Иногда родители используют такой способ стимулирования, однако насколько он эффективен на практике.
«Если получишь пятерку, дам тебе сто рублей», «Закончишь четверть без троек, получишь тысячу», — так мотивируют своих детей родители, стремясь повысить их успеваемость с помощью денежной мотивации.
Начиная давать детям в возрасте шести-семи лет небольшие суммы денег на карманные расходы, родители должны объяснить, для чего это делается. Карманные деньги призваны помочь ребенку освоить основы управления финансами и подготовить его к финансовой самостоятельности в будущем.
Выплата вознаграждения за оценки искажает истинное предназначение карманных денег. У ребенка формируется неверная мотивация – деньги даются за оценки. Искажение затрагивает и стремление к учебе: он начинает считать, что главное – это оценка, поскольку за нее и платят. А настоящая цель обучения заключается в получении знаний и информации, необходимых для жизни.
Поэтому оплачивать оценки недопустимо и крайне рискованно. Это может привести к тому, что ребенок начнет ориентироваться на получение желаемой отметки, а не на приобретение умений и знаний. Кроме того, если оплата оценок станет неподъемной, у ребенка может исчезнуть стимул к учебе.
Для стимулирования детской мотивации необходимы иные подходы. Важно демонстрировать реальную пользу от обучения: то, как приобретенные навыки способствуют повышению качества жизни, и как знания позволяют быть более продуктивным.
Если вы решите давать ребенку карманные деньги, то лучше делать это в качестве вознаграждения за приобретенные навыки, а не за оценки. Это позволит сформировать у него правильную мотивацию, избежав искажения ценностных ориентиров.