В этом году для родителей детей, которые пойдут в первый класс, прошел ряд психологических лекций. Победителем конкурса «Педагог-психолог Москвы — 2025» стал педагог-психолог Денис Громогласов. .

Важна поддерживающая атмосфера

Как родители могут помочь ребёнку подготовиться к школе?

Родитель остаётся примером и наставником для ребёнка, его значение велико. В такой ситуации речь идёт о формировании благоприятной домашней обстановки.

Поддержка и помощь в преодолении затруднений, общие семейные обычаи. Даже кажущиеся простыми вопросами «Как у тебя дела?» или «Что сегодня интересного было в школе?» позволят малышу ощутить себя не одиноким.

Важную роль играют поддержка и помощь родителя в создании распорядка дня и соблюдении его, а также в организации учебного места для выполнения домашних заданий.

Настраиваемся на школу

Как родителям помочь ребёнку создать положительное отношение к школе?

Летом, перед началом учёбы, родители могут поговорить с ребёнком о предстоящих изменениях и обсудить его возможные волнения.

В такой ситуации родителям важно демонстрировать спокойствие, даже если немного беспокоятся за ребёнка. Нужно показать ему, что новый статус – это не тяжелая обязанность, а открытие новых возможностей.

Ищем три цвета

Как успокоить ребенка, который волнуется и боится не справиться с учёбой в первый день?

В период адаптации тревожность — обычное явление, организмов реагируют таким образом на новое и незнакомое.

Дыхательные техники и переключение внимания эффективны при работе с тревогой в краткосрочной перспективе. В нашем лектории разбирали технику «Светофор»: в момент напряжения ребенок находит три красных предмета, затем три желтых, и далее — три зеленых в поле видимости.

Степень общительности — вещь индивидуальная

Как помочь ребенку, если он замкнутый, и я переживаю, что у него не получится завести друзей в школе?

Различай страхи и тревоги родителя с переживаниями ребенка. Это два разных человека. Узнай у самого ребенка, как ему себя чувствует или что он думает по этому поводу. Если ему хорошо, когда он занят своим делом, это значит, что ребенок может сам себя занять.

При обсуждении тревоги родителей становится ясно: самый трудный путь — бездействия. В такой ситуации важно принимать меры, но главная задача – оказание реальной помощи ребенку.

Поделитесь своим положительным опытом дружбы, возможно, из школы. Если такового нет, попросите рассказать о нем родственников или друзей семьи. Важно уже сейчас давать ребёнку возможность проявлять самостоятельность, чтобы понимать, что нравится в общении, а что — нет.

Составляем план

Как воспитать в ребенке самостоятельность?

Начинайте поручать ребенку выполнение посильных заданий по дому. Поощряйте его за старания, даже если результаты не всегда идеальны. Развитие навыков планирования также способствует самостоятельности.

В начале важно родительская помощь. Можно вместе составлять список дел на день. Не стоит делать всё за ребёнка, что он может сделать сам. Например, следить за вещами, чтобы они были опрятные, а одежда и обувь хранились в назначенном месте.

Сначала убираем свой телефон

Как заинтересовать ребёнка обучением в школе, если ему хочется играть в телефон?

Поскольку ребенок сфокусирован на родителях, очень важно подавать пример. Если малыш наблюдает, что взрослый тратит много времени на телефон, или неэффективно использует свободное время, ему может показаться, что это приемлемо.

Учитывать необходимо среду общения ребенка, степень погруженности друзей в развлекательные ролики или сетевые игры. Формирование культуры использования интернета важно еще на начальном этапе виртуального взаимодействия. Полезной альтернативой могут стать спорт, прогулки с родителями и общение со значимыми людьми.

Находим баланс

Как лучше первокласснику восстанавливать силы?

Ребенку от шести до восьми лет нужно сохранять равновесие между школьными занятиями и внеклассной деятельностью. Для восстановления работоспособности во время выполнения домашнего задания рекомендуется делать перерывы между уроками.

Перерывы могут иметь различный характер: зарядка для глаз, краткая физическая активность, перекусы, общение с родными. Важным для восстановления энергии также считается установленный режим дня, баланс отдыха и занятий, правильное питание и достаточный сон.

Не конфликтуем за ребенка

Как обучить ребенка разрешению конфликтов?

Иногда возникает желание защитить ребенка, даже если у него разгорелся конфликт с друзьями. Однако, такой поступок может помешать ему в будущем самостоятельно отстаивать свои интересы и находить решения сложных ситуаций. Ребенок должен стараться разрешать конфликты сам, где это уместно. Родители могут помочь ему, рассказав о правилах такого разрешения.

Когда решать конфликт помогают слова, или когда уместно обратиться к классному руководителю за помощью, необходимо обсудить с ребенком. Важно вместе выработать активную и конструктивную позицию, а при успешном разрешении конфликта похвалить ребенка.

Идем к успеху

Куда обратиться за поддержкой, если ребёнок испытывает трудности в учёбе?

Многие родители задаются этим вопросом. Нужно вместе с учителем определить общие правила поведения и учебы, чтобы ребенок не испытывал путаницы между требованиями школы и дома.

В московской системе образования уделяют большое внимание развитию успеха и потенциала каждого ребенка, вне зависимости от возраста. В ситуации неуспеха союзником семьи в разрешении споров может быть не только классный руководитель, но и при необходимости педагогическая команда: психологи, логопеды, дефектологи.

Второй важный пункт — это помощь семьи ребенку в трудностях. Хорошо, когда первоклассник сам готовит уроки и собирает портфель, но не все дети справляются с этим самостоятельно. Можно вместе организовать рабочий стол, чтобы ничего не отвлекало ребенка, помочь составить расписание дел после школы. Важно задавать вопросы, на которые ребенок может ответить подробно и рассказать о своих переживаниях.