













В СССР собственной моды не было. Сначала культурные ресурсы государства направлялись на идеологию. Впоследствии мода исчезла: советские граждане, трудолюбивые рабочие, не должны были тратить время на внешний вид. Такой набор штампов ввел советскую моду и моду стран Содружества в паралич, из которого многие не могут выйти до сих пор.
Распад Союза привел к возрождению национального самосознания и культуры во многих странах бывшего советского блока. Мода оказалась в похожей ситуации: в постсоветских странах за последние годы модная индустрия развивается семимильными шагами, не имея ничего общего с Москвой. На Украине появилось множество молодых дизайнеров, взявших непростой опыт своих стран и забытую культурную идентичность, и преобразовавших их в мощный творческий импульс. В Грузии тоже произошли перемены: Демна Гвасалия, Рия Кебурия и Давид Ко пользуются огромным успехом за пределами постсоветского пространства. Индустрия также развивается в самой Грузии, где недавно прошла Tbilisi Fashion Week.

Почему размер не имеет значения
Главным местом для дефиле стал исторический музей Тбилиси, что расположился в центре старого города рядом с древней церковью и недалеко от места прохождения Великого шелкового пути. Но этим не ограничилось: грузинские дизайнеры переняли популярный прием западных коллег и устраивали презентации на самых неожиданных площадках. Ани Датукишвили, например, провела показ в местной школе № 26, посадив гостей за парты, как учеников. Лоша Джокадзе организовал шоу прямо на улице Агмашенебели, а лондонский бренд… ZDDZГость Tbilisi Fashion Week представил новую коллекцию в офисеErnst & Young.
Тбилисская неделя моды отличается от масштабных и торжественных модных показов — например, столичной — атмосферой уюта и правдивости, свойственной грузинскому гостеприимству.
Тбилисская Неделя Моды проходит лишь в десятый раз, но ежегодно собирает всё больше внимания. Такая компактность вместе с повышенным интересом со стороны СМИ и покупателей – хорошая основа для сравнительно новых марок… Lara QuintКоллекции этого бренда совершенно особенные и не похожи на творения Демны Гвасалии.

Поддержка молодых дизайнеров
Государство оказывает значительную поддержку индустрии моды в Тбилиси, предоставляя площадку для самовыражения молодым дизайнерам, таким как Elenny, Laboratory и Mia. Например, Майа Пайлодзе в текущем сезоне представила свою дебютную, но уже зрелую коллекцию, в которой прослеживаются отсылки к скандинавскому дизайну и природной теме, близкой грузинам. По ее словам, после учебы в Италии она вернулась домой, так как именно здесь проще запускать бренд и производить коллекции — государство активно работает над строительством фабрик и производств.
Подобная схема ранее помогла фавориту Tbilisi Fashion Week Марьям Гвасалии. После пяти сезонов в Грузии одежда и обувь… Mariam Gvasalia Распространилась по концептуальным магазинам Венеции, Риги и Москвы.
Дизайнер утверждает, что у грузинских дизайнеров есть прекрасный стиль и множество идей, но возможности для производства ограничены из-за молодости индустрии моды в стране. Сейчас, как и во многих других местах, не самое благоприятное время для больших инвестиций в этот сектор из-за различных проблем. Однако, если ситуация изменится в ближайшие годы, грузинская мода сможет быстро развиваться.

Переработка советского прошлого
В этом сезоне на Tbilisi Fashion Week выступили иностранные марки из бывшего СССР, включая молодую армянскую торговую марку. SONČESS Соны Хакобян и украинская SAYAA Любы Макаренко, коллекции которой уже давно продаются в тбилисских концеп-сторах. Люба говорит, что на Tbilisi Fashion Week ее привлекает возможность близкого общения с гостями и то, что за несколько дней все становятся одной большой семьей.
Атмосфера послужила причиной выбора Тбилиси брендом уличной одежды ZDDZ с русскими корнями в этом сезоне. Показ коллекции CORP состоялся в офисе консалтингового агентства Ernst & Young, а модели вели себя как сотрудники данной организации. Дизайнер Даша Сельянова в своей новой коллекции отразила рефлексию над корпоративной культурой, которая ограничивает молодых людей рамками и оказывает давление на их психическое состояние: для самореализации в XXI веке необходимо работать на корпорацию.
Нестандартный формат презентаций прочно вошел в практику крупных недель моды и набирает популярность в Тбилиси. LTFR Шоу «Let The Funk Ride» прошло в лофте Тбилиси, который также служит штаб-квартирой бренда. Дизайнер говорит, что его вдохновляет уличная эстетика и новый Тбилиси, появившийся на месте бывшего Советского Союза. Отсюда использование переработки старой одежды в современное. Блогер и один из организаторов Tbilisi Fashion Week Анано Долаберидзе считает, что влияние советского опыта заметно в творчестве многих грузинских дизайнеров, но при этом сохраняется сильная индивидуальность.

Причем здесь Демна Гвасалия
Братья Гвасалия происходят из Сухума, который на тот момент был частью Грузии, и сегодня считаются самыми влиятельными фигурами в индустрии моды. В связи с этим интерес к Грузии как к новой родине дизайнерских талантов усилился. Демна Гвасалия получил образование в Анверпене и сейчас в рамках Vetements и Balenciaga перерабатывает пережитое советское прошлое, смешивая его с поп-культурой для западных покупателей.
Несмотря на наличие «демна-фактора» в отдельных коллекциях (а где его нет?), молодые дизайнеры из Тбилиси глубоко оригинальны и самобытны. Отсюда и поток иностранных медиа, байеров и блогеров, которые отправляются в Грузию познакомиться не только с аутентичной модой, но и с культурой и красотой Казбегов.
Показательно в этом смысле и то, что открытие Tbilisi Fashion Week стало посвящением актрисе Софико Чиуарели, сыгравшей в лучших фильмах Сергея Параджанова — режиссера, который не давал людям забыть свои корни: армянские, грузинские, украинские. Так и молодые дизайнеры из Грузии помнят о своих предках, и это не имеет ничего общего со стагнирующей ностальгией — в своем творчестве грузины перерабатывают прошлое и одновременно обращаются к современности. Через пару лет Тбилиси действительно станет полноправной модной столицей. Демна Гвасалия здесь ни при чем.