил более 211 тысяч лайков и 22 тысячи репостов.
Дизайнеры текущего сезона обратились к обуви с длинным острием: Шон Макгирр, Энтони Ваккарелло, Марк Джейкобс и Джонни Йоханссон представили свои интерпретации. В Средневековье принцип у данной модели был таким же, как у рукавов: чем длиннее нос, тем выше статус владельца. Помимо пулен, креативные директора вдохновляются кожаными туфлями, закрывающими всю ступню, кальцеями и солдатскими сандалиями, называемыми калигами.
Acne Studios, осень-зима 2025
Источник: Пётр Уайт / Гети Имиджис
Иллюстрации из сборника Codex Manesse, ок. 1300
Источник: Manuscript Miniatures
Proenza Schouler, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Лойсет Лиде, «Свадьба Рено из Монтобана и Клариссы», 1460–1467.
Источник: Wikimedia
McQueen, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Saint Laurent, осень-зима 2025
Источник: Виктор Виржиль / Гамма-Рафо через Гети Имиджис
Marc Jacobs, весна-лето 2025
Источник: Vogue Runway
Две пулены или краковы, XV век. Собрание Элизабет Дэй Маккормик.
Источник: MFA
Неизвестный автор, «Часослов Екатерины Клевской», 1440 года издания.
Источник: сайт Conosci Firenze
Altuzarra, весна-лето 2024
Источник: Vogue Runway
Кальцеи с форума на территории Везунны
Источник: Wikidata
Lemaire, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Мозаика «Добрый Пастырь», Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, около 425 года.
Источник: Arte Svelata
Miu Miu, весна-лето 2024
Источник: Vogue Runway
Талии, позолота и котарди
В
Переходный период с V по XV век можно обнаружить в других элементах искусства. Например, в талиях, которые, подобно Средним векам, подчеркивают фигуру без излишней демонстративности, когда корсеты еще не усложняли жизнь женщинам.
Обращает на себя внимание сопоставление полотен с библейскими сюжетами, для которых использовалась позолота, с моделями total-gold образами с дорожек и подиумов.
Стоит сравнить удлиненные приталенные жакеты, бушлаты и куртки со средневековыми котардами — облегающими мужскими камзолами длиной до середины бедра.
Джорджо Джованни да Чеммо, «Благовещение Девы Марии», 1476
Фотография: Монондори Портфолио / Гети Имиджис
Кейт Бланшетт появилась в одежде от Louis Vuitton на церемонии вручения премии «Золотой глобус» 2024 года.
Источник: Getty Images
Marni, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Giambattista Valli, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Беноццо Гоццоли, «Праздник Ирода и казни святого Иоанна Крестителя», 1461–1462.
Источник: Коллекция графических материалов Print Collector / Getty Images.
«Altarpiece of Saint Vincent», 1438–1440
Источник: Vestivoevo
Vaquera, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Victoria Beckham, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway
Toga, осень-зима 2025
Источник: Vogue Runway