В зените славы сейчас находится Юра Борисов. На прошлой неделе в Лос-Анджелесе прошла главная кинопремия «Оскар-2025», где фильм с его участием «Анора» получил почти все главные награды. Сам Юра был номинирован как «Лучший актер второго плана». Не досталась заветная статуэтка, но он получил гораздо большее — славу в Голливуде, восторженные отзывы критиков и мировых звезд и, конечно, исполнение мечты. Тем интереснее вспомнить интервью Юры Борисова журналу ОК! четырехлетней давности и нашу эксклюзивную концептуальную съемку. Чем жил и дышал тогда актер, о чём мечтал и к чему стремился?

Фотография выполнена Ольгой Тупоноговой-Волковой, стиль создан Ириной Свистушкиной, грим – работы Любови Литошко. Помощником фотографа является Антон Гребенцов. Юра Борисов

В 2021 году с Юрием Борисовым разговаривал Вадим Верник, а портрет актера graced февральской обложке журнала «ОК!».

В настоящее время по количеству киноработ среди молодых артистов ты, наверное, рекордсмен. Начало твоей карьеры было отмечено участием в проектах Звягинцева, например, фильме «Елена», и другими заметными картинами, но проблема в том, что в этих фильмах ты сам оставался незаметен. Ведь актерство — это тщеславие прежде всего, по моему мнению. Когда снимаешься из картины в картину с момента учебы, а всё мимо, не получается в десятку… Как ты относился к этому?

Я убеждал себя, что пока не настало моё время, нужно ещё попрактиковаться, чтобы быть в форме, когда оно придёт.

А ты был уверен, что твое время придет?

Нет. В тот момент других идей не было. Что делать, чем заниматься — оставалось загадкой. Оставалось только ждать: придет ли моё время. В голове постоянно крутились мысли о том, что может быть я просто не тем занимаюсь. А вдруг это не моя профессия и не мой путь?

Ты думал об этом из-за неудач в ролях или потому, что все дела шло как машина, не трогая тебя?

Не в этом суть. Просто то, что мне казалось верным, другим не нравилось. Люди говорили: «Что ты придумал, какую-то чушь, зачем это нужно?». Я думал: «Странно. По-другому я не хочу, так хочу, а людям не нравится».

О чём ты? Приведи пример.

Может быть, ты предложишь способ существования персонажа в сериале, но тебя попросят отказаться от идеи, потому что она кажется слишком необычной или нервной.

Тебе не нравилось, что ты проявлял себя слишком ярко и эмоционально на съемочной площадке?

Я чувствовал, что предлагаю слишком много, а получалось мало. Возможно, снимался не там, делал не то.
Что касается тщеславия… Я боялся профессиональной деформации, ведь актеры по своей природе склонны к самолюбию. Без самоуверенности в профессии невозможно добиться успеха. Но это мне не нравится. Полагаю, должна быть золотая середина: избегать тщеславия и при этом делать что-то стоящее. Потому у меня всегда возникал вопрос: моя ли это профессия? Нужно ли мне этим заниматься? Я бы не хотел превратиться в актера…
подчеркивает слово «актер»Ещё учась на первом курсе, о том, что я актер, другим не рассказывал. Для меня эти слова казались оскорблением.

Да ты что! Ты стеснялся говорить, что ты актер?!

Менее чем комфортно для меня осознавать себя актером, особенно озвучивать это. Когда незнакомые люди спрашивают о профессии, а я отвечаю «актер», то наблюдается нетипичная реакция. Мелкое желание иметь более простой сценарий общения.

Сейчас тебя ещё не все знают?

Да, конечно. (Смеется.)

Ты часто участвуешь в популярных фильмах и исполняешь ведущие роли.

Некоторые люди вовсе не смотрят российское кино. Из-за этого меня узнать невозможно. Другие предпочитают сериалы по телевизору, особенно в провинции, где популярны совсем другие артисты. Есть и те, кто не смотрит ни сериалов, ни фильмов.

Несколько раз ты говорил, что, возможно, занимаешься не тем делом и, быть может, стоит попробовать что-то другое. Но если другое, то что именно?

В школе мне нравилось рисовать проекты домов. Думал, возможно, смогу строить что-нибудь.

Быть архитектором?

Меня привлекают архитектура и дизайн, хочется творить, но дела мне совсем не интересны. СмеетсяКонечно, ленивость одолевает, ведь действовать чем-либо сложнее, чем просто произносить слова. Выход на улицу, произнесение чего-то — и всё труд улеглось.

Ну что за разница, ты же окончил институт. Здесь всё просто: один произносит слова – и безрезультатно, а другой – и «вау», и появляются предложения.

Процесс пошел как по накатанной. Страшно, что поступает много предложений из-за известности и популярности. У меня была проблема: долго не утверждали из-за опасений продюсеров в отношении нового лица. Новое лицо всегда спорный момент, особенно для главной роли. Я пытался преодолеть это препятствие, чтобы продюсеры узнавали меня. Сейчас готовы утверждать только потому что…

…в тренде.

Модно в какой-то определенной группе людей. Не знаю точно, подхожу ли я этой роли или нет, получается ли у меня что-то в ней или нет. Сам не могу этого понять и контролировать, потому что мне говорят: «Всё нормально», а внутренние стандарты начинают меняться. В общем, спорный вопрос, но понимаю, что нужно двигаться дальше и делать что-то новое.

Мне кажется, ты сомневаешься в себе сильнее, чем это диктует ситуация. Так ли это?

Не уверен, но стараюсь, действительно стараюсь поощрять это вновь, потому что боюсь погаснуть. Страшусь упустить момент, когда перестану гореть, ведь тогда придется прекратить сниматься.

Юра, кажется, загорелся уже в первый год в Щепкинском училище, ходя по студиям и раздавая фотографии.

В тот момент пламя моей страсти было сильнее всего. Смеется.)

Так хотелось в кино сниматься?

Больше всего желала именно этого с самого детства. Киносъёмки казались интереснее театрального института.

Расскажите о вашем восхождении на Эльбрус.

Поднимался я на Эльбрус, и накануне восхождения думал о возможности, что может не вернуться с вершины.

Правда?

Множество моментов могут вызвать несчастный случай. И я задумался: зачем мне сейчас подниматься? Хочу покорить эту гору, но у меня нет цели: не стану первым покорителем, не собираю материал для проекта — ничего полезного своим восхождением не принесу, разве что ради интереса и с риском погибнуть.

Полагаю, сказанное тобой несёт ещё один смысл — покорять себя, а не Эльбрус в первую очередь.

Для самопознания необязательно карабкаться на вершину Эльбруса.

А для чего ты тогда пошел?

Мечтая о путешествии, я получил от жены подарок – восхождение на Эльбрус.

Вот это прекрасно! Вполне возможно, что подарок на день рождения?

Да, двадцать пять лет. Путешествие было одним из самых интересных событий в жизни, потому что мы были на всем Эльбрусе одни с проводником. Ноябрь, нетуристический сезон, холодно. Нам чудесным образом удалось подняться, погода была не очень хорошая, могли бы не взойти. Меня тянет путешествовать, всегда казалось, что я должен стать путешественником, хотя не совсем понимал, кто такой путешественник в наше время.

Расскажи, какое самое яркое впечатление у тебя осталось от Эльбруса?

Главным открытием стало то, что спуститься оттуда гораздо сложнее, чем подняться.
Идти вниз тяжелее, нет цели, уже покорен вершина. В какой-то момент пошёл сильный снег, ничего не было видно, очень тяжело идти. Я молился, чтобы снег перестал сыпать — он перестал.
Ну и вот так, разговаривая с горой, шел. Такая долгая, медитативная ходьба. Местами идешь по льду, с которого достаточно легко сорваться, нет никаких страховок: если соскользнешь, то на этом всё закончится. Это достаточно интересно — долго балансировать на грани. В общем, преодоление — это интересно, но хотелось бы, чтобы в этом ещё был смысл.

Я думаю, что смысл все-таки был.

Не могу сказать, что отношение ко мне изменилось. Есть более личные дела. Как говорил Игорь Кваша в фильме «Тот самый Мюнхгаузен»: «Каждый день к девяти утра я должен идти в магистрат. Не скажу, что это подвиг, но в этом есть героическое». Мне кажется, ежедневные бытовые задачи требуют большего самоотвержения, чем восхождение на гору. Так зачем всем бежать в горы, чтобы что-то доказать? Смеется.)

Читатель может ознакомиться с полным текстом интервью. ЗДЕСЬ.

Фотография работы Ольги Тупоноговой-Волковой. Стиль Ирины Свистушкиной. Макияж и прическа от Любови Литошко. Помощник фотографа — Антон Гребенцов.