В настоящее время даже самые маленькие дети знакомы с понятием «смартфон». Учащиеся школьного возраста проводят значительное количество времени, взаимодействуя с экранами телефонов, планшетов, телевизоров и компьютеров. Многие родители опасаются, что это может привести к формированию у детей искаженного восприятия собственной внешности, столкновению с мошеннической рекламой или даже ухудшению зрения. Полностью отказаться от использования электронных устройств представляется нереальным решением, и необходим ли такой отказ? Обсудим этот вопрос с семейным терапевтом Еленой Шамовой.

ДО ДВУХ ЛЕТ

Познакомить ребенка с телефоном, телевизором или другим устройством можно, как с обычным предметом: продемонстрировать его внешний вид, текстуру, цвет, научить включать и выключать. В этот момент важно присутствовать рядом и объяснять все, что происходит. Не стоит оставлять малыша наедине с экраном, так как это может вызвать чрезмерное возбуждение, и ребенок будет плохо засыпать ночью.

В этом возрасте важно много играть с малышом. Просмотр мультфильмов не может заменить физическую активность. Если ребенок посмотрел, например, серию «Морковка» (мультсериал «Малышарики»), то следует продемонстрировать ему соответствующий предмет, чтобы он мог его потрогать и понять, как он выглядит в действительности. Можно даже придумать игру, основанную на этой серии: аккуратно заберите у малыша устройство, на котором идет мультфильм, возьмите несколько игрушек и морковку. Разложите их перед ребенком. Затем покажите на овощ и назовите его. Предложите малышу найти морковку и показать на нее.

ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

В данный период времени я советую разрешить ребенку проводить перед экраном 30-40 минут. Это время можно разделить на несколько коротких отрезков, например, по 15 или 10 минут. В течение этого времени дети могут играть в мобильные игры или смотреть мультсериалы, некоторые из которых, например, «Тима и Тома» или «Смешарики», длятся не более 10 минут»).

Совместный просмотр обязателен? Не обязательно превращать каждую серию в совместное времяпрепровождение. Вы можете ограничиться простыми вопросами ребенку о сюжете, о приключениях, которые пережили его любимые герои. Таким образом, вы сможете сблизиться, лучше понять его внутренний мир и заслужить его доверие.

ОТ ШЕСТИ ЛЕТ И СТАРШЕ

В этом возрасте допустимо разрешать использование гаджетов не более одного часа в день для младших школьников и до двух часов для старшеклассников. Как и прежде, это время можно разделить на несколько коротких отрезков. Короткая продолжительность мультфильмов может оказаться полезной, ведь они часто привлекают внимание детей. В настоящее время доступно множество мультсериалов, сочетающих развлечение и обучение).

В сюжет этих мультфильмов включены познавательные элементы. К примеру, в мультсериале «Фиксики» за шесть минут удается рассказать о строении Солнечной системы, принципе работы электрического чайника и о том, как функционирует сенсорный экран. Информация подается доступным языком, что позволяет удерживать внимание ребенка и не допускать перерывов в просмотре. Подобный мультфильм способен заинтересовать не только юного зрителя, но и взрослого.

Как поступить, если ранее не устанавливались какие-либо ограничения на время просмотра?

Безусловно, в данной ситуации может возникнуть некоторая сложность с установлением ограничений, однако не стоит переживать. Объясните ребенку причины, по которым вы это делаете, не прибегайте к действиям без объяснений. Ниже представлены примеры методик, которые помогут сформировать здоровое отношение к использованию экрана.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Совет №1: начинаем с себя

Поведение родителей служит образцом для детей. Если в семье не принято пользоваться телефоном или часто менять телеканалы во время ужина, то ребенок будет воспринимать это как норму.

Продемонстрируйте, что любая деятельность может быть увлекательной. Например, вы можете предложить поиграть в настольную игру или смастерить из пластилина фигурку животного.

Совет №2: не используйте гаджеты за 30-60 минут до сна

Это актуально не только для детей, но и для их родителей. Причина в том, что синий свет, излучаемый экранами, препятствует выработке мелатонина – гормона, регулирующего «биологические часы». За час до сна необходимо обеспечить отдых не только детской, но и взрослой нервной системы, чтобы избежать перевозбуждения и облегчить засыпание.

Совет №3: используйте «родительский контроль»

Данный совет будет полезен до тех пор, пока ребенок не достигнет подросткового возраста (примерно 13 лет). До этого возраста дети не всегда способны самостоятельно отличать добро от зла, и эти принципы формируются родителями. С помощью этих настроек можно предотвратить доступ детей к нежелательному контенту, установить ограничения по времени использования устройства и контролировать загружаемые приложения.

Совет №4: сохраняйте спокойствие, когда кто-то устраивает истерику

Иногда истерики используются как инструмент манипуляции с целью добиться желаемого. Если вы не можете удовлетворить потребность ребенка, необходимо объяснить причину отказа. При этом крайне важно сохранять спокойствие и не поддаваться раздражению.

Совет №5: вместо экрана – выполнение реальных дел

Экран представляет собой виртуальную замену реальному миру. Если ребенок достаточно взрослый, вы можете попросить его о помощи, то есть дать ему поручение. Можно даже предложить вознаграждение за помощь, но обычно, если ребенку интересно, он будет помогать и без дополнительной платы.

Совет №6: поощряйте хобби и увлечения

Проявляйте искренний интерес к увлечениям ребенка, поддерживайте его занятия и выражайте похвалу. Если ваш ребенок любит рисовать, обращайте внимание на отдельные элементы в его работах, говорите о том, что у него особенно хорошо получилось, но избегайте критики и сравнений с другими детьми.

Источник