«По мнению признанного эксперта в области моды Анджело Флаккавенто, знакомство с Issey Miyake станет поворотным моментом, после которого трудно будет отдать предпочтение другим брендам. Речь идет о вещах из коллекции Pleats, Please Иссея Мияке. Мы расскажем, как японскому дизайнеру удалось превратить плиссировку в эталон стиля.
Имя Иссея Мияке нередко упоминают вместе с другими японскими дизайнерами, работающими в концептуальной сфере — Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо. Однако, его одежду сложно спутать с коллекциями Yohji Yamamoto или Comme des Garçons. Это связано не только с тем, что Мияке не склонен был обращаться к мрачным мотивам деконструктивизма, предпочитая яркую цветовую палитру и более узнаваемые формы. Прежде всего, он был одаренным технологом и с присущей японской изящностью находил баланс между авангардным стилем и новейшими технологиями.
В то время как Мияке жил в Нью-Йорке и работал помощником дизайнера Джеффри Бина, он был очарован американской одержимостью молодостью и практичным подходом. 70-е годы диктовали моду на синие джинсы и белые футболки, которые Мияке воспринял как символ всеобщести и освобождения от стереотипов, связанных с полом, расой и положением в обществе.
Прошло более десяти лет, и дизайнер вновь обратился к идее создания идеальной униформы. Мияке интересовалась технологическими аспектами дизайна и стремился к поиску инновационных решений в сфере текстиля. В конце 80-х годов ему удалось получить совершенно новый материал — высококачественный полиэстер, который, подвергаясь специальной тепловой обработке, создавал плотную, мелкую плиссировку. Эта ткань сохраняла форму даже после стирки и длительного хранения в чемодане. Первоначально дизайнер предложил костюмы из этого материала танцорам франкфуртского балета Уильяма Форсайта. Он выяснил, что благодаря стабильной форме и легкости ткани, одежда становится, образно говоря, второй кожей и демонстрирует уникальные качества в движении. Это произошло в 1990 году, а в 1993-м Мияке представил первую коллекцию своей самостоятельной линии, названную Pleats, Please.
Изначально каждый экспонат из коллекции начинался с куска ткани, размеры которого были в два-три раза больше, чем у готового изделия. Ткань укладывалась между тонкими листами бумаги, напоминая сэндвич, после чего отправлялась под специальный горячий пресс. Весь цикл выполнялся вручную, поскольку Мияке, как он сам отмечал, всегда предпочитал человека, а не компьютер. В результате обработки ткань сохраняла как текстуру, так и заданную форму – будь то горизонтальная, вертикальная или зигзагообразная плиссировка, очертания колонны, колокола или шахматной фигуры.
Изобретение Мияке оказало значительное влияние на развитие моды, как с точки зрения ее внешнего вида, так и в промышленном отношении. Сюзи Менкес отметила, что «японцы полюбили полиэстер, в то время как французы все еще создавали одежду из шелка». Одежда из коллекции Pleats, Please сохраняла свою форму, не ограничивала свободу движений и не делала акцент на гендере, расе или социальном статусе. Хотя Мияке и не был первым, кто сделал плиссировку популярной (Мариано Фортуни еще в 1920-х годах представил вещи из ткани плиссе, которые завоевали широкое признание), именно он довел ее до совершенства. По этой причине дизайнер был включен в состав знаковой выставки афинского музея Бенаки « Птикосеис = вышел в 2004 году, и ему удалось привлечь к сотрудничеству в рамках Pleats, Please художников, среди которых был Ясума Моримура и Тим Хоукинсон, и фотографа Нобуеши Араки.
Впервые данный материал появился на BURO 27 июля 2017 года.