Даже если пропускает уроки, игнорирует домашнее задание, прячется в комнате и отталкивает всех, мама знает его на самом деле: самым заботливым, самым сильным, а ещё очень ранимым. Как помочь сыну преодолеть трудности становления? Как не помешать стать самим собой? Мы попросили психологов ответить на самые частые вопросы мам, воспитывающих сыновей.

На вопросы мам отвечали:

Мария Завалишина — подростокский психолог и психотерапевт. Работает с подростками с 13 лет. Проводит групповые занятия и индивидуальные приемы. Стаж работы превышает 15 лет. Является постоянным психологом психологического центра поддержки детей и их родителей «Точка».

Иван Лебедев – специалист по детской психологии. Помогает подросткам с 10 лет, применяя методы психотерапии. Работает как в индивидуальном формате, так и в группах, проводит тренинги. Также консультирует в психологической службе ИОН РАНХиГС и психологическом центре «Точка».

Сын попал в дурную компанию. Как мне поступить?

Виктории 40 лет. Её сын 15 лет стал проводить больше времени вне дома, чем внутри. С друзьями он часто гуляет по городу, учится плохо, а в школе получает двойки. Что делать и как с ним разговаривать, чтобы ему помочь?

Иван Лебедев:

Если ребёнок оказывается в неблагоприятной компании, это обычно следствие негативных жизненных обстоятельств. Нужно разобраться, почему ему там комфортно, где его принимают и признают, а также почему именно эта компания удовлетворяет его потребности этого возраста. Нельзя запретить общение, но можно предложить альтернативу: другую среду общения, где его примут и поймут, где удовлетворят его потребности в признании, одобрении и возможности проводить время по-своему.

Такие вещи, как запреты, скандалы и прочие неприятности лишь отдаливают подростка и повышают шансы на выполнение желаемого им действия, о котором вы узнаете только спустя годы.

Мария Завалишина:

Ответить на него сложно без деталей конкретного случая. Впрочем, мне кажется, что это лишь малая часть проблемы – наверняка есть скрытые причины, которые привели к таким обстоятельствам для ребенка. Как правило, подобное не происходит мгновенно: одно дело, как будто всё хорошо, а другое — вдруг ребенок оказывается в компании сомнительных людей.

Как поступить, если ребенок постоянно проводит время у компьютера?

Анна, 43 года: Сын (16 лет) не желает учиться, начиная с пятого класса постоянно заявляет, что в школе делать нечего и все вокруг «дебилы». Постоянно сидит у компьютера, путая день с ночью. Все предложения о кружках, курсах, группах и других занятиях отвергает. При попытках ограничить компьютер, включает планшет или телефон. Если родители пытаются поставить какие-либо условия, что уберут все гаджеты, угрожает уйти из дома.

Иван Лебедев:

В подобных ситуациях нет универсального решения, требуется глубокое изучение обстоятельств. В учебном заведении не вызывает интереса — а где же это возможно? Все некомпетентны — как это проявляется? Что привлекает в компьютере больше, чем кружки? Необходимо выявлять причину игнорирования школы и, на основе этого, создавать условия для общения с ровесниками. Проводить терапию, которая поможет справляться с перфекционизмом, поскольку он может быть одной из главных проблем, когда родители, окружение или общество предъявляют к ребенку высокие требования, у него формируется высокий уровень притязаний и ожиданий.

Ребенок порой бездумно решает: лучше совсем ничего не делать, чем делать с недостатками.

Вероятно, активизировался механизм тревоги, который постепенно рос, подобно многолетнему снежному комку. В этом случае необходима терапия и работа с психологом.

Как приучить сына посещать занятия вовремя?

Алле, возрастом 46 лет, сложно заставить сына вставать по утрам. Часто ему удаётся пропустить первый урок, после чего школа сообщает об этом родителям. Ни просьбы, ни ссоры не дают результата.

Иван Лебедев:

Недостаток информации о возрасте ребенка затрудняет выводы. В 12 лет причинами такого состояния могут быть совершенно другие факторы, чем в 17 лет. Возможно, это результат неправильной организации дня: ребенок до трех часов утра проводит время в телефоне и не может проснуться по утрам. Также возможны вегетативные реакции, которые могут быть следствием депрессии.

В период раннего подросткового возраста, характеризующийся недостаточной развитой способностью к самоконтролю, родителям целесообразно применять более строгий подход в воспитании.

Чтобы всё прошло гладко, стоит заранее обсудить вопрос: «Так как ты не просыпаешься самостоятельно, я не могу тебя будить, поэтому в 23 часа ты либо сам выключаешь телефон, либо отдаёшь его мне и получаешь утром, перед школой». В этом нет никакой кара, но важно понимать, что человек не научится саморегулированию, если помощь в этом не окажется. Конечно, в семнадцать лет такой метод уже не подходит.

Родители часто переживают из-за звонков из школы: волнуются, стесняются учителей, раздражаются необходимостью контакта с учебным заведением. В итоге важна ли связь с ребенком может уступать места одобрению педагогов и хорошим оценкам. Необходимо следить, чтобы приоритетом оставались теплые отношения с чадом, а не стремление к расположению учителей и успеваемости.

Сын врет по любому поводу. Что делать?

Елена, 41 год: Сын (14 лет): Как отучить мальчика автоматически лгать по любому поводу? «Ты это разлил?» — отвечает «нет», хотя кроме него никого в комнате не было. За это никогда не наказывали, но почему-то ему проще солгать.

Мария Завалишина:

Ложь – это сложная ситуация. Часто это результат множества факторов. Например, подростки могут лгать, чтобы избежать дискомфорта, так как ориентированы на получение удовольствия. Им проще позже извиниться и попытаться исправить ситуацию, чем отказаться от радости в данный момент. В ситуации лжи подросток избегает напряжения, которое может возникнуть, например, при ответе на вопрос: «Ты сделал уроки?» — «Сделал!» И все. В этот момент давление с него снимается, и не начинаются допросы.

Неуверенность и дискомфорт могут подталкивать подростков к лжи, чтобы избежать разочарования.

Чтобы изменить реакцию на поступки ребенка, нужно стараться отвечать спокойнее и без ярких эмоций.
Например, неправильная парковка влечет за собой оплату штрафа. Родители должны постараться создать атмосферу доверия, чтобы ребенок не боялся неожиданных последствий: упреков, лекций, лишений или объяснений.
Ребенку важно понимать связь между поступками и их результатами. Тогда ему станет не страшным ничего нового. Поощряйте честность и открытость, увеличение последствий за сокрытие фактов и уменьшение — за правду и открытость.

Мой сын слишком правильный. Это нормально?

Лариса, 48 лет: Сын (14 лет) слишком правильный. Родился озорником, только успевали ловить его с лестниц и оттаскивать от луж. Слово «нельзя» никогда не использовалось. Затем появились проблемы со здоровьем, из-за травмы он провел несколько лет в лангете, пришлось укрощать темперамент. Когда все закончилось, и мальчик пошел своими ногами, исчезла инициатива, желание пошалить, что-то исследовать. Сейчас он везде выключает свет, не опаздывает, делает только то, что можно, и укоряет тех, кто живет не по правилам. Пытаемся объяснить про поведение сверстников, но в ответ получаем: «Мне это не нужно и противно». Что делать, если ребенок слишком зациклен на правилах?

Иван Лебедев:

Ребенку может помочь групповая терапия с другими детьми, когда мама отсутствует. Предполагаю, что мама уделяет сыну много внимания, но в ее присутствии он не захочет вести себя иначе. Как только ребенок окажется среди сверстников без контроля матери, его можно будет побудить к взаимодействию. Пока же он проводит время с мамой, ситуация останется без изменений. Необходимо избегать объяснений о поведении других мальчиков – лучше просто организовать их общение.

Он не хочет работать. Что делать?

Татьяна, 46 лет: Сыну 21 год, но он все еще зависит от материальной помощи. Самостоятельно выбрал будущую профессию, занимался с репетиторами, поступил в престижный институт, но после третьего курса бросил обучение, объяснив это тем, что «это не то, что бы хотел делать». С тех пор уже год не работает, мечтает создать музыкальную группу, а если не получится, то «будет думать дальше». Как мне поступить, чтобы он начал действовать? Не хочется испортить отношения с сыном.

Мария Завалишина:

Пока родители полностью берут на себя заботу о сыне — обеспечивают его едой, жильем, доступом к интернету — вероятность того, что он сам прекратит эту зависимость, мала. Без диалога с родителями у него нет повода меняться: зачем искать работу, вставать по утрам и прилагать усилия, если можно заниматься музыкой?

Пубертатный период считаю́тся официально оконченным в тот момент, когда человек может поддерживать себя финансово и жить независимо от родителей. Если родители желают завершения этого периода, то для начала им следует обсудить это.

Согласиться на условия возможно, например, о определенном временном периоде — три месяца достаточно для поиска работы и получения дохода. Если этот срок истечет, а сын так и не устроится, родителям следует быть готовыми постепенно сокращать финансовую поддержку. Важно помнить о ситуациях, когда взрослые сыновья всю жизнь живут за счет пенсии матери.