Слава, толпы поклонниц и бесконечная любовь зрителей становились ничто для двух гениев одной эпохи, когда один узнавал о успехе другого. Олег Табаков и Андрей Миронов делили признание публики поровну, но мания величия превратила их соперничество в настоящую дуэль. Каждая премьера – шанс вырваться вперёд, каждый промах – угроза нервного срыва.

В стремлении к цели первый пожертвовал здоровьем, а второй – верой в собственное превосходство. Но оправданы ли были таковыми затраты силы? Кто же стал истинной знаменитостью?

Достояние республики

Всегда мечтали быть первыми, и были — в глазах миллионов зрителей. Мало кто знает, что когда Олег Табаков и Андрей Миронов встречались на съёмочной площадке, становилось не до смеха. Зато в этом противостоянии рождалось кино, которое будет жить вечно. Уже будучи живой легендой, руководителем театра и родоначальником актёрской династии, Олег Павлович всё же хранил в памяти один обычный день из далёких 1970-х годов. В этот день он узнал о себе нечто неприятное и даже обидное. Причём из уст собственного сына.

Олег Табаков.

После премьеры картины «Достояние республики» с участием Миронова и Табакова на съёмочной площадке разгорались разногласия. Табакову понравилась роль Миронова, а собственная не по душе. В фильме Андрей Миронов предстал обаятельным красавцем-авантюристом по кличке «Маркиз». Противостоял ему сотрудник уголовного розыска в исполнении Табакова.

Андрей Миронов.

Олег Павлович приезжал на съёмки, где блистал Андрей Александрович — с иголочки одетый в нарядный костюм, с подведёнными глазами, окружённый красивыми девушками. За один его взгляд они готовы были отдать всё на свете. В фильме Миронов не только носил красивый камзол, но и ездил верхом, исполнил две прекраснейших песни, ещё и героически погиб в конце.

Табаков исполнял роль рабочего-крестьянского парня, по всем параметрам уступая Миронову. В чьей-то тени быть он категорически не хотел. Съёмки фильма превратились в противостояние. Табаков настаивал на том, чтобы ему дали песню, ведь артист, исполняющий песни в кадре — залог успеха. Только режиссёр категорически отказывался, ведь в «Бриллиантовой руке» Миронов уже доказал всему Союзу, что петь — это его прерогатива. Тогда Олег Павлович попытался отобрать у соперника героическую смерть в конце фильма. Но и это не удалось.

Табакову нравилась роль Миронова.

Без успеха в борьбе с соперником съемки оказались под угрозой остановки. Табакову оставалось либо признать поражение, либо использовать крайние меры. Прекращение съемок — любимый актерский прием, но весьма грязный. Олег Павлович предпочел играть честно.

Фильм вышел в апреле 1972 года и был встречен теплой оценкой публики. В родном театре Табакова его осыпали цветами и поздравлениями. Казалось, что дуэль с Мироновым завершилась ничейной. Однако радости не продлился долго. Сын Олега Павловича расстроил актёра, сказав, что настоящая звезда — это Андрей Миронов. Этим высказыванием очень задело артиста. Прирождённый победитель впервые в жизни испытал столь сокрушительное поражение. Кроме того, до ушей обоих артистов доносились слухи о том, что якобы сказал оппонент. Правда ли это или кто-то пытался столкнуть их лбами — неизвестно.

Андрей Миронов в кинокартине «Бриллиантовая рука».

Чёрствые пирожные и голодное детство

В том году между двумя артистами, любимыми народом, началась незаявленная война. Табакова возмущало, что поклонники Миронова его просто обожают, для них счастье — коснуться его рукава. Ему казалось, что тому всё даётся легко. Никто не мог предположить, как скоро всем откроется печальная истина.

Жизнь Андрея Александровича Миронова была настоящей драмой. Раскрывалась она на виду у всех, но при этом её никто не замечал. Поцелованный Богом, легендарный артист, работая, производил впечатление полного равнодушия.

Андрей вырос в семье актёров и с детства мечтал о театре, где наблюдал за отцом. С самого начала он знал, кем хочет быть. Мальчик устраивал домашние концерты, на которых зрителями были такие легенды, как Владимир Утёсов, Любовь Орлова. Родиться в звёздной семье — это одновременно благословение и проклятие. Для кого-то двери открыты, а для кого-то внушают, что талант тут ни при чём. Коллеги шутили, что самой большой трагедией в жизни Миронова было чёрствое пирожное.

Мальчик, родившийся в Саратове в семье фронтовых врачей, не знал пирожных. Голодное детство Олега Табакова потом он компенсировал во взрослой жизни страстной любовью к еде. У него не было ни загородного дома, ни знаменитых гостей. Зато никто не сомневался в его таланте, преподаватели сразу окрестили его самородком. Никто не заподозрил его в блате, когда он поступил с первого раза в театральный ВУЗ. В 21 год уже был принят в театр «Современник». Такой оглушительный успех сыну знаменитых родителей вряд ли бы простили.

Табакова любили женщины преклонного возраста, состоятельные. В Москве Саратовского мальчика оберегали и баловали. Жизнь стала похожа на сказку. Табаков понимал свою ценность и не смущался, когда ему дарили букеты от звёзд театра и кино того времени. Столицу он завоевал с легкостью, как будто играя.

У Андрея Миронова самооценка была нестабильной. Москвич, рождённый «с серебряной ложкой во рту», страдал от множества комплексов. Его подавляла мать. К тому же, когда Табаков уже блистал на сцене, Андрей только заканчивал Щукинское училище. После выпуска он мечтал играть драматические роли, но мама определила для него другую судьбу: путь к комику в Театр сатиры.

Мария Владимировна Миронова отличалась сильным характером как мать.

Анатолий Папанов и другие артисты с недоверием встретили юношу, которого мама привела в театр за ручку. Вскоре дуэт Папанова и Миронова завоевывает любовь всей страны. Андрею Александровичу пришлось долго и упорно убеждать всех в своём таланте тогда, когда Табаков уже был звездой. В кино Миронов попал по просьбе матери, ему дали небольшую роль. На съемочной площадке к «барчуку» отнеслись враждебно.

Эта парочка покорила миллионы сердец.

Кроме враждебной атмосферы, Андрею приходилось выносить адские физические муки. У него было заболевание, которое он тщательно скрывал от всех — тяжёлый фурункулёз. Во время съёмок тело кровоточило и болело, часто приходилось менять рубашки, так как пропитывались кровью. Преодолевая боль, актёр бросался в каждую сцену, как в атаку. Все злопыхатели были удивлены, когда после выхода картины интерес зрителей вызвал не главный герой, а игравший второстепенную роль Миронов. Все женщины Советского Союза сходили по нему с ума.

Предупреждение свыше

Табаков женился рано на актрисе Людмиле Крыловой из театра «Современник». Карьера многообещающей актрисы прервалась, чтобы супруг мог заниматься карьерой. Иногда он давал ей роли в фильмах, где сам играл, видимо, чтобы было кому о нём заботиться во время съемок. Жена решала бытовые вопросы, что позволило Табакову сосредоточиться на работе. Однако такой трудоголизм имел высокую цену — в 30 лет его сразил инфаркт прямо на сцене. Это заставило пересмотреть отношение к труду.

Екатерина Градова.

Олег Павлович получил предупреждение от судьбы о необходимости снизить темп работы, но Андрей Миронов такого предупреждения не услышал. Его работа была изматывающей, словно стремление доказать самому себе заслуживание любви зрителей. В отличие от Табакова у Миронова не было тихой семейной жизни. Актриса Екатерина Градова не желала оставаться в тени знаменитого мужа; она тоже стремилась блистать на сцене театра и в кино. Мать Андрея также подливала масла в огонь — её авторитарность и избыточные требования к жене сына имели значительное влияние на развал их брака.

Свадьба Андрея Миронова и Екатерины Градовой.

Война, в которой не было победителей

Неуверенность снова посещала Миронова. Табаков же мучился другими заботами: его неуемная любовь к еде привела к лишнему весу, а похудение представлялось ему сложным делом. Он завидовал не только успеху своего конкурента, но и его стройной фигуре, на которой великолепно сидели любые костюмы. Никто не знал, что полному с детства мальчику эта лёгкость и изящность даются весьма дорого. Миронов всегда придерживался строгой диеты, не мог позволить себе быть самим собой, как Олег Табаков. Ему всегда нужно было оставаться подтянутым и безупречным до кончиков пальцев.

Андрей Миронов и Лариса Голубкина.

Негласный поединок продолжался. Третий раунд состоялся во время съёмок фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Миронов лично просматривал актрис, отобранных режиссёром Аллой Суриковой. Мнения обоих сошлись на кандидатуре Александры Яковлевой. Её взгляд поражал всех мужчин.

Александра Яковлева сражала наповал.

И Табаков был поражён, но Александр интересовался только одним человеком на площадке — Миронова. Между ними действительно была искра, это заметили все. Олег Павлович очень завидовал, и Миронов мог чувствовать себя победителем. Жаль, что его время уже подходило к концу.

Миронов пользовался большим успехом, чем Табаков.

Андрей Миронов не узнал о своем оглушительном успехе. Его прямо со спектакля в Риге увезли в реанимацию. Через два дня, 16 августа 1987 года, он скончался, так и не придя в сознание. Его смерть погрузила в траур миллионы людей и стала концом великой эпохи в истории отечественного кинематографа. Это была тяжёлая потеря и для Олега Павловича. В тот август он наконец понял, почему его сын лил горькие слёзы по «Маркизу» в «Достоянии республики». С этой смертью невозможно было смириться ни тогда, ни сейчас. Она стала расплатой за борьбу.

Андрей Миронов достиг всего в жизни, преодолев множество препятствий: родительские комплексы, властную мать, болезнь и зависть окружающих.

Олег Табаков с семьёй.

Олег Павлович прожил еще тридцать лет после ухода Миронова. За это время ему удалось развестись и вновь жениться, родить детей и дождаться внуков, основать два театра. После его ухода сотни учеников остались без наставника. На его похоронах все благодарили мастера за то, что он успел для них сделать, а вот на похоронах Миронова все просили у артиста прощения за то, что не смогли уберечь.

В их дуэли Андрей Миронов победил на экране, а в жизни — Олег Табаков. Для зрителей оба — победители, которые навсегда останутся в сердцах, как непревзойдённые гении.