«Утверждения вроде «Взрослые лучше знают» и «Слушайся старших, они не посоветуют что-то плохое» сегодня не пользуются поддержкой, и это касается не только непокорных подростков, но и их родителей.

Я начала размышлять об уважении к старшим после какого-то значительного, хотя, возможно, и забавного происшествия. Мы с моим пятилетним сыном возвращались из детского сада и разговаривали о том, почему в сегодняшнем обществе принято проявлять почтение к взрослым, особенно к пожилым людям. Я объясняла, что у людей старшего возраста имеется богатый жизненный опыт, они приобрели множество знаний и сделали немало наблюдений, благодаря чему могут дать полезный совет…

В этот момент мы проходили мимо лавочки, на которой, как мне показалось, еще с утра находились местные любители выпить – люди почтенного возраста. Один из них громко произнес что-то (похоже, вполне безобидное) в нашу сторону…

Разница между моими словами и реальностью была поразительной: неужели я заслуживаю хоть сколько-нибудь уважения, если говорю такое?!

Безусловно, не все слова всех взрослых заслуживают внимания. Однако, я не хочу, чтобы мой ребенок вырос невежливым человеком.

В результате моих раздумий были сформулированы пять ключевых принципов, которые мы оформили на бумаге и разместили на видном месте. Это следующие правила:


1. Взрослые ошибаются

Да, это самое главное и основополагающее: взрослые, несмотря на свой опыт, мудрость и интеллект, также способны совершать ошибки. Начнем с незначительных деталей: взрослые (в том числе и преподаватели!) могут допустить оплошности или допустить неточности.

Я помню, как мы с ребенком до хрипоты спорили из-за какого-то незначительного, но неверного факта, который он услышал от воспитателя. Все мои доводы и поиски в интернете не могли поколебать его уверенность, основанную на фразе: «Но воспитатель нам так сказал!» Чтобы переубедить его, мне потребовалось немало усилий. Кроме того, взрослые тоже могут действовать несправедливо – например, повысить голос в порыве гнева или поспешить с выводами. Поговорите с ребенком о том, что все люди совершают ошибки, и гораздо важнее уметь признавать их и корректировать.

2. Правила, единые для всех

Все мы существуем в рамках общества и подчиняемся установленным нормам. В саду, школе, на занятиях и в гостях действуют свои правила, которые необходимо соблюдать, поскольку мы туда приходим. У старших имеются определенные права, однако это не дает им неограниченной власти. Таким образом, если воспитатель, реагируя на нежелательное поведение ребенка, просит его ненадолго посидеть в одиночестве, это можно считать справедливым. А вот если он угрожает вызовом полиции или оставлением в детском саду на ночь, это является недопустимым.

Необходимо беседовать с ребенком о правах и обязанностях педагогов, врачей, тренеров и других взрослых, окружающих его.

3. Право на «нет»

У каждого есть возможность отказаться, даже если это ребенок, обращающийся к взрослому. Это не означает, что можно игнорировать установленные правила, однако стоит помнить, что отказ может повлечь за собой неприятные последствия. Тем не менее, говорить «нет» допустимо, а в некоторых ситуациях даже необходимо.

4. Вежливость не значит покорность

Умение не вмешиваться в чужие разговоры, вести беседу с вежливостью и уважением, не перебивать собеседника – ценное качество. Соглашаться с его мнением при этом совсем не обязательно. Мои дети очень любят сериалы о супергероях, и мы часто обсуждаем, что Человек-Паук обладает не только прекрасными навыками в бою, но и умеет находить общий язык с противниками. Они часто ссорятся и используют оскорбления, а Паук ведет споры вежливо и с юмором – это действительно выдающийся дар!

Вежливость не подразумевает обязательного согласия: отказ, будь то согласие на что-либо или что-то другое, можно выразить уверенно, сохраняя при этом уважительный тон.

5. Мое тело – мое дело

Невозможность установить личные границы тесно связана с умением отказывать. В западных странах с раннего детства детей приучают: прикосновения к телу допустимы только от родителей и врача, и только с их согласия.

Изначально мне виделось, что это несколько чрезмерно осторожный взгляд на вещи, однако последующие сведения прояснили ситуацию: согласно статистическим данным, значительная часть сексуальных преступлений против несовершеннолетних совершается не посторонними лицами, а людьми, находящимися в близком окружении – родственниками, знакомыми родителей, учителями.

Часто дети не рассказывают об этом своим родителям, и этому есть множество объяснений. Важно воспитывать в ребенке уважение к своему и чужому телу. Необходимо подчеркнуть, что это правило работает в обе стороны: нельзя обнимать лучшего друга, не получив его разрешения, нельзя хватать на ручки понравившегося малыша на детской площадке.

Мы вместе с детьми регулярно ищем примеры, подтверждающие эти принципы, в повседневной жизни. Подчеркиваем, что возраст – не единственный и, безусловно, не самый важный фактор для проявления уважения; необходимо вести себя по отношению к окружающим так, как хотелось бы, чтобы вели себя по отношению к тебе. Также мы любим анализировать истории персонажей из любимых сказок, которые не всегда слушались взрослых. Пеппи Длинныйчулок, Буратино, Малыш (из истории про Карлсона) – как бы развивались их судьбы, если бы они были более покладистыми?



В заключение я поделюсь рассказом, который напоминает гораздо более печальную сказку о крысолове из Гаммельна.

У одной матери пропал 17-летний приемный сын. Подростка разыскивали волонтеры и его знакомые. К счастью, поиски не затянулись – ребенка обнаружили через несколько часов, живым и невредимым. Выяснилось, что в метро к нему обратился мужчина и предложил работу. Подросток согласился, но вскоре пожалел о своем поступке: он почувствовал, что ему не нравится этот человек – тот избегал прямых ответов и уклончиво отвечал на вопросы, активно уговаривая его поехать в неизвестное место. Тем не менее, ребенок, выросший в детском доме, беспрекословно следовал за мужчиной – он не мог отказать. Ничто не помешало бы 17-летнему подростку вырваться, убежать, позвать на помощь – за исключением убеждений, которые были привиты ему с самого детства. Все, что он мог – затягивать время и медлить, но не оказывать активного сопротивления. Мальчику сопутствовала удача – его заметила и узнала по описанию девушка, которая немедленно сообщила об этом родителям.

К счастью, ситуация разрешилась благополучно. Важно, чтобы мы могли обучить наших детей умению отказывать, когда это действительно требуется.