У наших детей очень плотный график: школа, дополнительные занятия, секции, репетиторы, спортивные соревнования, олимпиады… Сейчас даже наличие свободного времени кажется чем-то необычным.

Лучшее — детям!

Недавно мы были детьми, которые, вернувшись из школы, бросали портфель, быстро съедали котлету и сразу же бежали во двор. За наше становление отвечали друзья, игры, книги и телевидение с общедоступными каналами. Иногда мы посещали кружки – и это считалось достаточным. Сегодня число секций, кружков и развивающих занятий увеличивается в соответствии с беспокойством родителей: «Предоставляю ли я своему ребенку все возможные шансы? Ведь Маша из соседнего класса трижды в неделю занимается гимнастикой, два раза – плаванием и четыре – английским, а по выходным посещает занятия по верховой езде и театральную студию!»

Пока не ясно, какие таланты, способности и желания скрыты у детей, мы стараемся создать для них все возможности для самовыражения. Вдруг они добьются успеха в шахматах, живописи или спорте? Предложим им попробовать все направления одновременно, не будем тратить время!

Что заставляет родителей так стремиться к совершенству?

Некоторые стремятся возместить собственные, нереализованные или упущенные возможности: если в детстве вы мечтали о занятиях балетом, которые были вам недоступны, то пусть дочь занимается. Другие желают оградить детей от любой конкуренции и максимально подготовить их к взрослой жизни. Третьи же, в своих мыслях, соперничают с другими родителями за звание «лучшей матери».

Наблюдается смещение приоритетов: количество начинает превалировать над качеством, а образование превращается в соревнование. Однако, по сути, не существует прямой связи между тем, насколько хорошо вы воспитываете ребенка, сколько секций и кружков он посещает, и насколько успешным он станет в будущем.

Когда ребенок перегружен задачами, он неизбежно начнет проявлять признаки переутомления, и важно своевременно заметить эти признаки.



К признакам переутомления необходимо относиться своевременно, принимая меры до того, как они перейдут в хроническую стадию, и снижать интенсивность: корректировать распорядок дня, уделять внимание качеству и продолжительности сна, пересмотреть питание и добавить больше времени на прогулки и отдых. Планируйте занятия, учитывая объективные факторы: особенности темперамента ребенка (не всем детям комфортно постоянно находиться в группе), его подлинные увлечения (олимпиадная математика должна быть интересна ребенку, а не родителям) и даже состояние здоровья – детям с астеническим типом часто сложно выдерживать значительные нагрузки.

Пора отдыхать

Следует обратить внимание, если у ребенка проявляются следующие признаки:

  • усталость, раздражительность, постоянное плохое настроение
  • жалобы на головную боль или боль в животе, что может быть вызвано стрессом, нехваткой сна, неправильным и нерегулярным питанием (например, перекусами в машине по пути с одного занятие на другое)
  • участившиеся ОРВИ, обострение хронических заболеваний
  • снижение успеваемости, сложности с освоением школьной программы, рассеянность
  • конфликты с друзьями, нежелание участвовать в школьных и внешкольных мероприятиях
  • отдаление от семьи из-за отсутствия совместного досуга.

Как снизить нагрузку?

  • Для оптимизации распорядка дня и недели рекомендуется сочетать занятия, требующие физических и интеллектуальных усилий. К примеру, можно выделить два вечера в неделю для занятий спортом, а в промежуточные дни – уделить время шахматам.
  • Рекомендуется тщательно рассчитывать время, отводимое на каждую секцию, и избегать проведения нескольких секций подряд в течение одного дня (не стоит забывать и о школьных заданиях).
  • Разместите расписание детских занятий на видном месте, чтобы было понятно, как часто они проходят, и не пытайтесь заполнить все свободные дни.
  • Иногда прогулка может быть более целесообразной и желанной, чем запланированное посещение спортзала, особенно когда на улице солнечный день и есть возможность погулять в парке.
  • Уделяйте время семье. Регулярно планируйте дни, когда все домочадцы смогут собраться за ужином дома. Совместные прогулки, посещение кинотеатра или поездки на велосипедах также принесут пользу.
  • В периоды высокой учебной нагрузки в школе, когда требуется максимальная концентрация, рекомендуется временно отказаться от посещения дополнительных занятий.
  • Когда у ребенка насыщенное расписание, но он обнаружил новое увлечение, стоит рассмотреть возможность отказа от одного из прежних занятий, чтобы найти время для новой секции.
  • Не забывайте о ценности свободного времени. Каждый нуждается в отдыхе, возможности ничем не заниматься и просто расслабляться. И, возможно, это не выглядит таким уж плохим занятием, если взглянуть на это повнимательнее.

Куда уходит детство?

Почему важно предоставлять детям больше времени и возможности для игр, чтения и других занятий, не подлежащих жесткому регламенту? Это позволяет им развивать умение формулировать цели и находить пути для их реализации. Исследования показывают, что дети, регулярно посещающие различные секции, демонстрируют меньшую степень независимости и целеустремленности по сравнению с теми, кто часто общается с друзьями и в целом имеет свободу действий.

Раньше дети формировали свое представление о мире через спонтанные впечатления, взаимодействие с ровесниками и самостоятельно полученные сведения. В настоящее время взрослые активно стимулируют и направляют этот процесс, руководствуясь собственными предпочтениями и убеждениями, при этом занятия и секции часто воспринимаются как более ценные, чем общение.



Разумеется, от детей ожидают достижений, и желательно, чтобы они соответствовали приложенным усилиям. Однако, чем сильнее мы контролируем каждую минуту их жизни, тем сложнее им становится быть самостоятельными. Важно помнить, что детство – это не этап подготовки к будущему, а самостоятельный период, обладающий собственной ценностью.

В чем польза свободного времени?

Время играть

Для детей дошкольного возраста игра является неотъемлемой и значимой частью их жизни. Игровые занятия помогают ребенку развить способность к концентрации, стимулируют творческие способности, эмоциональный интеллект и способность мыслить нестандартно. Кроме того, игра побуждает к самостоятельному управлению временем и способствует умственному и физическому расслаблению.

Время для размышлений

Типичного школьника можно представить себе так: дни заполнены учебой, вечера – домашними заданиями, а стресс от контрольных и проверок добавляет напряжения к общению со сверстниками и необходимости соответствовать различным ожиданиям. Все эти «вызовы» требуют значительных затрат сил и времени на обдумывание. Ребенку важно иметь возможность оценивать происходящее, делать выводы, взвешивать свои и чужие слова и, при необходимости, обращаться к вам за советом. Однако, когда он постоянно находится в спешке, переходя от одного дела к другому, ему едва ли удастся остановиться, чтобы поразмышлять, не говоря уже о том, чтобы начать доверительный разговор.

Время расслабиться

После напряженного рабочего дня многим хочется поскорее вернуться домой, устроиться на диване и посмотреть телевизор. Детям тоже необходим отдых после насыщенного дня или недели! Дайте им такую возможность и позвольте расслабиться так, как им нравится. Небольшой перерыв, посвященный ничегонеделанию, — прекрасное средство профилактики стресса и источник новых сил.

Время мечтать

«Опять мечтаешь?» — нередко спрашивают у детей взрослые. Безусловно, школьные занятия не располагают к фантазиям, однако находить время для этого необходимо. Идеальное место для этого – дом, где царит спокойная атмосфера. Не стоит в такие моменты предлагать новую книгу или проверять выполненные задания. В данный момент мозг ребенка занят важной деятельностью: он изучает внутренние процессы, обрабатывает информацию и реконструирует нейронные связи. Именно в это время происходит развитие интеллекта, поэтому не стоит отвлекать ребенка!

Время быть счастливым

Ученые установили, что для большинства людей выходные – время повышенного уровня счастья, что, впрочем, и не вызывает большого удивления. Когда люди освобождены от работы и повседневных обязанностей, они получают возможность самостоятельно распоряжаться своим временем, выбирать занятия, которые приносят им удовольствие, и посвящать им столько времени, сколько необходимо, проводить время с семьей и друзьями, и отвлекаться от рутины и строгого графика. Это заставляет задуматься!