Путь к известности Юлии Рутберг, которой 8 июля исполняется 60 лет, оказался непростым, но благодаря настойчивости и силе характера ей удалось создать карьеру, заслуживающую признания. В театральный институт она поступила не сразу, однако затем стала одной из самых востребованных актрис своего поколения.

Описывая себя как женщину неброской внешности, она, тем не менее, обладает неповторимым шармом, который неизменно привлекал внимание мужчин. Но в личных отношениях она сталкивалась с разочарованиями.

Сказочное детство

Юлия Рутберг.

Детство наполняется волшебством, когда рядом с ребёнком оказываются не просто взрослые, а те, кто способен мечтать, играть и творить. Для Юлии Рутберг, родившейся 8 июля 1965 года, это ощущение стало частью жизни с самого детства. Её отец, Илья Рутберг, был одним из основателей отечественного театра пантомимы, а также обладал даром сочинять истории на ходу о луне, улитке или о карандаше с муравьём – именно такие, какие просила дочь. Мама, Ирина Суворова, знакомила её с другим видом волшебства – музыкальным, обучая игре на фортепиано.

Ей показывали музеи, приобщали к миру живописи, поощряли фантазии. Она до сих пор вспоминает своё детство как необыкновенно счастливое. Родители способствовали развитию её воображения, что, несомненно, повлияло на формирование её характера. Юлия росла в атмосфере, располагавшей к творчеству, поскольку в их доме гостили люди, чьи имена впоследствии стали известны в отечественном театре и кино. Александр Филиппенко внимательно заботился о девочке, леча её от ангины, Семён Фарада подарил ночник, чтобы избавить от страха темноты.

Несмотря на то, что такое окружение не обещало простого старта в профессии, оно создавало основу для внутренней свободы, которая была крайне важна для работы на сцене. Других вариантов карьеры, кроме театра и кино, она не рассматривала.

Путь в профессии

Юлия Рутберг.

Она стремилась к обучению в Щукинском училище, но сразу после окончания школы не прошла конкурсный отбор. Чтобы не упустить год, Юлия Рутберг поступила в ГИТИС, но не отказалась от своей мечты учиться в знаменитой «Щуке». После первого курса она вновь сдала экзамены, однако и на этот раз испытания оказались для нее не по силам. Только с третьей попытки ей удалось поступить в желаемое учебное заведение.

Ещё будучи студенткой, она приняла участие в съёмках фильма Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века». Её заметили сразу, хотя и не так, как ожидала сама Юлия: балетмейстеру показалось, что девушка не соблюдает ритм, из-за чего её исключили из массовки. Однако режиссёр увидела в этом нечто большее — мол, такой артистке нет места среди толпы, она создана для сольных партий.

Юлия реализовала свой потенциал, когда после окончания университета стала актрисой Театра имени Вахтангова. Театр стал для неё постоянным местом работы и основной профессиональной поддержкой. Зрители высоко оценили её игру в спектаклях, а критики отметили работы в постановках «Чайка» и «Хрустальная Турандот». Однако самой важной наградой для Юлии Рутберг стало одобрение Юрия Яковлева. После одного из первых выступлений он посетил её в гримёрке и, не произнеся ни слова, поцеловал ей руку.

Юлия Рутберг в фильме «Закат».

Начало карьеры Юлии Рутберг в кино было отмечено эпизодическими ролями, однако вскоре кинематограф стал важной частью её профессионального пути. В фильме Евгения Евтушенко «Похороны Сталина» произошёл неожиданный эпизод: режиссёр без предварительного уведомления решил изменить озвучку её героини, что вызвало у Юлии резкую реакцию. Тем не менее, именно такие ситуации помогали актрисе учиться защищать свои убеждения и выражать себя — как в прямом, так и в переносном смысле.

Для актрисы работа с Юрием Морозом оказалась очень важной – он стал для неё не только режиссёром, но и настоящим наставником. Он помог ей понять, как необходимо деликатно и незаметно работать перед камерой, научил привлекать внимание зрителя не внешней эмоциональностью, а взглядом, не жестами, а внутренней сосредоточенностью. Благодаря его руководству Рутберг начала по-новому воспринимать кино и гораздо точнее проявлять в нём свои актёрские способности.

Юлия Рутберг снялась в телесериале «Не родись красивой».

С течением времени поступало всё больше предложений о съёмках. Актриса участвовала в самых популярных проектах, каждый раз заставляя зрителей восхищаться своей игрой. Значительную известность ей принесла эксцентричная роль в сериале «Не родись красивой». Однако нельзя не упомянуть и талант Юлии Рутберг к воплощению выдающихся образов – Коко Шанель, Анны Ахматовой, Фаины Раневской. Ей подвластно было удивительным образом передавать характерные интонации, сокрытую силу и внутреннюю уязвимость своих персонажей.

Юлию помнят по авторским телепрограммам «Субботний вечер со звездой», где она знакомила зрителей с закулисной жизнью артистов. В последние годы Рутберг продолжает оставаться востребованной в новых проектах, включая участие в съемках фильмов «Идентификация» и «Доктор Краснове», продолжение которого в настоящее время находится в разработке.

Три развода

Юлия Рутберг и Александр Кузнецов.

Актриса всегда была самокритична и объективна, даже называла себя «женщиной с неброской внешностью», но ее природное обаяние и талант привлекали мужчин, словно магнит. Однако самой Юлии Рутберг нередко приходилось сталкиваться с разочарованиями в отношениях.

Первым супругом актрисы был её коллега Александр Кузнецов, с которым Юлия познакомилась в юности. К моменту их знакомства Александр уже имел опыт семейной жизни, однако это обстоятельство не имело значения для Юлии. Она была влюблена и любила его, а свадьба казалась вполне логичным продолжением её взаимных чувств. В семье всё складывалось прекрасно, родился сын Григорий, и в начале совместной жизни супругов было невозможно себе представить, что они когда-либо расстанутся.

В 1990-е Кузнецов принял решение эмигрировать, однако Юлия, посетив Америку, однозначно выразила неготовность покинуть свою страну и уйти из театра, где она ощущала себя на своём месте. Развод стал неизбежным, но при этом отношения не переросли в конфликт — актриса и её бывший супруг сохранили взаимное уважение, поскольку их всё ещё связывал общий сын.

Юлия Рутберг и Алексей Кортнев.

Через некоторое время на одном из актерских капустников Юлия познакомилась с Алексеем Кортневым. Его энергичность, нестандартное мышление и артистизм произвели на нее сильное впечатление. Взаимное влечение возникло незамедлительно и вскоре стало причиной разрыва Кортнева с его тогдашней женой Ириной Богушевской. Их отношения продолжались почти десять лет, однако до официальной регистрации брака дело не дошло. Не было ни свидетелей, ни планов на будущее, будто оба предчувствовали, что этот роман не будет бесконечным.

Певец, характеризуя их отношения, назвал их «незавершенными» – кратковременными, допускающими прекращение в любой момент. Он также заявлял, что никогда не проживал с актрисой, а был, так сказать, «гостем». Находясь в отношениях с Рутберг, он начал роман с другой женщиной. Его новая возлюбленная забеременела, однако он еще продолжительное время жил с Юлией. Со временем они оба осознали, что их отношения утратили основу в виде любви и искренней привязанности, и тогда решили разойтись. Позднее стало известно, что Кортнев до окончательного разрыва встретил Амину Зарипову, которая впоследствии стала его женой.

Юлия Рутберг и Анатолий Лобоцкий.

Появление Анатолия Лобоцкого рядом с актрисой вызвало облегчение у её окружения: казалось, ей удалось найти человека, готового поддерживать её как в хорошие, так и в трудные времена. Актёр, несмотря на бурный жизненный опыт, производил впечатление серьёзного и надёжного человека. Но и эти отношения в конечном итоге завершились. Юлия и без того часто отсутствовала на репетициях и гастролях, а когда у её отца обнаружили онкологическое заболевание, она все больше времени проводила рядом с ним.

Анатолию Лобоцкому это совершенно не импонировало, поскольку он перестал получать то внимание, которое раньше оказывала Юлия. Именно в этот период и возникло напряжение в их отношениях, что в конечном итоге привело к разводу. Также распространялись слухи о том, что незадолго до расставания с Юлией Анатолий Лобоцкий был неверным и сам признался в этом. Этот факт и стал решающим в их разрыве.

Самое важное в жизни

Юлия Рутберг с сыном.

Юлия Рутберг избегала поиска виновных и не прибегала к жалости, даже переживая сложные расставания. Для неё всегда было принципиально не утратить хорошее, что было в её жизни, и сохранить в памяти приятные воспоминания. Каждый уход мужчин, которые появлялись в её окружении, она воспринимала как неизбежную часть жизненного пути, понимая, что каждый из них сыграл значимую роль в её судьбе и был рядом тогда, когда её поддержка была необходима.

После разрыва с Анатолием Лобоцким актриса стала более сдержанной и не спешит рассказывать о своей личной жизни, предпочитая хранить некоторые вещи в тайне. С течением времени для неё всё более важными стали семья и душевное равновесие. В одном из интервью она призналась, что старается проводить все свободные минуты с сыном и внуками. Григорий, единственный наследник Юлии, в молодости пытался себя реализовать в актерской профессии: он поступил в театральное училище и даже снялся в нескольких фильмах, однако вскоре осознал, что сцена – это не его призвание.

Юлия Рутберг.

Он эмигрировал в США, где получил образование в области рекламы, создал семью, женился и стал отцом двоих детей. В настоящее время он проживает за границей, редко навещает мать, однако поддерживает с ней близкие отношения. А Рутберг с удовольствием рассказывает внукам сказки и знакомит их с русской культурой, оставаясь при этом не только любящей, но и строгой бабушкой, умеющей объединить заботу и твердость.

Юлия Рутберг с сыном и внуками.

Несмотря на то, что в последние годы Юлия реже появляется в кино, она продолжает активно работать в Театре имени Вахтангова – месте, которое стало для неё надёжной поддержкой и площадкой, позволяющей раскрыть свою личность. Отвечая на вопросы о личной жизни, актриса сообщила, что её сердце свободно, и она не спешит вновь окунуться в бурные отношения. Ей хорошо в таком умиротворении, где можно быть искренней, не искать обмана и не опасаться признаться себе в том, что самые сильные чувства остались в прошлом.