Дом Editions de Parfums Frédéric Malle стал спонсором кураторских проектов V Московской международной биеннале молодого искусства. Елена Стафьева пообщалась с комиссаром и модератором биеннале Екатериной Кибовской, чтобы узнать о возникновении идеи сотрудничества и общих чертах между парфюмерным брендом и современным искусством.

Фредерик очень интересуется русской церковной архитектурой. Во время ужина в Москве Катя Кибовская рассказала ему о достопримечательностях Москвы и окрестностях, например, о Переславле-Залесском. Editions de Parfums Frédéric MalleНа встрече, где произошла их знакомство, Малль, узнав о работе автора с современным искусством и его роли комиссара Биеннале молодого искусства в Москве, сказал: «Вы хорошо разбираетесь в старом искусстве — значит, с современным уж точно справитесь». Так зародилась идея сотрудничества с брендом в рамках кураторских проектов биеннале.

Идея замечательная, возникновение её у Фредерика Малля во время беседы с Екатериной Кибовской, комиссаром Московской международной биеннале молодого искусства, вполне объяснимо. Фредерик Малль – воплощение парижской богемы, той самой «бобы», которую так любят описывать глянцевые издания и которая на протяжении последних 60 лет на своем Левом берегу создает всё современное искусство, моду и дизайн. Жан-Франсуа Малль, отец Фредерика, работал инвестиционным банкиром и был первым продюсером своего брата — известного французского режиссёра Луи Малля. Жан-Франсуа организовал для Луи продюсерскую компанию Nouvelles Editions Françaises (NEF), с помощью которой тот снял свой знаменитый фильм «Лифт на эшафот», где Жанна Моро гуляет по Парижу под музыку Майлза Дэвиса. Мать Фредерика, Мари-Кристин Витгенштейн, была директором по развитию Parfums Christian Dior в течение 47 лет. Её вторым мужем стал принц Робин цу Сайн-Витгенштейн-Берлебург. Компания Parfums Christian Dior была основана Сержем Эфлер-Луишем, с юности дружившим с Кристианом Диором. Фредерик вырос в центре левобережного парижского мира богемной интеллигенции по адресу rue de Courty, 8, в квартире, оформленной Виктором Гранпьером, который создавал интерьеры для кутюрных салонов и бутика Диора на авеню Монтень. Отец жены Фредерика Мари — признанный знаток старого искусства Жуан де Бестигю. Двоюродным дедом Фредерика был легендарный Шарль «Карлос» де Бестигю, экстравагантный владелец дворцов и поместий по всей Европе. В 50—60-е годы он устраивал на своих имениях знаменитые балы, где как раз и демонстрировались платья Кристиана Диора.

Фредерик рос в доме, наполненном искусством и людьми искусства. Однако это не просто привычка жить рядом с ним. Сам Малль разбирается в искусстве, собирает его и в собственном нью-йоркском доме на Пятой авеню предостаточно произведений искусства. Когда в 2015 году Vanity Fair опубликовала большую статью о нем и его делах, его сфотографировали в гостиной на фоне картины Жана Дюбюффе. Искусство — значительная часть жизни Фредерика, не менее важная, чем парфюмерия и люксовый бизнес. «Я жил среди искусства всю жизнь, так же как и моя жена, ее родители были настоящими коллекционерами. Искусство на стенах нашего дома передает ту творческую энергию, которая живет в нас. Мы любим находить современное искусство и смешивать его с более классическими вещами, иногда даже антикварными. Качество всегда отлично сочетается с качеством, какой бы эпохи или происхождения оно ни было».

Я спрашиваю Фредерика, как он выбирает современное искусство и вообще вещи. Он говорит, что исключительно интуитивно: «Я всегда слушаю свои инстинкты. Вещи либо нравятся, либо нет. Некоторые вещи нравятся мне всё больше — и они чаще всего лучшие, так как искусство не обязано иметь моментальный эффект». «Но именно так», — говорю я, — «вы описывали мне ваши отношения с парфюмерами, которые делают ароматы для… ». Editions de Parfums Frédéric MalleМалль улыбается и отвечает: «Пожалуй». Сейчас совершенно понятно, почему во время ужина с Катей Кибовской появилась идея о сотрудничестве с биеннале.

  • /
  • 03

Малль назвал свою компанию Editions de Parfums — «издания, или библиотека, ароматов» — по имени продюсерской компании отца и его братьев. Свою работу он сравнивает с работой продюсера и издателя: найти парфюмера, обсудить с ним идею аромата, создать условия для наилучшего воплощения, отбирать и редактировать варианты доводя до совершенства. То же самое делает куратор — придумывает концепцию, находит и отбирает художников и несет ответственность за выставку. В-третьих, самое главное.

Что получилось в результате? Два проекта в рамках V Московской международной биеннале молодого искусства — выставки молодых кураторов, получивших поддержку Editions de Parfums Frédéric Malle. Первый проект – «Гиперсвязи». Жуан Лаия разместил на трех этажах Московского музея современного искусства молодых европейских и русских художников с инсталляциями, картинами, скульптурами и видеоартом. Спускаясь сверху вниз, зритель видит размывание границ между повседневными вещами и арт-объектами, между бытовым миром и миром искусства. Размывание границ – глобальная тема современного мира, а маленький Диснейленд для взрослых на трех этажах обращается с ней весело и довольно живо.

Второй проект — «Время обоснованных сомнений», созданный Сильвией Франческини и Валерией Манчинелли. 10 художников из 9 стран, многих из которых Россия не видела ранее, объединил кураторы под еще одной глобальной темой современного искусства — о виртуальности/реальности, невозможности объективно представить истину и всеобъемлющем релятивизме. Кураторская концепция здесь достаточно строгая, прослеживается четкий кураторский фильтр, и идея выражена ясно. Помимо арт-объектов, здесь есть программа презентаций и дискуссий, где художники представляют свои стратегические и теоретические разработки этой темы.

Стратегические проекты нуждаются в институциях кураторства, которых крайне не хватает в нынешней российской арт-сцене. Нам важна работа кураторов, ведь в русской арт-жизни существует ощутимое отсутствие фигур такого рода. Поддержка кураторов со стороны Editions de Parfums Frédéric Malle — настоящий дар для нас. Важность кураторской работы — это то, что Фредерик Малль понимает лучше многих.

Когда я спрашиваю Фредерика о причинах его поддержки кураторского проекта Московской биеннале молодого искусства, он говорит: «Москва — замечательная арт-сцена, Катя, которая руководит биеннале, очень вдохновляющая фигура». Если такой человек, как Малль, именно так видит ситуацию, это не просто приятно, но даже обнадеживающе. Я знаю, что Малль изучал историю искусства, спрашиваю его об этом времени и получаю неожиданный ответ: «Когда я был студентом, влюбился в русский конструктивизм. Так что очень восприимчив к русской всемирной отзывчивости». То, что происходит на V Московской международной биеннале молодого искусства, в том числе с его поддержкой, оказывает прямое влияние на наших молодых художников, на нашу культурную ситуацию в целом. И дает надежду на то, что помимо конструктивизма, основного русского экспортного товара, у нас будет что еще предъявить миру.

Фредерик Малль
V Московская международная биенн
Екатерина Кибовская