Неумолимо надвигается новый школьный год. Вместе с ним так же неумолимо надвигается перспектива снова сидеть до ночи с уроками, которые почему-то не кончаются никогда и выматывают до безумия всех участников процесса. Но почему мы это делаем? Социолог Анна Кулешова видит несколько неочевидных ответов.Новый учебный год не за горами. И вместе с ним вновь предстоит вечернее сидение над уроками, которые, кажется, бесконечны и истощают всех, кто вовлечен в этот процесс. Но зачем мы это делаем? Социолог Анна Кулешова предлагает несколько неожиданных объяснений.Неумолимо надвигается новый школьный год. Вместе с ним так же неумолимо надвигается перспектива снова сидеть до ночи с уроками, которые почему-то не кончаются никогда и выматывают до безумия всех участников процесса. Но почему мы это делаем? Социолог Анна Кулешова видит несколько неочевидных ответов.
Если смотреть на этот вопрос глазами психолога, можно найти много индивидуальных факторов от перфекционизма до неврозов, толкающих нас в пучину бессонных ночей и побуждающих делать поделки ночами за детей и решать за них школьные задачи. Наша психика, наша личность (со всеми ее амбициями, опытом и страхами), заставляет нас же по ночам не спать. Личность человека можно понять через его отношение, например, к ребенку, к труду. То есть перед нами, строго говоря, либо ответственный человек, либо безответственный; либо переживший травмирующий опыт в собственном школьном детстве, когда мама не помогала с уроками, либо, напротив, переживший опыт травмирующей гиперопеки, когда мама помогала до слёз и истерики и т. д.Рассматривая этот вопрос с точки зрения психологии, можно выделить множество индивидуальных факторов, начиная от перфекционизма и заканчивая невротическими расстройствами, которые приводят к бессонным ночам и побуждают нас выполнять детские поделки и решать школьные задачи вместо детей. Наша психика, наша личность (со всеми амбициями, опытом и страхами), заставляет нас же по ночам не спать. Личность человека можно понять через его отношение, например, к ребенку, к труду. То есть перед нами, строго говоря, либо ответственный человек, либо безответственный; либо переживший травмирующий опыт в собственном школьном детстве, когда мама не помогала с уроками, либо, напротив, переживший опыт травмирующей гиперопеки, когда мама помогала до слёз и истерики и т. д.Если смотреть на этот вопрос глазами психолога, можно найти много индивидуальных факторов от перфекционизма до неврозов, толкающих нас в пучину бессонных ночей и побуждающих делать поделки ночами за детей и решать за них школьные задачи. Наша психика, наша личность (со всеми ее амбициями, опытом и страхами), заставляет нас же по ночам не спать. Личность человека можно понять через его отношение, например, к ребенку, к труду. То есть перед нами, строго говоря, либо ответственный человек, либо безответственный; либо переживший травмирующий опыт в собственном школьном детстве, когда мама не помогала с уроками, либо, напротив, переживший опыт травмирующей гиперопеки, когда мама помогала до слёз и истерики и т. д.
Но социологи увидят эту ситуацию иначе, им важно понять, через что в данном конкретном социуме создается представление о хорошем/плохом материнстве (если, среди прочего, через хорошую учебу ребенка в школе, то это многое объясняет).Социологи, напротив, рассмотрят ситуацию под другим углом, для них принципиально важно выяснить, какие факторы формируют в конкретном обществе представления о том, что такое хорошее или плохое материнство (например, если успешная учеба ребенка в школе играет важную роль, это многое проясняет).Но социологи увидят эту ситуацию иначе, им важно понять, через что в данном конкретном социуме создается представление о хорошем/плохом материнстве (если, среди прочего, через хорошую учебу ребенка в школе, то это многое объясняет).
Какого рода социальное давление испытываетКакое социальное давление испытываетКакого рода социальное давление испытывает женщина, принимающая решение делать домашнее задание за своего школьника (если ребенок «не тянет», но мама за него не делает уроки, у этого будут последствия?, принимает решение выполнить домашнее задание вместо своего ребенка (если ребенок испытывает трудности, но мать не помогает ему с уроками, какие последствия это может повлечь за собой?, принимающая решение делать домашнее задание за своего школьника (если ребенок «не тянет», но мама за него не делает уроки, у этого будут последствия?
Если да, то какие: перевод в более слабый класс? Презрение со стороны родителей одноклассников? На маме появится клеймо неудачницы, не способной соответствовать нормам школы и класса?), каковы для нее риски и последствия отказа от участия в этом деле и почему, в конце концов, так получилось, что выполнение домашней работы за ребенка носит массовый характер. Есть ли неформальная конкуренция между родителями через выполнение домашних заданий своих детей? Если да, то почему она сложилась и какие бонусы даёт?Якщо так, то які: переведення до слабшого класу? Неповага з боку батьків однокласників? Чи з’явиться на мамі ярлик невдахи, яка не може відповідати шкільним та класним нормам? Які ризики та наслідки чекають на неї у разі відмови від участі у цій справі, і чому зрештою набуло поширення практика виконання домашніх завдань за дитину? Чи існує неформальна конкуренція між батьками через виконання домашніх завдань їхніх дітей? Якщо так, то чому вона виникла і які переваги вона дає?Если да, то какие: перевод в более слабый класс? Презрение со стороны родителей одноклассников? На маме появится клеймо неудачницы, не способной соответствовать нормам школы и класса?), каковы для нее риски и последствия отказа от участия в этом деле и почему, в конце концов, так получилось, что выполнение домашней работы за ребенка носит массовый характер. Есть ли неформальная конкуренция между родителями через выполнение домашних заданий своих детей? Если да, то почему она сложилась и какие бонусы даёт?
Так что же такое хорошая мать? В разные исторические периоды на этот вопрос давались совсем неодинаковые ответы. В это трудно поверить, но когда-то и инфантицид (детоубийство) был более-менее нормой в странах Европы (например, если речь шла о незаконнорожденных детях) и Азии, а в Японии он объяснялся через формулировку «выпалывание лишних растений из чрезмерно разросшегося сада». А об отношении к детям в Древнем Риме мы кое-что знаем по медицинскому трактату, в главе о деторождении которого была подглава «как распознать ребенка, которого стоит растить»…Что же подразумевают под понятием «хорошая мать»? Ответы на этот вопрос существенно менялись в разные эпохи. Возможно, это трудно представить, но когда-то инфантицид (детоубийство) был достаточно распространенным явлением в странах Европы (например, в отношении незаконнорожденных детей) и Азии. В Японии же это объяснялось метафорой «выпалывания лишних растений из переросшего сада». Отношение к детям в Древнем Риме известно благодаря медицинскому трактату, в котором была глава о деторождении, включающая подглаву «как определить, стоит ли ребенка воспитывать»…Так что же такое хорошая мать? В разные исторические периоды на этот вопрос давались совсем неодинаковые ответы. В это трудно поверить, но когда-то и инфантицид (детоубийство) был более-менее нормой в странах Европы (например, если речь шла о незаконнорожденных детях) и Азии, а в Японии он объяснялся через формулировку «выпалывание лишних растений из чрезмерно разросшегося сада». А об отношении к детям в Древнем Риме мы кое-что знаем по медицинскому трактату, в главе о деторождении которого была подглава «как распознать ребенка, которого стоит растить»…
Сегодняшнее представление, что мать должна быть с ребенком Современное убеждение о необходимости постоянного присутствия матери рядом с ребенком, а также ее занятие с ним образовательными задачами, наверняка удивило бы мать Александра Сергеевича Пушкина., заниматься с ним уроками, изумил бы маму «нашего всего», Александра Сергеевича Пушкина.
Дворянки из ее окружения делегировали детство своих детей кормилицам, няням и гувернерам с гувернантками, совершенно не переживая, что те вырастут на всех этих людей разом похожими (как сейчас нас пытается напугать известная социальная реклама).Женщины из ее круга передавали заботу о детях в руки кормилиц, нянь и гувернеров, не опасаясь, что те вырастут, воспитанные ими всеми, и будут похожи друг на друга (как сейчас пытается предостеречь нас известная социальная реклама).Дворянки из ее окружения делегировали детство своих детей кормилицам, няням и гувернерам с гувернантками, совершенно не переживая, что те вырастут на всех этих людей разом похожими (как сейчас нас пытается напугать известная социальная реклама).
Про детей крестьян и других трудовых слоев общества в те времена разговор отдельный, там и не до избыточных нежностей было в принципе и уж тем более не до контроля школьного образования. Родители нередко и сами не имели никакого образования, вплоть до Разговор о детях крестьян и представителей других трудовых групп того времени требует отдельного рассмотрения, поскольку в те условия излишества нежности и школьный контроль над образованием были не приоритетными задачами. Родители сами нередко были необразованными, и это продолжалось до 1930-х годов и даже позднее. Даже если они умели читать и писать, их возможности в помощи ребенку с домашним заданием были ограничены. К тому же, они работали по долгу и вели непростой быт. Неудивительно, что учителя пользовались почтением и вызывали уважение, их мнение считалось безоговорочным, а ребенок должен был соответствовать требованиям и прилагать усилия. Не было представления о том, что детство должно быть безоблачным и беззаботным. Это рассматривалось как подготовка к взрослой жизни, поэтому решение школьных проблем за ребенка считалось нецелесообразным. В противном случае он не приобретет необходимых знаний и навыков.-х годов и даже позже. Если и были грамотными, то их способность помочь ребенку с уроками быстро иссякала. Да и работали они сутками, и быт был тяжелый. Удивительно ли, что учителя почитались, к ним относились с уважением, они были всегда правы, ребенок же обязан был соответствовать и стараться. Никто не считал, что детство должно быть радужным и легким. Это подготовка ко взрослой жизни, поэтому решать школьные проблемы за маленького человека считалось ненужным. Так он ничему не научится, толка из него не выйдет.
Родители не столь далекого советского периода были уверены, что школа должна учить ребенка и ребенок должен сам ответственно там учиться. И если с учебой начинались проблемы, вина за это ложилась на детские плечи и совесть родителей: они воспитали безответственного человека.Люди, выросшие в советское время, считали, что школа должна давать знания, а ребенок должен сам ответственно подходить к учебе. Если возникали трудности, ответственность за них возлагалась на ребенка и его родителей: они, по их мнению, не смогли воспитать ответственного человека.Родители не столь далекого советского периода были уверены, что школа должна учить ребенка и ребенок должен сам ответственно там учиться. И если с учебой начинались проблемы, вина за это ложилась на детские плечи и совесть родителей: они воспитали безответственного человека.
Но речь совсем не шла про то, что родители обязаны исправить ситуацию, взяв нагрузку по выполнению домашней работы на себя. В школе такой подход не мог и в голову прийти учителям, пока большинство родителей было необразованным, а матери, как правило, работали.Речь не подразумевала, что родители должны самостоятельно решать проблемы, беря на себя выполнение домашних заданий. Учителя в школе не рассматривали такой вариант, поскольку многие родители не имели образования, а матери, как правило, работали.Но речь совсем не шла про то, что родители обязаны исправить ситуацию, взяв нагрузку по выполнению домашней работы на себя. В школе такой подход не мог и в голову прийти учителям, пока большинство родителей было необразованным, а матери, как правило, работали.
В сегодняшней школе многое перевернулось с ног на голову (или, скажем более корректно, встало на новые рельсы). Даже в начальной школе задания изначально ставятся таким образом, что участие родителей в их выполнении неизбежно. То есть достаточно трудно понять, что именно должно быть хорошо выполнено: задание самим ребенком или задание ребенка родителями. Это происходит не только в так называемых «лучших» школах, с высоким рейтингом, где теоретически должны учиться лишь наиболее способные дети, а на практике учатся в основном (особенно в начальной школе) дети, которым родители могут помочь — сами, или с помощью репетиторов. Так называемые «проекты», совместная с родителями работа на воскресенье, есть в программе всех школ.В современной школе произошли значительные изменения. Даже в начальных классах задания формулируются таким образом, что участие родителей становится практически необходимым. В результате становится сложно определить, кто должен выполнить задание: ребенок самостоятельно или с помощью родителей. Это наблюдается не только в школах с высокой репутацией, где, по идее, должны учиться наиболее одаренные дети, а фактически часто обучаются дети, которым родители могут оказать помощь – самостоятельно или с привлечением репетиторов. Проектная деятельность и совместная работа с родителями по воскресеньям включены в программу всех школ.В сегодняшней школе многое перевернулось с ног на голову (или, скажем более корректно, встало на новые рельсы). Даже в начальной школе задания изначально ставятся таким образом, что участие родителей в их выполнении неизбежно. То есть достаточно трудно понять, что именно должно быть хорошо выполнено: задание самим ребенком или задание ребенка родителями. Это происходит не только в так называемых «лучших» школах, с высоким рейтингом, где теоретически должны учиться лишь наиболее способные дети, а на практике учатся в основном (особенно в начальной школе) дети, которым родители могут помочь — сами, или с помощью репетиторов. Так называемые «проекты», совместная с родителями работа на воскресенье, есть в программе всех школ.
Зачем школам это нужно?
Ответов может быть много. Первый из них относится к масштабно разросшейся конкуренции, вошедшей на те территории, которые ранее ей не были подвластны. Начальная школа учила азбуке и письму, младшие школы могли конкурировать между собой в художественных конкурсах и конкурсах чтецов, но не в проектной работе по вопросам глобального потепления и компьютерному моделированию. Очевидно было, что это не детские темы и дети не смогут выполнить такую работу самостоятельно.Существует множество возможных ответов. Первый из них связан с существенным усилением конкуренции, которая охватила регионы, ранее ей не принадлежавшие. В начальной школе обучали грамоте, а младшие школы могли соревноваться друг с другом в художественных и чтецских конкурсах, но не в проектной деятельности, посвященной глобальному потеплению и компьютерному моделированию. Было ясно, что эти темы слишком сложны для детей, и они не способны выполнить такую работу без посторонней помощи.Ответов может быть много. Первый из них относится к масштабно разросшейся конкуренции, вошедшей на те территории, которые ранее ей не были подвластны. Начальная школа учила азбуке и письму, младшие школы могли конкурировать между собой в художественных конкурсах и конкурсах чтецов, но не в проектной работе по вопросам глобального потепления и компьютерному моделированию. Очевидно было, что это не детские темы и дети не смогут выполнить такую работу самостоятельно.
Но в какой-то момент что-то пошло не так и фантазия чиновников неконтролируемым образом разрослась, конкурсы стали один чуднее другого и перестали иметь отношение к детям, соревноваться в них стали почти исключительно родители.В определенный момент произошел сбой, и фантазия чиновников начала развиваться непредсказуемо. Конкурсы становились все более экстравагантными и теряли связь с детской тематикой, в них стали участвовать в основном родители.Но в какой-то момент что-то пошло не так и фантазия чиновников неконтролируемым образом разрослась, конкурсы стали один чуднее другого и перестали иметь отношение к детям, соревноваться в них стали почти исключительно родители.
Дети выходят на защиту проектов с фильмами, которые они не снимали и не монтировали, с презентациями, которые они не делали. Но мы дружно делаем вид, что это нормально. У нас полстраны так живет, что уж там… Менеджеры захватили всех нас, ради палочек и галочек мы готовы и не на такое безумие.Дети представляют проекты с фильмами и презентациями, которые они не создавали. Однако мы все притворяемся, что это допустимо. Похожим образом живет значительная часть населения. Менеджеры подчинили себе всех, и ради формальных отметки мы готовы пойти на многое.Дети выходят на защиту проектов с фильмами, которые они не снимали и не монтировали, с презентациями, которые они не делали. Но мы дружно делаем вид, что это нормально. У нас полстраны так живет, что уж там… Менеджеры захватили всех нас, ради палочек и галочек мы готовы и не на такое безумие.
Другая причина может быть связана с тем, что ряду школ подобные подвиги со стороны пап и мам совершенно не нужны, педагоги искренне надеются, что родители объяснят детям, как выполняется то или иное задание, а те уж все сделают сами. Но при этом они не принимают во внимание, что родителям может не хватить ресурса (времени и сил) на разъяснения, поэтому в разы проще выполнить всё самим, не ударив в грязь лицом перед классом. Получается, что выполнение домашней работы за ребенка оказывается завуалированным способом скрыть своё бессилие и перегруженность.Иногда дело в том, что некоторые школы не видят необходимости в подобных проявлениях родительской активности. Педагоги рассчитывают на то, что родители смогут объяснить детям, как выполнить задание, а дети справятся самостоятельно. Однако они не учитывают, что у родителей может не хватить времени и сил на разъяснения, поэтому гораздо проще выполнить работу самостоятельно, чтобы избежать неловкой ситуации в классе. Таким образом, выполнение домашнего задания за ребенка может быть способом замаскировать родительскую беспомощность и перегруженность.Другая причина может быть связана с тем, что ряду школ подобные подвиги со стороны пап и мам совершенно не нужны, педагоги искренне надеются, что родители объяснят детям, как выполняется то или иное задание, а те уж все сделают сами. Но при этом они не принимают во внимание, что родителям может не хватить ресурса (времени и сил) на разъяснения, поэтому в разы проще выполнить всё самим, не ударив в грязь лицом перед классом. Получается, что выполнение домашней работы за ребенка оказывается завуалированным способом скрыть своё бессилие и перегруженность.
Родители в надежде на будущее
Ещё один ответ касается профессионализации родительства. Здесь речь идет о том, что оно, родительство, в буквальном смысле стало профессией для многихВ другом ответе поднимается вопрос о профессионализации родительства, что подразумевает превращение заботы о детях в своего рода профессию для значительного числа людей.Ещё один ответ касается профессионализации родительства. Здесь речь идет о том, что оно, родительство, в буквальном смысле стало профессией для многих женщин и некоторых мужчин. То есть существуют люди, и их совсем немало, для кого воспитание (подчас единственного ребенка) — основное занятие. И хотя они не получают за это зарплату, то есть настоящей профессией это все-таки считать пока нельзя, но выкладываются они в этой работе по полной, в надежде на будущее вознаграждение в виде жизненного успеха ребенка, и/или придавая своей жизни таким образом смысл, «реализуясь в детях». И, как в любой профессии, здесь возникает, с одной стороны, конкуренция, а с другой — результатом проделанной работы становятся именно дети (эффективность определяется успехами детей в школе). Можно опровергнуть эту мысль, сказав, что дети, их успехи, поводом для гордости стали не сегодня. Это так, не поспоришь, но обратите внимание, именно здесь и сейчас родители начали вкладываться в детей профессионально, прокачивая навыки на вебинарах и тренингах, жертвуя личным временем, порой тормозя или отказываясь от собственного карьерного роста.и некоторых мужчин. То есть есть люди, и их довольно много, для которых воспитание (иногда единственного ребенка) является главным приоритетом. Несмотря на то, что они не получают за это вознаграждение, эту деятельность сложно назвать настоящей профессией, но они полностью посвящают себя этой работе, надеясь на будущий успех своего ребенка и, таким образом, придавая смысл своей жизни, находя самореализацию в детях. Как и в любой сфере деятельности, здесь присутствует конкуренция, а результатом их труда становятся сами дети (эффективность оценивается по их достижениям в образовании). Можно возразить, что дети и их успехи всегда были предметом гордости. Это правда, однако стоит обратить внимание на то, что именно сейчас родители начали профессионально заниматься воспитанием, развивая навыки на вебинарах и тренингах, жертвуя личным временем, иногда приостанавливая или отказываясь от собственного карьерного продвижения.и некоторых мужчин. То есть существуют люди, и их совсем немало, для кого воспитание (подчас единственного ребенка) — основное занятие. И хотя они не получают за это зарплату, то есть настоящей профессией это все-таки считать пока нельзя, но выкладываются они в этой работе по полной, в надежде на будущее вознаграждение в виде жизненного успеха ребенка, и/или придавая своей жизни таким образом смысл, «реализуясь в детях». И, как в любой профессии, здесь возникает, с одной стороны, конкуренция, а с другой — результатом проделанной работы становятся именно дети (эффективность определяется успехами детей в школе). Можно опровергнуть эту мысль, сказав, что дети, их успехи, поводом для гордости стали не сегодня. Это так, не поспоришь, но обратите внимание, именно здесь и сейчас родители начали вкладываться в детей профессионально, прокачивая навыки на вебинарах и тренингах, жертвуя личным временем, порой тормозя или отказываясь от собственного карьерного роста.
Тут хорошо бы понимать, что именно в каждом конкретном случае заставляет пап и мам идти на это. Иногда перед нами сложившиеся субкультуры профессиональных родителей, действующие в рамках конкретных школ, попав в которые, в буквальном смысле нет иного выхода, кроме как включаться в эту игру или уходить из школы вовсе.Важно учитывать, что побуждает родителей к подобным действиям. В некоторых случаях это сложившиеся сообщества профессиональных родителей, действующие в рамках определенных школ. Попав в такие школы, родители сталкиваются с ситуацией, когда единственным выходом является участие в этих активностях или отказ от обучения в школе.Тут хорошо бы понимать, что именно в каждом конкретном случае заставляет пап и мам идти на это. Иногда перед нами сложившиеся субкультуры профессиональных родителей, действующие в рамках конкретных школ, попав в которые, в буквальном смысле нет иного выхода, кроме как включаться в эту игру или уходить из школы вовсе.
«Переть» против коллектива, доказывая, что ребенок должен учиться сам, а несовершенство его поделок нормально, будет и трудно, и больно.противостояние коллективу, отстаивание идеи самостоятельного обучения ребенка и признание допустимости ошибок в его работах – задача сложная и эмоционально болезненная.«Переть» против коллектива, доказывая, что ребенок должен учиться сам, а несовершенство его поделок нормально, будет и трудно, и больно.
Социальное давление, вполне вероятно, окажется сильнее и может сломать ребенка и родителей, поставив на них клеймо неудачников.Вероятно, социальное давление окажется более мощным и может нанести вред ребенку и его родителям, принижая их достижения и создавая негативный имидж.Социальное давление, вполне вероятно, окажется сильнее и может сломать ребенка и родителей, поставив на них клеймо неудачников.
Порой же такой сценарий становится более-менее осознанным выбором. Есть масса возможностей начать растить профессионала буквально с пеленок, так почему бы не делать это? Тем более, когда все вокруг только и говорят о возможностях развития детей. Не буду останавливаться на том, что изрядная часть этих «всех» стремится заработать на родительских слабостях и любви. Им коммерчески выгодно создавать иллюзию, что своей головой сложный квест современного родительства не пройдешь. По моему мнению, это одна из засад общества потребления: нас приучают к ценности всего, что можно купить, к избыточному и демонстративному потреблению. Я взял ребенку айфон и отправил его в психолого-лингвистический лагерь в Великобританию, а что сделал для своего чада ты? Не мешал развиваться и вырастил здоровым и психически адекватным? Пустые слова. Разговор в пользу бедных…Иногда такой подход становится вполне осознанным решением. Существует множество способов начать развивать профессиональные качества с самого раннего возраста, поэтому стоит воспользоваться этой возможностью. Особенно, когда вокруг постоянно говорят о перспективах развития детей. Не стану заострять внимание на том, что значительная часть этих людей стремится извлечь выгоду из родительских переживаний и любви. Для них коммерчески выгодно создавать впечатление, что справиться со сложными задачами современного родительства самостоятельно невозможно. На мой взгляд, это одна из особенностей общества потребления: нас приучают ценить все, что можно приобрести, к избыточному и показному потреблению. Я подарил ребенку iPhone и отправил его на психолингвистическую программу в Великобританию, а что сделали вы для своего ребенка? Позволили ему развиваться и вырасти здоровым и психически уравновешенным? Бессмысленные слова. Разговор в пользу бедных…Порой же такой сценарий становится более-менее осознанным выбором. Есть масса возможностей начать растить профессионала буквально с пеленок, так почему бы не делать это? Тем более, когда все вокруг только и говорят о возможностях развития детей. Не буду останавливаться на том, что изрядная часть этих «всех» стремится заработать на родительских слабостях и любви. Им коммерчески выгодно создавать иллюзию, что своей головой сложный квест современного родительства не пройдешь. По моему мнению, это одна из засад общества потребления: нас приучают к ценности всего, что можно купить, к избыточному и демонстративному потреблению. Я взял ребенку айфон и отправил его в психолого-лингвистический лагерь в Великобританию, а что сделал для своего чада ты? Не мешал развиваться и вырастил здоровым и психически адекватным? Пустые слова. Разговор в пользу бедных…
Но профессиональное родительство — это и часть массовой культуры, тренд на гуманность, индивидуальность и любовь, заданные ещё произведениями Жан-Жака Руссо, или даже раньше, от поколения к поколению принимающий все новые формы и обретающий разнообразие. Детоцентризм набирает обороты, ставя в уязвимую ситуацию родителей: если я не делаю уроки за своего ребенка, значит, я его не люблю? Где вообще эти границы (и есть ли они?) между жестокостью, равнодушием и любовью? Не садистка ли я, если отказываю кровиночке в помощи? Или я его сейчас приучаю к зависимости и отнимаю веру в собственные силы? Приучаю надеяться во всем на меня? А может быть, я боюсь момента, когда я уже стану ему не нужна и он сможет без меня обходиться, ведь я не знаю, что буду делать со своей жизнью с этого дня? Здесь приходится признать, что современным родителям требуются большие компетенции, которых не дают ни в школе, ни в университете, нужны знания в области психологии, педагогики, философии и важно ещё на пути к этим знаниям не попасть в ловушку, расставленную теми, кто на этом попросту зарабатывает деньги. Практически нерешаемая задача!Профессиональное родительство — это также часть современной массовой культуры, отражающая тенденции к гуманности, индивидуализации и проявления любви. Эти идеи, восходящие к произведениям Жан-Жака Руссо или даже к более ранним эпохам, передаются из поколения в поколение, приобретая новые формы и расширяя разнообразие. Детоцентризм усиливает давление на родителей, порождая вопросы: если я не помогаю своему ребенку с домашним заданием, это означает, что я не люблю его? Где же находятся эти границы (или вообще существуют ли они?) между жестокостью, равнодушием и любовью? Не являюсь ли я садисткой, отказывая своему ребенку в помощи? Или, наоборот, провоцирую у него зависимость и лишаю его веры в собственные силы? Не приучаю ли я его надеяться на меня во всем? А возможно, я опасаюсь момента, когда мой ребенок станет самостоятельным и не будет нуждаться во мне, поскольку не представляю, чем буду заниматься в своей жизни после этого? В этой ситуации становится очевидно, что современным родителям необходимы более широкие компетенции, которые не формируются в школе или университете. Требуются знания в области психологии, педагогики, философии, и важно не стать жертвой мошенничества тех, кто на этом извлекает выгоду. Практически неразрешимая задача!Но профессиональное родительство — это и часть массовой культуры, тренд на гуманность, индивидуальность и любовь, заданные ещё произведениями Жан-Жака Руссо, или даже раньше, от поколения к поколению принимающий все новые формы и обретающий разнообразие. Детоцентризм набирает обороты, ставя в уязвимую ситуацию родителей: если я не делаю уроки за своего ребенка, значит, я его не люблю? Где вообще эти границы (и есть ли они?) между жестокостью, равнодушием и любовью? Не садистка ли я, если отказываю кровиночке в помощи? Или я его сейчас приучаю к зависимости и отнимаю веру в собственные силы? Приучаю надеяться во всем на меня? А может быть, я боюсь момента, когда я уже стану ему не нужна и он сможет без меня обходиться, ведь я не знаю, что буду делать со своей жизнью с этого дня? Здесь приходится признать, что современным родителям требуются большие компетенции, которых не дают ни в школе, ни в университете, нужны знания в области психологии, педагогики, философии и важно ещё на пути к этим знаниям не попасть в ловушку, расставленную теми, кто на этом попросту зарабатывает деньги. Практически нерешаемая задача!
Когда четкой системы координат нет, мы вынуждены делать выбор сами, отвечая в полной мере за его последствия. А это, как ни крути, героическая история, к которой не каждый готов. Поэтому, конечно, проще идти на поводу у тех устойчивых трендов, которые имеются сегодня в обществе, то есть делать с детьми уроки, поскольку так поступают все.В отсутствие определенной системы координат, выбор ложится на наши плечи, и мы несем полную ответственность за его результаты. Это история, требующая смелости и решимости, к которой не каждый готов. Поэтому, безусловно, легче следовать существующим в обществе тенденциям, например, проводить с детьми занятия, поскольку так делают все.Когда четкой системы координат нет, мы вынуждены делать выбор сами, отвечая в полной мере за его последствия. А это, как ни крути, героическая история, к которой не каждый готов. Поэтому, конечно, проще идти на поводу у тех устойчивых трендов, которые имеются сегодня в обществе, то есть делать с детьми уроки, поскольку так поступают все.
Хорошая новость заключается в том, что мир сегодня многогранен и поливариативен в отношении жизненных сценариев. Если выполнение домашнего задания вместе/за ребенка, принятое в вашем окружении, причиняет боль, можно поискать другие школы или вовсе уйти на домашнее или иное альтернативное обучение, не поддаваясь массовому психозу и объяснив ребенку непростые коллизии существования в обществе: нельзя жить в нём и быть при этом независимым от него.Позитивный момент состоит в том, что современные жизненные пути разнообразны и предлагают множество вариантов. Если помощь с домашними заданиями, которую практикуют в вашем окружении, вызывает негативные эмоции, стоит рассмотреть другие школы или перейти на домашнее обучение, не поддаваясь общественному давлению и объясняя ребенку сложные аспекты жизни в обществе: невозможно существовать в нём, сохраняя полную независимость.Хорошая новость заключается в том, что мир сегодня многогранен и поливариативен в отношении жизненных сценариев. Если выполнение домашнего задания вместе/за ребенка, принятое в вашем окружении, причиняет боль, можно поискать другие школы или вовсе уйти на домашнее или иное альтернативное обучение, не поддаваясь массовому психозу и объяснив ребенку непростые коллизии существования в обществе: нельзя жить в нём и быть при этом независимым от него.
И еще, открою тайну тем несчастным, дети которых сейчас в начальной школе: это пройдет. И начиная со средней школы ребенок все равно начнет учиться либо сам, либо с помощью репетиторов.Я раскрою секрет для тех родителей, чьи дети сейчас учатся в начальной школе: этот период пройдет. С переходом в среднюю школу ребенок начнет самостоятельно осваивать материал или с помощью преподавателей-репетиторов.И еще, открою тайну тем несчастным, дети которых сейчас в начальной школе: это пройдет. И начиная со средней школы ребенок все равно начнет учиться либо сам, либо с помощью репетиторов.
Крайне мало семей, где именно родители в состоянии натаскивать своё чадо по всем предметам до В большинстве семей родители не могут охватить все предметы школьной программы и помочь ребенку до 11 класса. Со временем, как ребенок или родители, могут задуматься о необходимости прекратить такую практику, ведь они не смогут сопровождать его на протяжении всей жизни и важно научить его самостоятельности, хотя бы в выполнении домашних заданий. класса. Кому-то, самому ребенку или родителям, однажды может прийти в голову мысль, что эту практику пора уже прекратить, родители ведь не проживут за свое чадо всю его жизнь, надо уже кое-что делать самостоятельно. Хотя бы уроки…
И всё же. Если вас практика выполнения домашнего задания за ребенка не расстраивает, а сближает с ребенком и доставляет удовольствие, если вы идете на это не под общественным давлением, а по зову сердца, — это тоже путь. Ваш путь. Вы имеете на него право. Как другие имеют право не ходить таким путём. И не стоит их в сердцах называть плохими и безответственными. Мы разные. Это прекрасно. Бог лес не ровнял, а людей и подавно.Даже если выполнение домашних заданий за ребенка не вызывает у вас беспокойства, а укрепляет ваши отношения, приносит радость, и вы поступаете так не из-за влияния окружающих, а по внутреннему побуждению, — это тоже допустимый вариант. Это ваш выбор, и вы имеете на него право. Так же, как и другие имеют право не следовать этой моделью. Не стоит судить их и навешивать ярлыки безответственности. Мы все разные, и это замечательно. Природа не создала всех одинаковыми, а уж люди и подавно.И всё же. Если вас практика выполнения домашнего задания за ребенка не расстраивает, а сближает с ребенком и доставляет удовольствие, если вы идете на это не под общественным давлением, а по зову сердца, — это тоже путь. Ваш путь. Вы имеете на него право. Как другие имеют право не ходить таким путём. И не стоит их в сердцах называть плохими и безответственными. Мы разные. Это прекрасно. Бог лес не ровнял, а людей и подавно.