Как перестать стремиться к тому, чтобы ребенок был послушным и безпроблемным?

Каждому родителю хочется, чтобы его чадо превратилось в образцового ребёнка: послушного и тихлого, подобного Каю из сказки «Снежная королева» или воспитаннику Мэри Поппинс. Такой ребёнок не будет бегать, ломать вещи и задавать вопросы, а всегда слушаться родителей.
В погоне за этим идеальным образом родители могут упустить из виду: стремление ребёнка познать мир и самого себя проявляется в его беспрерывных вопросах и непоседливости. Где заканчиваются детские капризы, а где начинается индивидуальность? Как этого понять?

В раннем детстве дети полны энергии и стремятся познать мир: всё хочется разглядеть, потрогать, разобрать, испытать. Такое поведение создает сложности родителям, которые иногда пытаются воспитать в ребёнке послушание, тишину и подчинение, то есть сделать его таким, каким общество требует.
Такой ребенок не проявляет возражений, не отказывается делиться игрушками, не бегает по лужам, оставляя пятна на одежде и так далее, не потому что не хочет, а потому что родители осуждают подобное поведение, хваля при этом то, что им кажется правильным.

Если ребенок привык получать одобрение от родителей, то вырастая, он может стать зависимым от него. Страх оказаться против них или услышать, что его меньше любят за поступки, лишит его возможности сформировать собственную точку зрения. Простой вопрос «Почему?» сможет поставить его в тупик. Такая модель поведения, когда ребенок все время старался быть «идеальным», может привести к проблемам во взрослой жизни: устоявшийся взгляд на мир разрушится, и человек почувствует себя потерянным в собственной жизни.

Ребята, чья натура не сдерживается запретами, совсем другие: их пугает не осуждение, а невозможность самоопределения. Всё их интересует: малыши задают много вопросов и пытаются действовать самостоятельно, хоть и иногда ломают вещи. Они не подчиняются ограничениям без объяснений причин, ведь стремятся к опыту, независимо от мнения других. В 3-4 года дети только начинают разбираться в себе, таким поведением они стараются понять свои увлечения, интересы и любимые занятия.

Детские вопросы и самостоятельность в решении задач важны для развития. Непослушание ребенка помогает ему подготовиться к взрослой жизни, где не ждут тех, кто не умеет искать информацию, защищать себя и доносить свою точку зрения.
Когда ребенок учится на собственных ошибках в безопасной среде, без постоянного вмешательства родителей, процесс отделения от семьи становится легче для всех.

Где проходит черта между самовыражением и непокорностью?

Выходя за рамки привычных представлений о детях, малыш, увлечённо познавая окружающую действительность, выстраивает основы своей яркой и самодостаточной личности. Но важно помнить: граница между поиском своего «Я» и разрушительной бунтом всё же существует.

  • Применение силы для разрешения споров с другими детьми.
  • Выражение неудовольствия или упрямства перед родителями с помощью криков и насилия по отношению к окружению (бросание предметов в людей).
  • Вместо того, чтобы последовать совету родителя, ребенок упорно выполняет то, чего ему объяснили не стоит делать.
  • Тихий протест ребенка — это когда он не пытается защищаться или оправдаться своим поведением. Вместо этого ребенок накапливает недовольство, которое может рано или поздно вырваться наружу более очевидным образом. Трудность заключается в том, что понять мотивы такого молчаливого поведения очень сложно.

Важно обсуждать любые проявления непослушания с родителями, ведь ребенок пока не умеет самостоятельно определять правильное и неправильное поведение в обществе. Для этого можно спросить его о его мнении по поводу ситуации. В качестве примера можно взять героев из любимого мультфильма или детей на площадке.

Наблюдая за поведением других, ребенок постепенно поймет, какие поступки вызывают дискомфорт окружающим. Чтобы научить его действовать позитивно, можно предложить ему разработать альтернативный сценарий развития ситуации с благоприятным исходом.
Важно задавать малышу вопросы о его чувствах и внимательно слушать ответы, чтобы выявить то, что провоцирует агрессию.
Диалог — более эффективный способ воспитать уважение к другим и корректировать поведение ребенка, чем наказания или давление со стороны взрослых.

Сохраняя детскую энергию и непоседливое стремление к новому, важно понимать, что любопытство и настойчивость юных исследователей могут привести к нежелательным последствиям. Родители должны твердо стоять на своем, категорически запрещая действия, нарушающие правила, угрожающие здоровью ребенка или безопасности окружающих.

Лайфхаки для полезной «неудобности»

Вместо того чтобы подавлять детский пыл и любопытство, родителям следует установить границы и направить энергию ребенка в конструктивное русло. Для этого необходимо придерживаться гибкой системы общения, основанной на уважении, объяснении правил и компромиссах. Важно помнить о природной любознательности детей и их недостаточном самоконтроле, что должно быть учтено в процессе воспитания.

Понимание поступков.

Порой взрослым трудно представить себя ребенком и понять его стремления. Например, когда малыш экспериментирует с разными предметами: моющим средством, крупами, вареньем, маслом и так далее. Не потому что он хочет испортить продукты или испугать родителей. В действительности, это его собственное исследование, где он учится, что масло не смешивается с водой, варенье красит ее в красный цвет, а моющее средство создает пену.
Вместо упреков лучше объяснить ребенку, как взаимодействуют различные вещества, и провести вместе эксперимент, рассказав о правилах безопасности. Показывая связь между действиями и результатами, мы учим его принимать решения осознанно, понимая возможные последствия. И самое важное – зная его побуждения, мы можем помочь ему избежать серьезных ошибок.

Установка границ.

Мир ребёнка открыт и полон возможностей для изучения, поэтому часто малыши нарушают личные границы других людей. К примеру, любопытный ребёнок может открыть без разрешения косметичку мамы.
Чтобы избежать подобных ситуаций, важно установить понятие о личных границах, объяснив ребёнку, что у каждого человека они есть и их следует уважать. Например, малыш может смешивать свои краски, но новую палетку теней мамы трогать без разрешения нельзя. Важно пояснить, что этот запрет касается не только вещей родителей, но и всего, что принадлежит другим людям.
Перед тем как взять чью-либо вещь, необходимо спросить разрешения. И то же самое правило должно применяться к вещам ребёнка, чтобы он с детства понимал свои границы в общении во взрослой жизни.

Объяснение запретов.

Любознательность ребенка мешает ему понять простое «нельзя». Он будет настаивать на разрешении, пытаясь выяснить причину запрета. Лучше всего сразу же объяснить ребенку, почему что-то недопустимо, продемонстрировав причинно-следственную связь.
Вместо того, чтобы говорить о возможной ампутации при игре с ржавой железкой, следует объяснить, что она грязная, острая и может причинить боль, привести к воспалению раны из-за занесённой в неё грязи. Такое объяснение более сложное, но лучше усваивается ребенком и повышает шансы его запоминания.
Впоследствии ребенок научится аргументированно отстаивать свою позицию перед родителями, а не выражать своё недовольство криками и капризами.

Поддержка самостоятельных решений.

Человеческая природа подталкивает к независимости от родителей. Однако это стремление может быть подавлено, если голос ребенка никогда не слышен. Важно учитывать его мнение, ведь малыш лучше всего разбирается в своих желаниях и потребностях. Доверять ребенку простые решения, например, выбор игрушки или книги для чтения, позволит ему научиться принимать самостоятельные решения. Способность к принятию решений и ответственности – это ценные качества в нашем мире.

Простое соблюдение этих правил способно построить между взрослым и малышом отношения, построенные на взаимном уважении и понимании. Тогда ребенок не будет казаться «проблемным», а станет восприниматься как индивидуальность с собственными взглядами и стремлениями.