В моде сегодня всё самое увлекательное связано с историями, основанные на местной культуре. Современные бренды охотно используют национальные вышивки, плетения, старинные способы окрашивания и реставрации — именно об этих удивительных локальных техниках мы рассказываем.

Техники боро и сашико

Слово «боро» в переводе с японского означает «рваный», «потрепанный». Такие вещи, сотканные из обрезков старых тканей, появились в Японии не как эстетическая тенденция, а как необходимость у тех, кто не мог себе позволить новую или более теплую одежду. Хлопок и другие дорогие ткани были недоступны, зато конопляной хватало с лихвой. Женщины крестьян использовали её вместе с остатками различных тканей, чтобы залатать и утеплить рабочие рубашки мужей. Заплатки всегда пришивались по мере необходимости и в случайном порядке. Неудивительно, что одежда, передаваясь из поколения в поколение и обрастая всё новыми «пятнами» ткани, теряла свой первоначальный вид, и уже было сложно понять, как выглядела оригинальная вещь. Саму же технику выполнения стежков называют сашико, что с японского переводится как «маленький прокол». Маленькие стяжки белой хлопковой нитью наносились предпочтительно на ткань темно-синего цвета — краситель индиго тогда был самым доступным способом покрасить вещи. Со временем сашико превратилось в отдельный вид прикладного искусства, а узоры на тканях становились изощреннее и обретали свои смыслы. Сегодня с сашико и боро работают многие бренды, но самые удивительные и аутентичные экземпляры можно найти у японских марок. Наиболее заметные в этом деле — семейный бренд Kapital. Из других любопытных марок, постоянно работающих с сашико и боро, хочется отметить FDMTL, Blue Blue Japan, Sasquatchfabrix, KUON И Кодзабуро, завоевавшие специальный приз конкурса молодых дизайнеров LVMH Prize в 2017 году.

Окрашивание катадзомэ

Способ окрашивания ткани рисовой пастой, наносимой через трафарет из прочной японской бумаги васи, достиг уровня уважаемого искусства. Для изготовления самого трафарета требуется не менее полугода. После этого два-три слоя бумаги скрепляются забродившим соком хурмы, который настаивается в течение нескольких лет в бочках. Затем бумага сушится на солнце и неделю находится в специальной коптильне. Такой процесс повторяется на протяжении шести месяцев, после чего танин хурмы приобретает темно-коричневый цвет, и трафарет становится водонепроницаемым и чрезвычайно долговечным.

Рубашка Visvim

Вложите в это время и мастерство, необходимые для вырезания узора специальным резцом, — процесс выходит более чем трудоемким. Затем через трафарет на ткань — традиционно японский шелк чёримен — наносится рисовая паста — она не даёт наносимому позже пигменту окрасить ткань. Издавна таким способом окрашивали кимоно, но сегодня такая техника практически не используется в массовом производстве одежды. Однако в этом году главные фанаты японских артизанальных техник Visvim сшили рубашку из того же шелка, нанеся принты с помощью катадзомэ. 11 трафаретов пришлось сделать, чтобы нанести 11 разных цветов. Результатом стала рубашка ценой в 1 миллион рублей.

Техника обработки льна beetling

В 1725 году Гамильтон Максвеллом в Кукстауне был придуман процесс обработки льняной ткани до гладкой блестящей поверхности, похожей на кожу. Для достижения эффекта ткань покрывают картофельным крахмалом, наматывают на железную балку и многократно отбивают деревянными молотами. Работающая частично за счет речки старинная фабрика открыта для посещения и порой производит ткани для брендов. Например, Сара Бертон, креативный директор Alexander McQueen, с командой дизайнеров побывала в Ирландии, чтобы увидеть работу 150-летних деревянных станков и заказать ткань для последней коллекции, представленной в сентябре этого года.

Пиджак из льняного волокна из коллекции Александра МакКуина. коллекция весна-лето 2020

Вышивка кантха

В Индии, регионе с богатой культурой ткачества и вышивки, зародились множество национальных техник вышивания. Одна из них — кантха — возникла из практических целей. Индийские женщины соединяли старые платья сари старыми нитками, создавая разнообразные узоры, чаще всего с растительной тематикой. Помимо кантхи существуют и другие индийские техники вышивания: шиша — со вшиванием маленьких декоративных зеркал, роскошная и трудоемкая зардози — с использованием золотых и серебряных нитей, изящная и лаконичная чиканкари белыми нитками на белой ткани. Чаще всего эти способы применяют к традиционным накидкам и домашнему текстилю: одеялам, подушкам, покрывалам.

Окрашивание adire

Еще один традиционный процесс окрашивания ткани — из Африки. Его придумали йоруба — народ, проживающий на юго-западе Нигерии. При одной из вариаций этой техники, называемой онико, в складки ткани помещают семена хлопка или кукурузы, затем ткань перевязывают в этих местах и опускают в емкость с красителем. В конечном результате на местах семян остаются непрокрашенные маленькие круги — в накидках с таким принтом часто можно встретить женщин Нигерии. Другой вариант — elecko — похож на японский катадзомэ, но не такой утонченный. Здесь ограничителем краски выступает паста из растения маниоки, а наносят ее вручную с помощью перьев или пальмовых ветвей. Сейчас чаще используют воск и металлические трафареты, сделанные исключительно мужчинами. Нигерийские дизайнеры часто используют adire в своих коллекциях — как уверяют сами мастера, для них это само собой разумеющийся шаг. Так, бренд женской одежды… Maki Oh Бренд удачно соединяет традиционные африканские техники, в том числе adire, с современным дизайном. Дизайнер бренда Анука Аа демонстрирует свои коллекции на Нью-Йоркской неделе моды, а ее вещи носят Мишель Обама и Азалия Бэнкс. Из менее популярных, но не менее достойных брендов, которые работают с adire, — мужская марка. Post Imperial — настоящий образец медленной моды. Замечательны расписные свободные рубашки и галстуки с нагрудными платками.

Коллекция Post-Imperial x Engineered Garments

Ткань akwete

В Нигерии возникло много традиционных ремесел, связанных с ткачеством. Одно из них – аквэте – ткань особой выделки, которую вручную ткут на широких станках, затрачивая на это не меньше недели. Первоначально ткань шили из одного хлопка, но позже, с развитием торговли, стали добавлять и другие материалы для разных целей. Для торжественных событий, таких как свадьба – одежду с шелком, для сумок и полотенец – с материалом из конопли, для народных праздников – с рафией. Существует множество уникальных узоров: некоторые доступны лишь королевским семьям, другие предназначены для защиты воинов, отправляющихся в битву, или для женщин во время беременности. Один из нигерийских дизайнеров, успешно включающий такую ткань в свои коллекции – Эммануэль Окоро со своим брендом. Emmy KasbitНапишите, какую марку пиджака видели на Терезе Мэй во время ее визита в Нигерию.

Emmy Kasbit

Использование натуральных красителей

Синтетические красители почти полностью заменили натуральные, но энтузиасты всё ещё красят ткани традиционными методами. Процесс медленный, трудоёмкий и не всегда экологичен, зато разнообразие красителей поражает. Для красного оттенка используют мелких жуков кошениль из Южной Америки: их вручную счищают металлической щеткой с кактуса, высушивают и перетирают в порошок для получения пищевого красителя кармин, применяемого в пищевой, косметической и других отраслях. Бренд Visvim иногда окрашивает свои вещи этим красителем – от обуви до рубашек. Для коричневых оттенков используют старинную японскую технологию dorozome, появившуюся на острове Амами Осима в 17 веке: одежду красят грязью со дна реки, цвет постепенно вымывается, как у денима. Beaugan, марка Studio D’artisan И даже Иссей Мияке. Некоторым маркам свойственно использовать исключительно натуральные красители. Story Mfg Украшает свои исключительные и вечные изделия старинными формами, применяя кору деревьев, плоды хлебного дерева и листья растений.

Story Mfg

Story Mfg

Beaugan